В нынешнем году число желающих получить педагогическую профессию составило почти 400 тыс. человек — больше, чем когда-либо в современной России.
Согласно информации, озвученной на сентябрьском заседании коллегии Минпросвещения РФ, количество поступивших на педагогические специальности абитуриентов с 2019 года увеличилось на 21%. Министр Сергей Кравцов отметил, что сегодня педвузы пользуются большой популярностью — как по причине значительных инвестиций, сделанных государством за последнее время, так и благодаря кардинальным изменениям в самой системе подготовки педагогических кадров. В 2021 году президент РФ Владимир Путин в послании к Федеральному Собранию отдельно коснулся финансирования инфраструктуры профильных вузов, предложив выделить дополнительно 10 млрд рублей на их капитальный ремонт и техническое оснащение. В результате учебные заведения, готовящие педагогов, получили самое современное оборудование, в них созданы педагогические «Кванториумы», технопарки универсальных педагогических компетенций, что повлекло за собой изменение образовательных программ, введение новых образовательных модулей, развитие сети дополнительного образования.
«Для нас вопрос подготовки педагогических кадров крайне актуален. Надо сделать все, чтобы все школы были укомплектованы, чтобы мы видели прогноз в потребности кадров каждого учителя в каждом регионе. Нужно время, чтобы пришли молодые учителя, чтобы мы заранее готовились к тем изменениям, которые происходят в системе образования. Главный человек в обеспечении качества образования — учитель. Насколько будет подготовлен учитель, настолько качественным будет образование детей», — заявил Сергей Кравцов.
Как сообщили в Минпросвещения РФ, только в подведомственные вузы (их 38) в нынешнем году на педагогический бакалавриат и специалитет было подано 385 тыс. заявлений — на 100 тыс. больше, чем в прошлом году. А всего в российские университеты на педнаправления и специальности поступило 725 тыс. заявлений, средний конкурс в профильных вузах в текущем году составил 12 человек на место. Самый высокий конкурс отмечен на направлениях с двумя профилями подготовки — 14 человек на место. Их отличие от стандартных в том, что с дипломом такой программы педагог может преподавать два разных предмета. Чаще всего выбирали направления, включающие специальность «история». В магистратуру на педагогические направления поступили почти 10 тыс. человек. Средний конкурс там составил 4 человека на место.
Классный час. На популярность профессии влияет целый ряд факторов: качественная профориентация, наличие высокооплачиваемой и престижной работы, карьерные перспективы, уважение в обществе. Во всех этих аспектах, очевидно, педагогическое образовательное сообщество за последние годы продвинулось далеко вперед, что заметно по контрольным цифрам приема. Огромный резонанс, в том числе в СМИ и соцсетях, имеют профессиональные конкурсы, многие учителя, особенно молодые и хорошо освоившие модные мультимедийные технологии, становятся настоящими звездами, собирая солидную аудиторию на различных информационных платформах. Огромным подспорьем в профориентационной работе стало создание профильных психолого-педагогических классов — ребята здесь не только получают исчерпывающую информацию о профессии учителя, но и могут рассчитывать на определенные льготы при поступлении в вуз или колледж.
«Психолого-педагогический класс — это раннее выявление одаренных детей, это новые формы профориентационной работы, это усиленная предметная подготовка по различным направлениям, в том числе по физике, математике, биологии, химии. Конечно, это и первые профессиональные пробы, которые делают учащиеся на площадках психолого-педагогических классов. Сегодня эта площадка объединяет абсолютно всех заинтересованных в качественном, в том числе педагогическом, образовании», — отмечает ректор АГГПУ имени В. М. Шукшина Людмила Мокрецова.
«Это наиболее мотивированные, заинтересованные и подготовленные ребята. Педагогические классы позволяют попробовать себя и посмотреть на профессию не только с точки зрения человека, который сидит в аудитории, но и заглянуть за кулисы», — соглашается ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Сергей Тарасов.
Сегодня в 88 субъектах РФ функционирует более чем 5,5 тыс. психолого-педагогических классов, в которых обучаются свыше 81 тыс. школьников. Более 4,5 тыс. выпускников таких классов в 2023 году поступили в вузы на педагогические специальности.
Учиться и учить. Еще одна важная реформа последних лет — привлечение студентов к преподавательской деятельности. Так, в нынешнем году вступил в силу закон, разрешающий обучающимся последних курсов педагогических колледжей официально работать в детских садах и начальных классах школы. При этом в дошкольных учреждениях работать смогут только совершеннолетние студенты, обучающиеся по специальности «дошкольное образование» и прошедшие промежуточную аттестацию за два предшествующих года обучения. А чуть ранее, в 2020 году, такое право уже получили студенты педагогических вузов. Комментируя данную новацию, председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин отмечал, что это поможет отчасти восполнить кадровый дефицит, в том числе временный. «В школах, особенно в сельской местности, учителей не хватает, в первую очередь предметников — по иностранным языкам и информатике. А бывают случаи, когда в середине года учитель увольняется или уходит в декретный отпуск. Подыскать замену в такой период сложно, а оставить класс без учителя нельзя», — пояснял Володин. Помимо плавного входа в профессию для многих студентов и учащихся колледжей очень важен и стабильный доход — ни для кого не секрет, что в педагогические вузы идут дети не из самых богатых семей, которым сложно обеспечивать их на протяжении всего курса обучения. Постепенно преодолевается и еще один неприятный тренд, сопровождавший педагогическое образование на протяжении длительного времени: молодые выпускники колледжей и вузов совсем не торопились идти работать в школы, используя свое образование как трамплин. По данным сайта SuperJob, 60% выпускников педвузов намерены работать в образовательных учреждениях, таких как детские сады, школы и колледжи. Семь лет назад по специальности шли работать только 25% молодых педагогов. Согласно свежим данным Минпросвещения РФ, сегодня ситуация довольно круто поменялась. Практически 80% выпускников педагогических программ вузов устраиваются на работу в школы. Среди целевиков цифра еще выше — 89%.