За счет работодателя. За последние 10-15 лет российское образование совершило колоссальный разворот в сторону реальных потребностей экономики. Достаточно сказать, что для значительной части руководителей учебных заведений одним из главных предметов гордости являются базовые кафедры и специализированные лаборатории, которые они открывают совместно с предприятиями-партнерами. Здесь важно, что затраты на материальное обеспечение таких лабораторий чаще всего несет будущий работодатель, что выгодно для учебных заведений со всех сторон: это и экономия собственных средств, и актуализация учебно-производственной базы, и практически 100-процентная гарантия трудоустройства выпускников.

Так, в одном из ведущих опорных вузов страны — Донском государственном техническом университете — насчитывается уже два десятка базовых (корпоративных) кафедр. Всего у ДГТУ порядка 170 предприятий-партнеров, базовые кафедры созданы с региональными лидерами своих направлений, такими как ФГУП «РНИИРС», ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш», ПАО «Роствертол», группа компаний «Турбулентность-Дон». «Сейчас, если работодатель приходит за выпускником в момент получения им диплома, то он, скорее всего, опоздал на несколько лет, — отмечает ректор ДГТУ Бесарион Месхи. — Скорее всего, ему придется потратить значительное время и средства для адаптации бывшего студента к рабочему месту. Да и выбор у такого работодателя будет невелик — все способные студенты уже к 3-4-му курсу примерно представляют себе, где будут работать по окончании вуза».
Для предприятий такой формат взаимодействия тоже очень интересен. Так, один из флагманов экономики Ростовской области — Новочеркасский электровозостроительный завод вложился в кафедру транспортного машиностроения. Председатель совета директоров НЭВЗа Сергей Подуст является заведующим этой кафедры, ряд сотрудников — штатными преподавателями, выпускные экзамены, как правило, проходят прямо в цехах завода, а дипломы пишутся по насущным для предприятия проблемам.

Неудивительно, что около 95% выпускников (кафедра является выпускающей) приходят работать именно на НЭВЗ, который за годы обучения становится для них фактически родным домом. «Эффективность этого взаимодействия подтверждается отсутствием острой потребности у предприятия в высококвалифицированных специалистах конкретного технологического профиля», — поясняет Подуст.
По схожей схеме с ДГТУ работает лидер отечественного вертолетостроения «Роствертол». Кафедра «Авиастроение» располагается в помещениях завода, в самом вузе студенты получают теоретические знания.

«На вас заявка». Российское отраслевое образование уходит от последствий некоего хаоса и вольницы 90-х годов в сторону жесткого планирования и ориентации на реальные потребности работодателей, и это залог того, что в стране будет готовиться меньше специалистов, идущих после вуза работать куда угодно, только не по специальности.
Выступая в январе с посланием к Федеральному Собранию, президент РФ Владимир Путин особо коснулся проблем высшего образования. Он сообщил, что с нынешнего года порядок приема в вузы по медицинским специальностям «существенно изменится». В частности, устанавливается доля целевого приема на обучение за счет бюджета: по специальности «Лечебное дело» — 70% мест, «Педиатрия» — 75%. В отношении ординатуры вводится 100-процентное целевое обучение по дефицитным специальностям. «Квоты на целевой прием будут формироваться по заявкам регионов, а они в свою очередь должны предоставить гарантию трудоустройства будущим выпускникам», — пояснил президент.

По мнению заведующего учебной частью кафедры онкологии, детской онкологии и лучевой терапии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Глеба Кондратьева, новое распоряжение — часть большой государственной программы, призванной обеспечить регионы врачами. Согласно данным РБК, в конце 2018 года субъектам РФ не хватало около 100 тыс. врачей и среднего медицинского персонала. Глеб Кондратьев уточняет, что больше всего во врачах нуждается первичное звено — поликлиники. «Выпускник должен отработать несколько лет в медучреждении, которое направило его в ординатуру, например в поликлинике, онкологическом центре или диспансере. Зачастую без возможности выбора профиля-направления — на амбулаторном приеме. Получается, что наша задача — подготовить онколога амбулаторного звена, владеющего знаниями по всем опухолевым процессам, но не являющегося абсолютным профи в какой-то одной области», — поясняет эксперт.
Целевой набор — лучшее решение по сравнению с системой распределения во времена Советского Союза, уверен ректор Сеченовского университета, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России Петр Глыбочко. «Региональные вузы реально получат большое количество бюджетных мест по целевому набору, а значит, и соответствующее финансирование. Это даст им возможность активно развиваться: изменить программы обучения, улучшить качество подготовки будущих выпускников, которые обязательно должны быть хорошо подготовлены, так как сразу после шестого курса пойдут работать в первичное звено здравоохранения», — отмечает Глыбочко.
В свою очередь абитуриенты получат возможность приоритетного поступления по целевому набору. «Медицинские вузы страны сегодня готовы принять 70% и даже больше студентов по целевому набору по направлению «Лечебное дело». Помимо этого студенты получат возможность после третьего курса проходить медсестринскую и врачебную практику в том регионе, где получили целевое направление», — комментирует ректор.

Выйти в поле. Агропромышленный сектор за последние несколько лет превратился в один из главных локомотивов экономики России, однако аграрные вузы, как ни странно, особой пользы из этого не извлекли. Находясь в ведомственном подчинении Минсельхоза, а не Минобрнауки, они являются «непрофильным активом» и денег получают год от года все меньше, при этом их материально-техническая база в силу специфики крайне громоздкая и дорогая. Еще один камень преткновения — выпускники аграрных вузов, отучившиеся в больших городах (а именно там располагается подавляющее большинство сельскохозяйственных университетов и академий), не горят желанием возвращаться в село, где и платят немного, и инфраструктура скромная, и бытовых условий нет. Все это приводит к тому, что, например, доля руководителей хозяйств всех типов с профильным высшим образованием составляет сегодня не более трети.
Практически у всех сельхозвузов еще с советских времен остались собственные учебно-производственные хозяйства, которые требуют значительных расходов, но при умелом хозяйствовании вполне могут хотя бы частично окупаться. В условиях всеобщей коммерциализации этот фактор приобретает особую важность. Опытное хозяйство Тимирязевской академии — крупнейшее в стране и приносит вузу несколько сотен миллионов рублей в год. Его основное предназначение — практика для студентов и экспериментальное поле для преподавателей, однако мощный научный потенциал, приложенный к земле, позволяет академии неплохо на этом зарабатывать.
В частности, открытый не так давно Центр развития животноводства поставляет на рынок свежее молоко, высококачественный сыр разных сортов, йогурты, топленое молоко, творог. Собственное дойное стадо, как объясняет руководитель центра Ольга Соловьева, пока небольшое (только 25 голов), однако перспективы развития — самые радужные: продукты идут нарасхват. Еще Тимирязевка производит мед, овощи, фрукты, ягоды, большим спросом пользуется высококачественный посадочный материал. При правильно выстроенных отношениях с крупными предприятиями технику для опытных полей можно получить совершенно бесплатно.
Добыть, не запачкав рук. Как любит повторять министр энергетики России Александр Новак, ТЭК является одним из лидеров развития цифровых технологий и главным драйвером их внедрения. И с ним сложно не согласиться. В представлении обывателя нефтяники — это крепкие мужчины в спецформе, пробивающие землю огромным буром в поисках черного золота где-то на краю света. На самом деле, как объясняет директор по технологиям ПАО «Газпром нефть», куратор совместных образовательных программ с СПбПУ, СПбГУ, МФТИ Марс Хасанов, сегодня нефтяника следует представлять как высококвалифицированного инженера с высокими ИТ-скиллами, который, кстати, как правило, управляет процессом добычи за компьютером в удобном кресле за несколько тысяч километров от места действия.
«Сфера нефтедобычи стремительно меняется: пласты теперь тоньше и залегают на глубине в 3-4 километра, и обнаружить их, а затем и правильно извлечь невозможно без применения сложных ИТ-технологий. Соответственно, меняются и требования к подготовке студентов, для которых информатика становится едва ли не ключевым предметом», — отмечает Хасанов.
Большое внимание при подготовке будущих специалистов нефтегазовой отрасли уделяется математическому моделированию и созданию концептов, ИТ-разработке, компьютерному инжинирингу. Ректор Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина Виктор Мартынов рассказывает, что в вузе более 3 тыс. компьютеров. «И это не простые вычислительные машины, к которым мы привыкли на бытовом уровне. Эти машины по вычислительной мощности не сильно отличаются от тех, что имеют в своем распоряжении ведущие нефтяные компании мира. Нет смысла ставить в учебной лаборатории «слабое железо», которое просто не потянет необходимое в процессе обучения программное обеспечение», — уверен Мартынов.
Еще одна специфика нефтегазовых вузов — большой акцент на изучении иностранных языков. Виктор Мартынов говорит, что ТЭК — очень дорогой рынок, именно поэтому он открыт в планетарном масштабе, зарплатные возможности позволяют специалистам легко переходить из одной глобальной компании в другую, и они должны быть готовы быстро адаптироваться в совершенно иной национальной и языковой среде. Студентам, как подчеркивает ректор «Губки», практически ежедневно приходится иметь дело с источниками информации на другом языке, прежде всего на английском.
В Томском политехническом университете обучение по программе MSc in Petroleum Engineering (будущие разработчики нефтяных скважин) ведется на двух языках — английском и русском. Преподаватели шотландского университета Heriot-Watt, соавторы данной программы, читают свои лекции и принимают экзамены без адаптации — ровно так же, как и для британских студентов.

Снова в школу. Подготовка учителей — еще одна тема в образовании, актуальная на самом высоком уровне. Правительство сделало несколько важных шагов, направленных на повышение престижа профессии (значительный рост зарплат, доплаты за классное руководство, программа «Земский учитель» и т. д.). 33 федеральных педагогических вуза перешли под крыло Минпросвещения с соответствующими изменениями в статусе и финансировании.
Студентам-педагогам предписано активнее идти в школу, причем не только на роли стажеров. В 2020 году в связи с пандемией всплыла очень серьезная проблема учительского состава, большая часть которого в России по-прежнему находится в преклонном возрасте, — неумение пользоваться новыми технологиями, необходимыми для организации учебного процесса, в частности в удаленном режиме. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена даже разработал специальную программу по цифровому волонтерству, в которую вошли порядка 500 студентов — они помогают школьным учителям осваивать новые технологии.
Важной новацией в педагогическом образовании стало и то, что с нынешнего года студенты могут идти работать в школу уже после третьего курса. Такая возможность для них предусмотрена поправками в федеральный закон «Об образовании в РФ», принятыми Госдумой в мае. «Старшекурсники и так в большинстве своем подрабатывают — на предприятиях общественного питания, курьерами и т. д. И если выбирать, то уж лучше пусть студент работает и получает зарплату в школе. Кому-то из ребят новый закон даст возможность найти первое место работы на два-три часа в неделю, получить интересный опыт, вести кружки в школе или в учреждении дополнительного образования», — рассуждает ректор РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Богданов.
Появятся у вузов, готовящих учителей, и базовые школы — предполагается, что таким образом у студентов будет постоянное и стабильное место для практики, а школам это даст необходимую кадровую подпитку. А в Санкт-Петербурге пошли еще дальше, подготовив для одной из новых школ целую команду молодых педагогов, «под ключ» решив вопрос ее обеспечения кадрами.
«Это экспериментальный проект совместно с правительством Ленинградской области. Мы собрали 40 перспективных ребят — будущих математиков, биологов, филологов, физиков — и около года готовили их под конкретную задачу по самым передовым методикам. 1 сентября они приступили к работе. Конечно, в школе ребятам не обойтись без опытных наставников, хотя бы несколько человек должно быть — мы их нашли, подключили к процессу. В итоге получилась очень сильная сбалансированная команда. Надеемся, что эта школа станет одной из лучших в регионе по качеству обучения»,  — сказал Сергей Богданов. 

ТОП-5 крупнейших отраслевых вузов России

Наименование (описание) Количество обучающихся
1 Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина
(медицина и биотехнологии)
34 717
2 Сибирский федеральный университет
(нефтегазовое дело)
31 573
3 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
(инженерные направления)
30 671
4 Казанский (Приволжский) федеральный университет
(педагогические направления)
28 414
5 Казанский национальный исследовательский технологический университет
(сельскохозяйственные направления)
20 479
Итого: 145 854

Место

Название вуза

Количество обучающихся

Медицина и биотехнологии

1

Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина

34 717

2

МГУ имени М. В. Ломоносова

30 671

3

Казанский (Приволжский) федеральный университет

28 414

4

Дальневосточный федеральный университет

24 753

5

Санкт-Петербургский государственный университет

21 817

6

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

20 133

7

Воронежский государственный университет

18 877

8

Российский университет дружбы народов

17 603

9

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова

13 573

10

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

6 620

Инженерные направления

1

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

30 671

2

Казанский (Приволжский) федеральный университет

28 414

3

Санкт-Петербургский государственный университет

21 817

4

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

18 691

5

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

17 477

6

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана

15 677

7

Национальный исследовательский Томский государственный университет

14 359

8

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

8 510

9

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

6 620

10

Московский физико-технический институт (государственный университет)

5 611

Педагогические направления

1

Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина

34 717

2

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

30 671

3

Казанский (Приволжский) федеральный университет

28 414

4

Дальневосточный федеральный университет

24 753

5

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

24 627

6

Южный федеральный университет

24 365

7

Санкт-Петербургский государственный университет

21 817

8

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

20 133

9

Российский университет дружбы народов

17 603

10

Национальный исследовательский Томский государственный университет

14 359

Нефтегазовое дело

1

Сибирский федеральный университет

31 573

2

Казанский (Приволжский) федеральный университет

28 414

3

Дальневосточный федеральный университет

24 753

4

Санкт-Петербургский государственный университет

21 817

5

Казанский национальный исследовательский технологический университет

20 479

6

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

18 691

7

Российский университет дружбы народов

17 603

8

Уфимский государственный нефтяной технический университет

12 844

9

Санкт-Петербургский горный университет

12 280

10

Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина

8 493

Сельскохозяйственные направления

1

Казанский национальный исследовательский технологический университет

20 479

2

Тюменский государственный университет

19 928

3

Оренбургский государственный университет

19 727

4

Кубанский государственный университет

18 485

5

Российский университет дружбы народов

17 603

6

Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского

17 460

7

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова

16 250

8

Национальный исследовательский Томский государственный университет

14 359

9

Пермский государственный национальный исследовательский университет

10 948

10

Московский государственный университет пищевых производств

8 431

Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие вузы по пяти направлениям: «Медицина и биотехнологии», «Инженерные направления», «Педагогические направления», «Нефтегазовое дело», «Сельскохозяйственные направления». Основанием для ранжирования стало общее число студентов по состоянию на 2019 год. Данные для составления рейтинга взяты из отчетов о самообследовании либо, в случае отсутствия свежих данных, запрошены в вузах. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.

 |