Согласно данным аналитического центра международного холдинга «ЕвроМедиа», крупнейшие по сумме инвестиций проекты сегодня реализуют высшие учебные заведения. Ведущий отечественный вуз, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, в 2015 году анонсировал начало создания научно-технологической долины на новой территории. Инновационный научно-технологический центр, получивший название «Воробьевы горы», будет состоять из 9 кластеров — в них разместятся технологичные и ИТ-компании по направлениям, научно-исследовательские подразделения крупных корпораций, а также стартапы, в том числе студенческие. Как рассказали в пресс-службе МГУ, для инновационных предприятий — резидентов центра будет создан максимально благоприятный режим налогообложения и регулирования. Проекты компаний в течение 10 лет не будут облагаться налогами, в том числе на имущество, на прибыль и НДС (при годовой выручке до 1 млрд рублей). Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды снизят до 14%. Для привлечения иностранных работников не потребуется отдельного разрешения.
«Огромный потенциал при университетах, в частности при Московском университете, требовал перехода к работе по высоким технологиям. Поэтому родилась идея создать долину, научно-технологический центр, где бы молодые ученые, аспиранты, студенты что-то придумывали, «паяли» и получали высокие технологии, которые так нужны нам», — заявил в ходе закладки первого камня «Воробьевых гор» ректор МГУ Виктор Садовничий.
Примечательно, что если в случае с инновационным центром «Сколково», с которым часто сравнивают мегапроект Московского госуниверситета, большинство расходов взяло на себя государство, то «Воробьевы горы» будут спонсировать преимущественно «патроны» самого МГУ (среди членов попечительского совета вуза — топ-менеджеры «Газпрома», «Русала», «РуссНефти», ВТБ).
Проект гораздо скромнее, но тоже с приставкой «мега», реализует МГТУ им. Баумана. В «Бауманской технологической долине» стоимостью порядка 20 млрд рублей разместятся гостиница, комплекс общежитий, конгрессный и медиацентр, испытательный и биомедицинский центры, центр транспортно-технологических систем и многое другое — всего 22 инновационных научно-образовательных центра. Также предусмотрены модернизация и ремонт уже действующих корпусов университета.
Третьим в рейтинге самых масштабных проектов в сфере образования стало строительство и оснащение новых корпусов Академии РВСН им. Петра Великого. В подмосковной Балашихе, как отмечает пресс-служба академии, создан комплекс зданий и сооружений военного образовательного учреждения нового типа. «Планировка нового корпуса позволила объединить в одном месте все образовательное и научное пространство. Основу образовательного сегмента составляют учебно-тренировочные комплексы и специализированные лаборатории. Здесь сформирован технопарк современных и перспективных макетов и тренажеров для формирования навыков по изучению образцов вооружения и специальной техники», — отмечается в сообщении академии.
Школьная пора. Большинство крупных проектов, которые сегодня находятся в стадии реализации, — мега- школы стоимостью свыше 1 млрд рублей. Выделяется на общем фоне нижегородская «Школа 800» — проект с бюджетом почти 6,2 млрд рублей. Учреждение будет рассчитано на 4550 мест — три корпуса в Нижнем Новгороде и центр дополнительного образования в г. Бор, объединенные единой образовательной программой. Проект реализует Минпросвещения РФ в рамках ликвидации двухсменного режима обучения, здесь будут применены передовые архитектурные решения, внедрены ведущие разработки отечественной педагогики.
Консультантом выступает один из лучших учителей России Леонид Наумов, который помогает правильно организовать ученические потоки, спланировать все помещения, перегородки, вплоть до каждого конкретного рабочего места для детей и преподавателей. Аудитории будут оснащены по самому последнему слову науки и техники, в распоряжении ребят будет оборудование, которого до недавнего времени не имели даже специализированные вузы. Например, для изучения анатомии партнер проекта ГК «Просвещение» разработал специальный мультимедийный стол Пирогова, где можно изучить строение внутренних органов человека и даже провести виртуальную операцию.
Целый образовательный кластер появится в Воронеже. Общая площадь школы на 110 классов, которую планируется построить в рамках областной адресной инвестиционной программы, составит около 60 тыс. кв. метров. Школа будущего, как называют ее в регионе, будет оснащена специальной системой наблюдения за индивидуальной активностью каждого ребенка с использованием «умных» гаджетов и браслетов. Система, в частности, позволит дистанционно контролировать здоровье учеников: пульс, давление, температуру. За пределами здания учреждения предусмотрены большая площадка для летательных аппаратов и квадрокоптеров, учебно-опытная зона с грядками, теплицами и водоемами с морскими волнами на поверхности и противотоком для испытания плавающих роботов. Вместо традиционной столовой будет работать школьный ресторан: учащимся предложат при помощи специальной программы на их гаджетах заказывать обед по меню, выбрав подходящую перемену и удобный обеденный зал.
Откуда деньги. Большинство образовательных проектов, которые реализуются в России, финансируются по национальному проекту «Образование», его стоимость до конца 2024 года составит 784,5 млрд рублей. Больше трети этой суммы (295 млрд рублей) отдано на федеральный проект «Современная школа». Здесь основные статьи расходов — строительство и ремонт школ, обновление материально-технической базы учебных заведений, расположенных в сельской местности и поселках городского типа. Кроме того, именно в рамках этого проекта предпринимаются шаги по выходу России в десятку стран с наиболее высоким уровнем образования.
Всего в ближайшие четыре года будет построено не менее 1300 новых школ, в которых смогут учиться свыше 1 млн детей. Важным инфраструктурным блоком станет возведение технопарков «Кванториум», к 2024 году их число достигнет 245. Также каждый регион должен построить у себя центр по поиску и поддержке талантливых детей по модели сочинского «Сириуса».
Несмотря на огромные инвестиции, идущие на создание современной инфраструктуры образования из федерального и региональных бюджетов, денег не хватает, а потому субъектам РФ настоятельно рекомендовано использовать схему государственно-частного партнерства. В России уже возводится несколько объектов по договору концессии. Как правило, инвестору предлагают вложить определенную долю своих средств, а остальную сумму взять в кредит, залогом в этом случае выступает право на концессию — дальнейшее использование объекта с возможностью получения коммерческой выгоды. Конечно, никакой коммерческой выгоды из школы извлечь невозможно, поэтому в дальнейшем регион компенсирует инвестору затраты за счет капитального гранта и фиксированных инвестплатежей, а через оговоренный промежуток времени концессионер передает объект региону в собственность.
Ярким примером является «Школа 800» в Нижегородской области, партнером субъекта в проекте выступает ГК «Просвещение», а финансирует строительство Сбербанк. В региональном правительстве полагают, что пилотный проект ГЧП поможет отработать механизм концессии, и в дальнейшем эта практика позволит «втрое быстрее построить современные школы, решив проблему обучения во вторую смену». К 2023 году в области, где все еще остро стоит проблема двухсменки, планируется создать дополнительно 33 тыс. школьных мест.
Данную схему активно внедряют и другие регионы. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа в середине прошлого года объявило о начале строительства по договору концессии двух школ. В основе реализации проектов лежит «коробочное решение», разработанное Сбербанком совместно с фондом развития Югры. «Концессионер — частная компания — за свой счет проектирует, строит и оснащает объект, а также осуществляет его техническую эксплуатацию в течение пяти лет», — уточнили в руководстве ХМАО.
«У нас на региональном уровне подготовлены все документы для концессионного строительства школ, ведутся поиски инвестора, — сообщил журналу министр просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарии Анзор Езаов. — Мы считаем, что это действенный инструмент для решения проблемы нехватки учебных заведений».
Частное дело. Немало строится в России и частных школ на деньги коммерческих компаний и меценатов. Есть такие проекты и в топ-30 нашего журнала. Так, «Газпром» достраивает свою вторую частную школу на 825 мест в Санкт-Петербурге (первая уже работает в Москве). Это будет элитное учебное заведение, куда смогут пойти учиться дети сотрудников компании. Однако, как оговаривается в сообщении «Газпрома», есть и исключения — для особо талантливых ребят.
И если в случае с газовым монополистом строительство своей школы — это скорее социальная опция для собственных работников, то, к примеру, проекты фонда «Вольное дело» бизнесмена Олега Дерипаски — чистое меценатство. В родном для Дерипаски Лабинском районе Краснодарского края фонд реализует ряд программ, в том числе проект «Школа нового поколения», в рамках которого в учебные заведения муниципалитета поступает новое оборудование, а педагоги проходят курсы повышения квалификации.
На деньги бизнесмена построен лицей для талантливых детей в Усть-Лабинске — один из крупнейших образовательных объектов в топ-30. У этого проекта огромные амбиции: соратники Олега Дерипаски утверждают, что лицей не только станет одним из престижнейших учебных заведений России, но и составит конкуренцию лучшим мировым школам и колледжам. «Миссия Усть-Лабинского лицея — дать способным и целеустремленным детям из регионов образование по международным стандартам и открыть им двери в лучшие вузы, таким образом формируя научно-техническую элиту — инновационный и социальный капитал нашей страны, а возможно, и всего мира», — прокомментировали в пресс-службе фонда «Вольное дело».