В августе на базе департамента конгрессных мероприятий МИД «ЕвроМедиа» состоялась онлайн-конференция, организованная при участии АНО «Центр развития СМИ». Главными спикерами конференции стали руководители средних специальных учебных заведений из различных регионов страны, готовящих высококвалифицированные кадры для экономики и социальной сферы. 

В своем видеообращении к участникам дискуссии заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по образованию и науке Лариса Тутова подчеркнула, что заинтересованность в среднем профессиональном образовании в стране сегодня высока: в техникумах и колледжах обучаются более 3 млн молодых людей. «Растет не только качество СПО, но и заинтересованность в получении этого уровня образования со стороны наших школьников, — отметила депутат. — Сейчас мы даже говорим о том, чтобы среднее профессиональное образование сближалось с уровнем бакалавриата, высшего образования: настолько высока потребность в работниках технического профессионального образования».

Пандемия коронавируса дала понять: в ближайшее время колледжам необходимо научиться быстро реагировать на все изменяющиеся условия, стать более гибкими. «Временной интервал обучения рабочим специальностям должен сокращаться, — высказала мнение Лариса Тутова. — Обучение должно максимально соответствовать потребностям рынка труда. Также это касается умения подстраиваться под внешнюю ситуацию, вовремя кооперироваться, создавать образовательные альянсы и отвечать на вызовы работодателей». 

Участникам и зрителям конференции был представлен опыт развития СПО в различных субъектах России.
«Основополагающее конкурентное преимущество любого региона обеспечивается развитием кадрового потенциала вместе с ростом уровня образования населения. И как раз в сфере среднего образования лежит ключ к обеспечению стабильного экономического роста региона и страны в целом. Основным фактором здесь выступает повышение качества образования профессиональных кадров, а это возможно при переходе средних профессиональных образовательных учреждений на инновационный путь развития, — заявил заместитель министра образования и молодежной политики Чувашии Илья Царевский. — Сегодня наша республика входит в число девяти регионов РФ по охвату студентов ссузов участием в проекте «Молодые профессионалы» и является вторым регионом, присоединившимся к движению WorldSkills Russia. Также четыре техникума Чувашии вошли в топ-100 лучших образовательных организаций по версии WorldSkills Russia. Студенты выступают на олимпиадах, где с успехом представляют свои колледжи. Побед у ребят немало, что в будущем им очень помогает. Мы тщательно мониторим ситуацию с трудоустройством выпускников наших ссузов, активно взаимодействуем с республиканскими службами занятости. В нынешнем году эта работа проходила в онлайн-формате, и достаточно успешно. Также уже не первый год идет активное сотрудничество с работодателями. И, как показывает практика, большая часть выпускников наших ссузов трудоустраиваются в первый же год».

Одна из важнейших отраслей экономики, нуждающихся в квалифицированных кадрах, — строительная. По признанию директора Саранского строительного техникума Сергея Ведяйкина, сегодня ссуз и сам испытывает серьезные проблемы с кадрами, так как его преподавателями являются либо люди старшего, предпенсионного поколения, либо вчерашние студенты. Люди среднего возраста выбирают реальный сектор, где они могли бы зарабатывать хорошие деньги. Поэтому в первую очередь для эффективного процесса обучения молодых преподавателей техникум вынужден самостоятельно дообучать и стажировать на промышленных предприятиях. 
Еще одной проблемой процесса обучения является несовершенство цифровых технологий, по которым потенциальный работодатель «не видит» свои будущие кадры. Он не может получить для себя нужную информацию, так как внутренние информационные системы ссузов не гармонизированы с внешними. По мнению Сергея Ведяйкина, необходимо разработать стандарт формирования «цифрового двойника студента», который мог бы стать доступным для бизнеса. В этом случае потенциальный работодатель будет уже видеть и «вести» своего студента, которому по окончании обучения предложит рабочее место на своем предприятии.

О важности взаимодействия с потенциальными работодателями упомянул и директор Саранского электромеханического колледжа Сергей Махалов. «Платформой современной модели профессионального образования должны быть требования работодателей, — сказал он. — В нашем ссузе работа построена таким образом, что преподаватель совместно с работодателем выделяет базовые технические компетенции, и это позволяет студентам применять полученные знания в знакомых и незнакомых ситуациях. Поэтому в колледже особое внимание уделяется социальному партнерству. Наши партнеры активно участвуют в работе со студентами, предоставляют рабочие места для практики, проводят их аттестацию, озвучивают требования к их компетенции. Мы ведем постоянный поиск новых партнеров. В настоящее время с нами сотрудничают около 60 предприятий и организаций — это решает проблему трудоустройства наших выпускников».

Важная тема — получение среднего профессионального образования инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья. Как рассказала директор Нижегородского Губернского колледжа Наталья Катышева, в ссузе созданы все условия для развития среднего профобразования, которые должны отличаться мобильностью, краткосрочностью и конкретностью. При этом в условиях пандемии необходимы хорошая информационная база, наличие эффективного интернет-сайта, электронных дневников и журналов, внедрение программы Moodle (среды дистанционного обучения) и др. Кроме того, считает директор, в нынешних условиях для базового колледжа подготовки ребят с инвалидностью и ОВЗ сложно проводить аттестацию и сдавать демоэкзамены. Нужно учитывать эти ограничения и адаптировать учебный процесс под их возможности.
Медицинские ссузы не готовят специалистов для реального сектора экономики, однако от профессионализма их выпускников не в последнюю очередь зависит эффективность миллионов работников предприятий. «Медицина — это хоть и не промышленность, но все же отрасль, и, как показали события последних месяцев, отрасль немаловажная, — обратила внимание директор Новосибирского медицинского колледжа Светлана Домахина. — И сегодня одна из самых серьезных ее задач — укомплектование кадрами. Здесь нельзя не отметить такие аспекты, как практикоориентированность, взаимодействие с работодателями, профориентация на конкретные специальности и, конечно, участие в проекте «Молодые профессионалы WorldSkills». Все это способствует тому, что к нам стали приходить более сознательные абитуриенты. Мы ведем подготовку по семи специальностям, и в нынешнем году конкурс в колледж достиг 20 человек на место. Это те люди, которые хотят учиться, и уровень подготовки у них уже будет значительно выше. А это решает главный вопрос — обеспечение высокого уровня подготовки медицинских кадров». 

ТОП-5 крупнейших средних специальных учебных заведений России

Наименование (описание) Количество учащихся очной формы
1 Свердловский областной медицинский колледж
Уральский федеральный округ
3 693
2 Уфимский топливно-энергетический колледж
Приволжский федеральный округ
3 296
3 Сибирский профессиональный колледж
Сибирский федеральный округ
3 178
4 Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26
Центральный федеральный округ
3 004
5 Чеченский базовый медицинский колледж
Северо-Кавказский федеральный округ
2 867
Итого: 16 038

Место

Федеральный округ

Количество учащихся очной формы

Центральный

1

Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26

3 004

2

Колледж связи № 54 имени П. М. Вострухина

2 860

3

Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

2 436

4

Московский медицинский колледж № 1

2 173

5

Колледж железнодорожного и городского транспорта

2 042

Северо-Западный

1

Петровский колледж

2 788

2

Колледж строительной индустрии и городского хозяйства

2 597

3

Колледж туризма и гостиничного сервиса

2 486

4

Автотранспортный и электромеханический колледж

1 974

5

Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции

1 870

Уральский

1

Свердловский областной медицинский колледж

3 693

2

Южно-Уральский многопрофильный колледж

3 266

3

Южно-Уральский государственный технический колледж

2 854

4

Уральский политехнический колледж

1 998

5

Челябинский автотранспортный техникум

1 449

Южный

1

Краснодарский монтажный техникум

2 189

2

Волгоградский технологический колледж

2 152

3

Краснодарский машиностроительный колледж

1 865

4

Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики

1 770

5

Краснодарский архитектурно-строительный техникум

1 650

Северо-Кавказский

1

Чеченский базовый медицинский колледж

2 867

2

Дагестанский базовый медицинский колледж им. Аскерханова

2 191

3

Ставропольский базовый медицинский колледж

2 043

4

Махачкалинский технический колледж

1 765

5

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

1 697

Приволжский

1

Уфимский топливно-энергетический колледж

3 296

2

Казанский медицинский колледж

2 827

3

Нижегородский медицинский колледж

2 378

4

Казанский авиационно-технический колледж им. Дементьева

2 273

5

Казанский автотранспортный техникум им. Обыденнова

1 685

Дальневосточный

1

Читинский колледж отраслевых технологий и бизнеса

1 820

2

Якутский медицинский колледж

1 365

3

Бурятский республиканский индустриальный техникум

1 306

4

Хабаровский технологический колледж

1 290

5

Приморский политехнический колледж

1 197

Сибирский

1

Сибирский профессиональный колледж

3 178

2

Омский авиационный колледж имени Н. Е. Жуковского

2 468

3

Алтайский архитектурно-строительный колледж

2 164

4

Алтайский промышленно-экономический колледж

1 946

5

Красноярский колледж радиоэлектроники и информационных технологий

1 606


Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие учреждения среднего профессионального образования всех профилей. Основанием для ранжирования стало количество учащихся всех форм обучения. Данные предоставлены учебными заведениями, а также взяты из открытых источников: отчетов о самообследовании, информационно-аналитических материалов по результатам проведения мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки России, данных приемных комиссий учебных заведений, их официальных сайтов. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.

 |