Однако образование и воспитание подрастающего поколения были и остаются стратегическими целями любого государства. Какие изменения предстоят в системе образования страны, рассказала президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Васильева. 

Какой должна быть новая система образования в стране, по вашему мнению? И какова роль Российской академии образования в этом процессе?

Российская академия образования — одна из четырех государственных академий наук нашей страны, правопреемница Академии педагогических наук СССР. Она создана в октябре 1943 года, уже после Сталинграда и Курска, когда стратегическая инициатива перешла в руки советского командования. Тогда перед страной стояла важнейшая задача восстановления экономики, народного хозяйства. Без качественного рывка в образовании это сделать невозможно. Но как учить детей? По каким методикам? Дать ответ на эти вопросы могли только ученые.

Сохраняя традиции АПН СССР, мы уделяем большое внимание объединению педагогической науки и практики, чтобы исследования, проведенные нашими учеными, не оставались теоретическими изысканиями, а находили применение в каждодневной работе учителей и воспитателей.

Наука и образование традиционно являются приоритетными направлениями государственной политики нашей страны. На самом высоком уровне сохраняется пристальное внимание к этим важнейшим сферам, влияющим на жизнь каждого из наших сограждан.

Необходимо продолжать развитие единого образовательного пространства России. Ребята из самых разных уголков нашей Родины должны иметь равный доступ к качественному основному и дополнительному образованию. Кроме того, важно развивать научно-методическую базу и практику воспитательной работы на всех уровнях образования. Мы видим в последние годы позитивные изменения: возвращение воспитания в процесс образования, возвращение трудового воспитания в школы, усиление воспитательной составляющей в программах вузов, возрождение детских и юношеских движений, расширение числа волонтерских организаций.

Наставник.jpg

Как отразится на развитии отечественного образования возможный уход от Болонской системы? Какие плюсы и минусы вы видите в предстоящих процессах, если такое решение будет принято окончательно?

Выход России в 2022 году из Болонского соглашения стимулировал повышение внимания государственных и общественных организаций, населения нашей страны к проблемам, стоящим перед высшей школой. Напомню, что в прошлом году президент России Владимир Путин подписал указ о начале пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования, предполагающий установление двух уровней высшего образования. Апробация идет уже во многих вузах. У экспертов и министерства будет возможность проанализировать особенности этой системы. Такие изменения необходимо проводить с учетом потребностей отраслей экономики и работодателей. Важно уйти от противопоставления бакалавриата и специалитета к гибким программам, простое увеличение сроков до пяти лет не повысит качество автоматически. Вызов и в том, что образование должно удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда.

При этом на многих направлениях подготовки, я на этом стояла и стою, увеличение сроков обучения до пяти лет просто необходимо. Например, в массе своей учителю не хватает четырехлетнего обучения, ему не хватает практики. Наши эксперты-юристы тоже говорят о том, что качественно подготовить специалиста в области юриспруденции за четыре года невозможно.

Нам предстоит большая работа по модернизации содержания высшего образования, усилению его фундаментальной, практической и воспитывающей направленности, усилению связей с организациями-заказчиками на подготовку кадров, разработку образовательных технологий, обеспечивающих формирование высокого профессионализма и высокой гражданственности выпускников университетов.

Какие задачи стоят перед РАО в части подготовки будущих преподавателей для средней и высшей школ? Какие программы реализуются в академии, и на какую аудиторию они направлены?

Активную работу ведет Образовательный центр РАО. Наши специалисты подготовили для педагогов программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. С их полным перечнем можно ознакомиться на сайте академии. Я назову лишь несколько: «Актуальные вопросы содержания деятельности образовательных организаций в условиях обновления ФГОС общего образования», «Управление познавательной активностью современных школьников в учебном процессе», «Менеджмент образовательной организации» и другие.

Кроме того, коллеги, желающие связать свою жизнь не только с педагогической практикой, но и с наукой, могут поступить в аспирантуру Российской академии образования. В этом году мы провели первый набор по двум направлениям: «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Методология и технология профессионального образования». Конкурс составил почти три человека на место. Обучение в аспирантуре позволит молодому специалисту стать полноправным членом российского и международного научного сообщества, принять участие в научных разработках и сотрудничестве с ведущими научными школами мира.

учитель и ученики 3.jpg

В России открыто полсотни научных центров РАО на базе ведущих университетов. Какова их роль в построении новой образовательной системы в стране?

Для поддержки процессов развития образования академией создана сеть научных центров на базе ведущих федеральных, классических и педагогических университетов страны. Центры проводят научные исследования и разработки в части методологии и методик формирования содержания образования, современных дидактических систем для всех уровней и видов образования, активных методов профориентации, организации и развития системы непрерывного педагогического образования.

В 2023-2024 годах мы подписали соглашения о сотрудничестве и создании научных центров РАО более чем с 20 вузами России. Эти документы предполагают объединение научного потенциала РАО и университетов для реализации совместных научных исследований и инновационных проектов в сфере педагогики, психологии и всего спектра наук об образовании. Совместная с вузами работа направлена на развитие науки и повышение конкурентоспособности образования в регионах нашей страны.

В прошлом профессия учителя вызывала огромное уважение в нашем обществе. Сегодня отношение к учителю среди учеников изменилось. Какие меры, на ваш взгляд, нужны, чтобы вернуть былой имидж и почитание педагога?

Самое тяжелое, что произошло с системой образования в конце 1990-х — начале 2000-х годов, — изменение отношения к роли учителя в обществе. А именно появление и массовое употребление понятия «образовательная услуга». Сейчас оно уже исключено из федерального закона «Об образовании в РФ».

Как вы помните, 2023 год стал в нашей стране Годом педагога и наставника. Мы все чаще слышали и читали об учителях в СМИ в позитивном ключе. Что очень важно, это продолжается. Мы видим, что профессия педагога вновь становится популярной у абитуриентов, а значит, постепенно повышается и ее престиж.

Приведу данные исследования ученых РАО «Социокультурный портрет современного студента педагогического вуза», в котором приняли участие 3864 студента из 25 вузов. Выяснилось: сегодня будущие учителя считают свою профессию более престижной, чем их предшественники. Рост почти в два раза: с 13% в 2003 году до 24% в 2023-м.

Что еще важно? За последние 20 лет возросло значение таких критериев выбора места будущей работы, как «возможность карьерного роста», «хороший коллектив». Еще одна позитивная тенденция — увеличение доли студентов-педагогов, желающих работать по специальности: таких было всего 20% в 2003 году, а в 2023-м — уже половина. При этом 75% твердо уверены, что найдут работу по специальности.

От труда педагогов зависят устойчивость, стабильность и будущее России. Учителя в не меньшей степени, чем родители, формируют у юных граждан основы мировоззрения. Таким образом учителя и преподаватели непосредственно участвуют в строительстве будущего страны.

Но нам все еще не хватает массовой популяризации не просто профессии педагога, а учителя как личности, формирования позитивного образа в общественном сознании. Это сегодня так же важно, как и повысить социальный статус и защищенность, обеспечить учителя понятными и эффективными инструментами работы.

Вероятно, пришло время закону о статусе учителя. Мы как никогда понимаем, что важно дать педагогу возможность направлять все свои усилия на основную задачу — работу с детьми, а не с бумагами.

1fe8758acf495e3699e6d7dfc8a23b520e8feb1b_3000_1957.jpg

Вторым после обучения приоритетом работы образовательного учреждения является воспитание подрастающего поколения. Как помочь школе воспитать достойных граждан своей страны?

При поддержке руководства страны в образовательный процесс полноценно вернулось воспитание. Педагоги и наставники стали ключевыми фигурами реализации этого приоритетного направления государственной политики. С 2023/2024 учебного года в школах по всей России начали работу советники директоров по воспитанию. В функции этих специалистов входят подготовка стратегии воспитательной работы, выявление и поддержка талантов, профилактика вредных привычек, развитие системы ученического самоуправления, вовлечение школьников в социально значимые проекты. Это поможет более комплексно подходить к вопросам всестороннего развития учащихся и реализации их потенциала.

Чтобы поддержать учителей, учеными Российской академии образования в Год педагога и наставника разработана Концепция развития наставничества в России. В ней определены принципы наставнической деятельности, ее формы и механизмы. Это базовый документ, который могут использовать в прикладной работе образовательные и любые другие организации.

В поддержку концепции наши ученые создали «Этический кодекс наставника». Это система требований к поведению и моральным нормам наставников. Они основаны на традиционных нравственных ценностях российского общества и государства. Эти документы доступны на сайте РАО, и каждая школа, каждый педагог может почерпнуть оттуда важные для себя вещи.

 |