— С самого детства я хотела стать педагогом. Если мы с друзьями играли в профессии, то я всегда выбирала учителя. Оставаясь одной, учила своих кукол и представляла, что это маленькие дети. А когда начала учиться в школе и видеть, насколько сложна профессия преподавателя, то сбилась с пути. Многие стали говорить, что это трудоемкая профессия, требующая достаточного терпения, целеустремленности, а также умения общаться с людьми любого поведения.

Учителя начали переживать и советовать, чтобы я еще подумала над своим выбором, так как сами знают, насколько сложно приходится им. Я подумала и решила пойти учиться в медицинский университет, потому что профессия врача всегда престижна, востребована и перспективна.

Однако спустя 4 года раздумий, в 11-м классе, я поняла, что все-таки хочу быть учителем. Поняла, что, несмотря на любовь к химии и биологии, не стану связывать свою жизнь с медициной. Когда объявила об этом родителям, они не переживали, а наоборот, поддержали и сказали, что профессия учителя очень благородная, что, если мне нравится направление педагогики, нужно стремиться к своей мечте, особенно если она появилась еще в детстве.

Также мне очень запомнились слова моего классного руководителя Виктории Александровны: «Если хочешь, чувствуешь, что это твое — иди, кто бы что ни говорил». И я окончательно убедилась, что важно прислушиваться к себе.

Рискну предположить, что вы решили совместить приятное с полезным: стать учителем и преподавать химию с биологией…

— Вы правы. Химия и биология тесно взаимосвязаны между собой, очень интересны и увлекательны. Это два самых любимых моих предмета, которые я бы хотела познавать на протяжении всей жизни.

Похоже, что в школе вы преуспели в этих предметах.

— Я регулярно участвовала в предметных олимпиадах по химии, биологии и русскому языку. В олимпиаде по биологии три года подряд становилась не просто участником, а призером муниципального этапа, и 2021 год — не исключение. Также в нынешнем году я заняла 5-е место в городской олимпиаде по химии. Для меня участие уже является победой, а осознание того, что я призер, — большой гордостью. Проявление себя и своих сил помогает мне оценить, на что я способна, и к чему еще стоит стремиться.

С вашей точки зрения, эталон учителя существует?

— Терпение, гуманность, профессионализм, доброта, настойчивость, трудолюбие... Пока у меня нет полного представления об эталоне учителя. Я видела, как работают профессионалы, никто из них не похож друг на друга, все индивидуальны, и у каждого свой подход к обучению детей. Но, думаю, когда-нибудь у меня, несомненно, будет перед глазами образец настоящего педагога. А может, я и сама стану для кого-то эталоном.

Одно из моих любимых произведений — повесть Толстого «Детство». Учитель-немец Карл Иванович являлся именно тем учителем, который, по мнению писателя, способен развивать душу ребенка. Сам герой прикипел душой к детям и не представлял, что станет делать без них. Карл согласен был даже работать у Иртеньевых без жалованья, чтобы не расставаться с воспитанниками. Я считаю, что Лев Николаевич описал хорошего учителя, а главное — достойного человека. Герой повести является таким педагогом, которым может стать далеко не каждый.

У вас самой была возможность попробовать себя в роли учителя?

— Благодаря нашей школьной традиции — да. Вести урок у детей — очень увлекательный и занимательный процесс: я не только учила кого-то, но и училась сама. Приобретенный опыт оказался очень ценен: слова благодарности учеников стали для меня самыми важными за весь день в образе учителя. В первую очередь я понравилась детям, а потом осознала, что понравилась себе. Проведенная работа прошла совсем не зря: я порадовала ребят интересно подготовленной программой.

Так будет и после окончания педагогического вуза? Строже по отношению к детям не станете?

— Думаю, я буду не слишком строгим учителем, потому что очень люблю детей, уже сейчас стараюсь понять положение и поведение каждого ребенка. Поэтому, если ко мне на урок придет ученик, не выполнивший домашнее задание, я не стану его ругать, ставить двойки, а наоборот, узнаю причину, помогу. Однако если подобное будет происходить систематически, придется принимать решение, что с таким учеником делать. Неуважительное отношение к себе я не позволю. Уважать нужно как учащихся, так и педагогов.


Как думаете, настоящий учитель должен быть амбициозным?

— Амбиции — это особое желание стремиться к успеху. Учитель, на мой взгляд, должен быть амбициозным. По окончании института и магистратуры мне хотелось бы работать в профильных классах, участвовать в конференциях профессионального мастерства и желательно побеждать в них, заниматься наукой, постоянно совершенствоваться.

Не знаю, хотелось бы мне быть администратором или директором школы, но такой перспективы не исключаю. Мечтаю научиться готовить победителей и призеров международных конкурсов, олимпиад.

Перед трудностями пасовать не будете?

— Трудности есть всегда и в любой профессии. Как говорил Фридрих Ницше, «то, что нас не убивает, делает нас сильнее». Это действительно так: трудности способны закалить характер, изменить в лучшую сторону, что характеризует мою будущую профессию. Только благодаря трудностям, я считаю, человек может стать настоящим профессионалом своего дела. Ведь по сути происходит естественный отбор: кто-то выдерживает испытания, а кто-то сдается, даже не начав.

Сегодня среди учителей активно обсуждается тема реализации национального проекта «Образование». Как предназначение этого документа понимаете лично вы?

— Проект направлен на достижение национальной цели России, определенной президентом, — обеспечение возможности самореализации и развития талантов. Важность таких документов заключается в том, что учитель понимает, совпадает ли его представление о профессиональном и личностном росте с государственной политикой. Поэтому педагог и даже студент должны это знать.

Фото: архив героя.

Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.