В гимназии № 39 это связано со сменой поколений педагогов, с миграцией учителей в Москву, Санкт-Петербург и другие города, с профессиональным выгоранием части опытных учителей.
Управленческая команда гимназии определила следующие ресурсы восполнения дефицита педагогических кадров, опираясь на возможности наставничества: привлечение на работу студентов Мезенского педагогического колледжа и Орловского государственного университета в период их практики, прием на работу выпускников колледжа и вуза, переобучение специалистов других отраслей на базе ИРО, ОГУ и иных центров дополнительного профессионального образования, предпрофессиональная подготовка обучающихся психолого-педагогических 9-11-х классов.
Программа наставничества была утверждена на заседании педагогического совета гимназии 30 августа 2022 года. Наша практика подсказала нам следующие формы наставничества: «учитель — учитель», «учитель — ученик», «учитель — студент», «студент — ученик», «ученик — ученик».
Форма «учитель — учитель» — это, во-первых, адаптация молодых учителей в профессиональной среде, обретение педагогического опыта, профессиональных знаний, умений и навыков; во-вторых, реабилитация педагогов, подверженных профессиональному выгоранию. Форма «ученик — ученик» — это наставничество старших учащихся над младшими, успешных — над обучающимися, имеющими пробелы в знаниях; привлечение учащихся к проведению внеурочных, секционных, внеклассных воспитательных мероприятий. Форма «учитель — студент» — это формирование представлений о профессии учителя, первичных знаниях и навыках педагогической деятельности и их совершенствовании. Форма «студент — ученик» (мы практикуем ее в педклассах) — это формирование знаний об учебной деятельности студентов педагогических образовательных организаций.
С первых дней пребывания в гимназии молодых учителей директор и его заместители изучают особенности каждого молодого коллеги: его интересы, увлечения, склонности, особенности характера, условия жизни, проведение входного анкетирования и личных бесед, привлекая психологов. На основе мониторинга мы корректируем школьную программу наставничества. К работе с наставляемыми привлекаем опытных наставников и консультантов. Наставники еще до 1 сентября помогают наставляемым составлять рабочие программы, технологические карты, планы классного руководства, консультируют по особенностям работы ИСОУ «Виртуальная школа», т.е. с электронными журналами и ФГИС «Моя школа». Составляются графики посещения и взаимопосещения уроков с целью приобретения знаний и компетенций педагогической деятельности.
На заседании научно-методического совета в сентябре мы конструируем основные направления реализации программы наставничества. Уже в течение первой четверти проводим мониторинг удовлетворенности молодых учителей, который показал, что они высоко оценили полезность и эффективность программы, обеспечивающей профессиональную адаптацию, уровень комфорта и сотрудничества, получения новых знаний и компетенций, овладение современными образовательными технологиями получения.
На заседании методсовета мы определили все формы наставничества. На основе субъектно-субъектных отношений сформированы пары наставляемых и наставников, консультантов по предметам высокопрофессиональных педагогов. Утверждены индивидуальные образовательные маршруты на основе уже известных индивидуальных особенностей наставляемых, модель портфолио наставников и наставляемых, рассмотрены источники роста профессионализма.
Мы активно привлекаем молодых учителей к общественной работе, профком вовлекает в ряды профсоюзной организации. Члены управленческой команды в течение всего учебного года организуют и направляют наставничество: посещение и взаимопосещение уроков и их анализ. Привлекаются ресурсы методической сети: на заседаниях профессиональных объединений наставляемые делятся своими успехами, наставники и заместители директора озвучивают продвижение молодых учителей в освоении современных образовательных технологий. Ведется скрупулезное отслеживание продвижения к овладению профессиональным опытом.
Мы организуем и неформальные отношения с молодыми коллегами: привлекаем их к проведению спортивных соревнований, составлению и реализации концертных программ в праздничные дни. Приобретению уверенности в становлении педагогического мастерства служит школьный этап конкурса молодых учителей «Педагогический дебют», победители которого направляются для участия в региональном этапе, в котором наши молодые преподаватели побеждают и становятся призерами.
В конце учебного года итоги работы по наставничеству подводятся на заседании методического и педагогического советов, а затем — на конференциях, где молодые учителя и наставники выступают с творческими отчетами, проектами и презентациями своих портфолио.
Широко практикуется в гимназии такая форма наставничества, как «ученик — ученик» в учебной и воспитательной деятельности. Наставниками преимущественно являются ученики психолого-педагогического класса, так как эта форма осуществляется путем реализации проекта «Педагогический класс в школе». Это оказание помощи в учебе старшими по отношению к младшим, успешными учениками — товарищам, имеющим пробелы в знаниях, участие в проведении классных часов, внеурочных занятий «Разговоры о важном», экскурсий в музей почетных граждан г. Орла старшеклассниками, членами совета музея, для учащихся 1-4-х, 5-9-х классов, помощь учителям в организации подвижных перемен, спортивных секций и кружков, в проведении концертов, акции «Мы вместе», содействие своим товарищам в написании писем участникам СВО... Наставники старших классов привлекают своих товарищей к подготовке и проведению парада юнармейцев на площади им. В. И. Ленина 9 Мая, несению службы на Посту № 1 у Вечного огня, к участию вместе с родителями в шествии «Бессмертный полк».
Заключенный договор о сетевом обучении с Мезенским педагогическим колледжем, а также партнерские отношения с ОГУ позволяют нам реализовывать формы наставничества «учитель — студент» и «студент — ученик»: студенты колледжа успешно осваивают опыт наших учителей-наставников, многие из которых приходят в гимназию. Ежегодно у нас проходят педагогическую практику студенты ОГУ, некоторые из них также становятся учителями. С 1 сентября 2023 года в соответствии с договором с ОГУ у нас функционируют психолого-педагогический и медицинский классы.
Эффективна управленческая деятельность администрации по совершенствованию технологии наставничества: из 12 молодых учителей первую квалификационную категорию имеют 6 человек, 2 наставника стали призерами конкурса «Эффективные практики наставничества».
Текст: Игорь Иваненко, заслуженный учитель России, директор гимназии № 39 им. Фридриха Шиллера г. Орла