Не превратить учебу в игру
— Современный мир ставит перед образованием новые задачи. «Цифра», с одной стороны, помогает их решать, с другой — создает новые вызовы. Государству, IT-компаниям и педагогическому сообществу предстоит вместе формировать новые методики обучения, искать оптимальный баланс цифрового и классического образования. Образовательный контент требует регулярного обновления. Нужно актуализировать данные, интегрировать новые образовательные стандарты и методики, адаптировать материалы под потребности учителей и учеников. 

Кроме того, стоит мотивировать школьников развиваться и узнавать новое, а не зазубривать наизусть учебник ради высокого балла. Сегодня дети привыкли получать от онлайн-среды контент с игровой составляющей, которая как раз строится на внешней мотивации: наградах, рейтингах и т.д. Главное — не навредить, не превратить учебу в игру.
У меня есть твердое убеждение, что современное образование должно научить ребенка применять знания в реальной жизни. Поэтому педагогам следует сделать акцент на развитии функциональной грамотности школьников. Для этого нужно учить анализировать текст, работать с математической и любой другой информацией, использовать свои знания для решения прикладных задач. И здесь у «цифры» есть преимущества: высокая наглядность и интерактивные инструменты. Это особенно удобно, учитывая, что ребенок находится в безопасном онлайн-пространстве и может получать подсказки.

Трансформация роли учителя
— В каждом деле есть свои перегибы: важно предусмотреть особенности детского восприятия. Поэтому интерфейс в онлайн-обучении должен быть интуитивно понятным и обучать базовым навыкам работы с компьютером: вводить текст, перетаскивать элементы, нажимать на определенную кнопку.
Безусловно, роль учителя трансформируется: к тем компетенциям, которые были присущи этой профессии веками, добавляются новые. Доступность и количество информации растут, как никогда раньше, и важно уметь с этим работать. Кроме того, актуальность приобретает развитие «гибких» навыков.
Поэтому современный учитель — не только носитель знаний, но также ментор и наставник. Ему приходится учить детей работать в команде, применять рефлексию, планировать свое время и т.д. А еще хорошо ориентироваться в информационных потоках, стать навигатором для ученика. Важно учить ребенка алгоритму поиска и обработки информации, помогать ему видеть закономерности и анализировать тенденции, а не просто заучивать даты и факты.

Сегодня на рынке есть множество цифровых решений, заточенных под конкретные задачи. На одних платформах можно найти утвержденный ведомствами перечень учебников, на других — задания для разных классов, третьи прицельно готовят к ЕГЭ, четвертые направлены на образование учителей, пятые целятся в родительскую аудиторию… Однако совокупность образовательных потребностей не обеспечивает ни один ресурс. К комплексному решению проблем стоит в ближайшее время стремиться.
Поэтому осваивать новые компетенции необходимо педагогам по всей стране. Именно такую амбициозную цель и ставит перед собой проект «Я Учитель»: помочь учителям оставаться успешными в современном мире за счет освоения актуальных навыков и практик преподавания.


Окончательно и бесповоротно
— Впервые идею о необходимости запуска процесса цифровизации школ озвучил президент РФ Владимир Путин осенью 2005 года. Именно тогда началась реализация приоритетного национального проекта «Модернизация российского образования», в задачи которого входило высокотехнологичное развитие отечественной образовательной системы, начиная с уровня школы. Власти страны стимулировали общеобразовательные учреждения, которые активно вводили инновационные программы и осуществляли цифровизацию.

На современном этапе развития отрасли необходимость окончательной цифровизации системы школьного образования в России к 2025 году рассматривается как важнейшая задача в рамках реализации государственной стратегии цифровизации отечественной экономики. Программа цифровизации школ предполагает, что основной образовательный материал, на базе которого будут проводиться учебные занятия, перейдет в цифровую форму. В результате ученики избавятся от необходимости покупки и ежедневного ношения учебников и других учебных материалов в школу. Данный факт, с одной стороны, снизит материальные затраты семей на обучение детей, а с другой — приведет к качественному повышению уровня и качества их знаний, поскольку цифровизация образовательного процесса расширит возможности для самостоятельного обучения в рамках специально созданных онлайн-курсов.
Вторым важным позитивным аспектом цифровизации российской школы станет создание инновационной образовательной платформы и информационного ресурса «Цифровая школа», через которые учащиеся получат свободный доступ к современному электронному образовательному контенту.


Без привязки к COVID-19
— С 1 сентября 2020 года Министерство просвещения РФ начало эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. Он стартовал в нескольких регионах в рамках федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» в конце 2018 года, то есть задолго до COVID-19, и направлен не на переход на дистанционное обучение, а на создание новых цифровых возможностей в школах. Для них закупают современную компьютерную технику, проводят высокоскоростной интернет, обеспечивают защиту цифровых каналов связи, доступ к информационным ресурсам, организуют переподготовку педагогов. 
Помимо онлайн-курсов и видеоуроков к цифровой образовательной среде подключат различные административные сервисы. Учителя смогут вести электронный журнал и документооборот, а также будут иметь мгновенную обратную связь с каждым учеником. Сами школьники смогут пользоваться онлайн-ресурсами библиотек, создавать проекты и работать совместно с другими учащимися не только в офлайне, но и в онлайне и т.д. Администрации образовательных учреждений благодаря ЦОС получат возможность вести финансово-хозяйственное планирование, оперативно проверять накладки в расписании занятий после внесенных в систему изменений… 
Ожидалось, что эксперимент завершится 31 декабря 2022 года, а повсеместная реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда» — к 2024 году. Однако ситуация с коронавирусом заставила внести коррективы в эти планы. Дети как минимум последние 20 лет осваивают компьютерную грамоту задолго до прихода в первый класс. Уверенно владеют ПК и молодые учителя. Чего нельзя сказать о некоторых педагогах со стажем.


Век живи — век учись
— Компьютерная безграмотность учителей, чья молодость прошла до появления интернета и компьютеров в каждой семье, — настоящая проблема, которую можно было решить уже давно, без дополнительных усилий и директив сверху. И если уж говорить совсем честно, то это проблема не столько государственного масштаба, сколько отдельно взятых педагогов, которые не хотят работать над собой и учиться новому. Они до сих пор не могут понять, что эпоху цифровизации не повернуть вспять, а знаменитая формула Константина Ушинского «Учитель остается учителем до тех пор, пока учится» — уже не крылатое выражение, а основной принцип педагогики. 

Я поддержала идею моих коллег-депутатов Комитета Государственной думы по образованию и науке ввести в педагогических вузах России дополнительную подготовку будущих учителей к дистанционному обучению, а также организовать курсы повышения квалификации по онлайн-преподаванию для действующих преподавателей.


Альтернатива зарубежным сервисам
— Не меньшей проблемой, которую обнажил коронавирус, стало качество функционирования образовательных онлайн-сервисов. Пока уже работающие интернет-платформы использовало незначительное число пользователей, они вполне неплохо себя зарекомендовали. Но как только нагрузка возросла, посыпались жалобы на регулярно зависающий электронный журнал и отсутствие нужных видеоуроков.

Сейчас Минпросвещения совместно с Минкомсвязью разрабатывает платформу «Цифровая образовательная среда», которая будет использовать только российское программное обеспечение, в том числе программу видеосвязи, аналогичную Skype и Zoom. В частности, такая платформа нужна для того, чтобы исключить из образовательного процесса проблемы, связанные с неустойчивостью зарубежных систем. 

С конца мая в Московской области и десятке других регионов начали тестировать новый отечественный сервис для дистанционного обучения школьников. Проект осуществляется совместно с Минкомсвязи и Ростелекомом. Разработанная платформа содержит набор сервисов для аудио- и видеосвязи. В министерстве считают, что эти сервисы сопоставимы с крупнейшими иностранными аналогами, включая Zoom. 

Официальное название сервиса будет представлено по окончании апробации. Пока он известен под рабочим брендом ROCA (Russian Online Communications Assistant). В перспективе сервис войдет в разрабатываемую российскую образовательную платформу «Мое просвещение». Воспользоваться им можно будет из раздела «Мое образование» Единого портала государственных услуг.

«Помоги учиться дома»
— Еще одна проблема. Не в каждой семье имеется возможность отдать компьютер ребенку в полное распоряжение. Особенно принимая во внимание тот факт, что многие родители вынужденно перешли на удаленный формат работы. С марта по июнь депутаты всех уровней, а также региональные ведомства подключились к решению данной проблемы. 

В России стартовала социальная программа «Помоги учиться дома». Ее цель — обеспечить школьников из нуждающихся семей всем необходимым для дистанционного обучения в цифровом формате. Программа разработана совместно партией «Единая Россия», Министерством просвещения РФ и Агентством стратегических инициатив. Для организации полноценного дистанта необходимо было приобрести 1,5-2 млн гаджетов для семей, у которых нет возможности купить их самостоятельно. Инициаторы программы пригласили присоединиться к ней всех, кто может безвозмездно поделиться с нуждающимися детьми компьютерной техникой. И эта программа продолжается.

Не подготовленными к дистанционной форме обучения оказались и многие жители маленьких городов и сел в глубинке — некоторые населенные пункты до сих пор не имеют стабильного интернета, а значит, и доступа к большинству онлайн-сервисов. Но и здесь Минкомсвязи предложило поэтапное решение поставленной задачи, так как запланирован масштабный объем работ. К 2024 году доля образовательных организаций в городах и селах, обеспеченных интернетом, должна составить 100%. Подключение будет проводиться в рамках национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика». 


Индивидуальность образовательных траекторий
— Глава Минобрнауки Валерий Фальков недавно заявил, что образовательные траектории должны быть индивидуальными, в разработке должны участвовать и промышленные партнеры, и крупные компании. Нужно стимулировать подготовку и применение цифрового образовательного контента, отдельно определить критерии и требования к таким курсам. Это не может быть любая видеозапись с рассказом преподавателя. Квалификацию преподавателей нужно повышать путем ускоренных курсов. Около 60% из них до пандемии никогда не проводили дистанционные занятия или делали это редко.

Задача образовательных программ — сделать индивидуальным процесс обучения для каждого студента. Этого можно добиться путем перехода на цифровое образование. Прежде всего оно подразумевает введение в университетские программы онлайн-курсов, разработанных вузами для своих студентов. Многие высшие учебные заведения России уже приступили к реализации проекта «Цифровой университет». То, что за этим будущее, очевидно. Но нужно соблюсти разумный баланс, сохранить университет в его традиционном понимании, чтобы там было живое человеческое общение. 

Пока для модели цифрового университета отобрано несколько вузов страны. При реализации ряда дисциплин основных образовательных программ в них используются виртуальная и дополненная реальность, симуляторы, тренажеры, виртуальные лаборатории, адаптивные обучающие комплексы. А в ближайшее время вузы внедрят и технологии, поддерживающие и трансформирующие взаимодействие студента и преподавателя, что сделает доступными форматы онлайн-курсов, видеоконференций, вебинаров.

Согласно нацпроекту «Цифровая экономика», в 2024 году тестирование модели «Цифровой университет» будет проводиться уже на 90 площадках. При этом отдельные элементы данной модели должны быть внедрены в 100% государственных организаций высшего образования еще раньше — в 2023 году.