На самом высоком государственном уровне заявлено, что учитель нуждается в особой поддержке, а его работа — в дополнительной популяризации. Этому будут способствовать сотни мероприятий, запланированных федеральными, региональными, муниципальными органами власти. Их результатами должны стать повышение статуса преподавателя и престижности его труда, увеличение количества старшеклассников, поступающих в профильные вузы и остающихся после получения диплома в профессии. А самое главное — должно измениться общественное мнение об учителе как о человеке, от которого в немалой степени зависит качество человеческого капитала нашей страны, находящейся сегодня на очень важном этапе развития.

Замечательный повод сказать вам спасибо. 2 марта президент России Владимир Путин дал старт Году педагога и наставника. «Именно в вашу честь, в честь ваших коллег из всех регионов нашей большой страны, сотен тысяч замечательных, преданных своему делу людей, причем разных поколений, 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. И прежде всего это замечательный повод сказать вам спасибо», — обратился глава государства к виновникам торжества. Он напомнил, что задача Года — привлечь внимание общества к труду людей, которые отдают свое время и силы детям и молодежи. Нужно рассказывать о вкладе учителей и наставников в успехи и достижения всей страны.

«Историческая миссия отечественной системы образования всегда состояла в воспитании гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу России. Слово, мудрость педагогов вдохновляли учеников на научные, технологические триумфы, спортивные рекорды, служили надежным ориентиром в труде, в избранной профессии в пору самых сложных и тяжелых испытаний», — отметил Владимир Путин.

По его мнению, учителя во все времена подавали пример своим ученикам и воспитали достойных защитников Отечества, прививали любовь к Родине и веру в Россию. «Вопросы обучения, наставничества — это всегда обращение к будущему. Опираясь на ваши знания и опыт, на традиции отечественной педагогики и, безусловно, используя передовые технологии, мы продолжим формирование суверенной системы образования. Это чрезвычайно важная, базовая вещь», — подчеркнул президент.

Он заверил, что все планы по строительству и капитальному ремонту школ, оснащению их современным оборудованием будут выполнены. Это касается и новых регионов. Образовательная структура Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей будет приведена к общероссийским стандартам в горизонте ближайшего десятилетия.

Будут наращиваться потенциал педагогических вузов, университетов, научных центров, развиваться движение наставников. «Традиции наставничества, десятилетиями формировавшиеся в нашей стране, сейчас крайне востребованы. В условиях стремительных технологических изменений именно такой личный контакт позволяет быстрее передавать от учителя к ученику лучший опыт и знания, вместе работать над решением нестандартных задач в системе образования, на производстве, в науке, во всех сферах жизни», — сказал Владимир Путин.

В России реализуются масштабные проекты, связанные с поддержкой педагогического сообщества и усилением внимания к работе учителей. Такая работа будет проводиться и в дальнейшем. В частности, расширится линейка конкурсов и проектов платформы «Россия — страна возможностей», продолжится реализация программы «Регион для молодых», будут поддерживаться научные, образовательные и молодежные обмены между российскими школьниками и студентами и молодежью из других стран.

«Следуя лучшим традициям отечественной педагогики, мы стремимся открыть больше путей для самореализации подрастающего поколения, чтобы молодые люди брали на себя ответственность, участвовали в развитии своих регионов, городов, поселков, деревень. Тем более что свою гражданскую зрелость, готовность к выполнению по-настоящему взрослых, серьезных задач наши школьники, студенты уже доказали волонтерскими, экологическими, творческими инициативами, в том числе в рамках Российского движения детей и молодежи», — резюмировал президент.

img_1581400885_1111_326_34_kopiya.jpg

Профессия, призвание, искусство. Немногим ранее, в конце февраля, председатель Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил план мероприятий в рамках Года педагога и наставника. Документ состоит из трех разделов и включает более 70 общероссийских событий.

Первый раздел объединяет мероприятия, направленные на распространение опыта лучших педагогов и наставников. Одним из ключевых событий станет Большая учительская неделя, на которой будут подведены итоги всероссийских конкурсов «Учитель года России», «Директор года России», «Воспитатель года России», «Мастер года», «Первый учитель», состоятся съезд учителей сельских школ, слет студентов — лидеров общественного мнения педвузов, собрание Всероссийского экспертного педсовета, марафон «День учителя». Запланировано проведение масштабных акций: всероссийской олимпиады учителей «Педагог — это призвание», всероссийского форума молодых учителей «Педагог: Профессия. Призвание. Искусство».

Второй раздел плана посвящен 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского. Он насчитывает 16 мероприятий. Для учителей и студентов профильных вузов будут организованы акции, связанные с изучением научного и общественного наследия великого русского педагога: «Читаем К. Д. Ушинского», «Аллея К. Д. Ушинского», научно-педагогический марафон «Педагогические университеты России: по пути К. Д. Ушинского», международный форум «Евразийский образовательный диалог», цикл научно-просветительских лекций «Кино. Школа. Ушинский»…

В третьем разделе плана отражены показатели эффективности проведения мероприятий Года педагога и наставника. Главный из них — рост числа выпускников школ, поступающих в педвузы. В 2023/2024 учебном году количество будущих учителей и наставников должно увеличиться на 10% по сравнению с 2022/2023 учебным годом.

«Рассчитываем, что запланированные мероприятия помогут поощрению лучших учителей и распространению их опыта, улучшению качества школьных программ, привлечению в учебные заведения молодых людей, а также повышению престижа профессии», — прокомментировал Мишустин.

открытие Технопарка в Нижегородской обл.jpg

Знаковый проект в сфере СПО. Центральными площадками открытия Года педагога и наставника стали Центр знаний «Машук» в Ставропольском крае, студия Российского общества «Знание» в Москве, арт-кластер «Таврида», мастерская управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей», а также Нижегородский, Омский, Алтайский, Амурский и Московский педуниверситеты. Состоялись дискуссии по актуальным для отрасли проблемам. Их результатом стали конкретные решения, эффект от которых уже скоро должны ощутить на себе представители учительского сообщества. В частности, во всех педвузах России были запущены технопарки педагогических компетенций. Также стартовала работа по созданию двух федеральных технопарков СПО в Калужской и Нижегородской областях.

В Нижегородской области ресурсный центр будет оснащен по последнему слову техники и позволит ежегодно повышать квалификацию нескольких тысяч преподавателей колледжей и техникумов со всей страны. Также он станет базой для обучения студентов по нескольким десяткам востребованных специальностей. Реализацию проекта планируется завершить в 2025 году. После реконструкции в инфраструктурном комплексе появится около 50 учебных лабораторий и производственных площадок.

«Это знаковый для всей России проект в сфере специального образования. Он поможет и нашему региону, который обладает огромным промышленным потенциалом, имеет чрезвычайно развитый высокотехнологичный сектор, но страдает от дефицита кадров», — заявил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

В Калуге площадь технопарка составит почти 30 тыс. кв. метров. Откроется 24 современных высокотехнологичных мастерских, в том числе по робототехнике и композитным материалам. «Здесь будут проходить обучение очень много специалистов. Свыше 5 тыс. человек будут готовиться ежегодно по программам профессиональной подготовки», — сообщил заместитель губернатора Калужской области Константин Горобцов.

общество «Знание»1.jpg

Центры притяжения для молодых педагогов. Ректор Омского педуниверситета, председатель омского отделения Российского общества «Знание» Иван Кротт поблагодарил Минпросвещения за новые образовательные пространства, позволяющие подготовить современных педагогов к работе в школе. Он сообщил, что площадки «Знания» стали центрами притяжения для молодых преподавателей, создают дополнительные возможности для вузов, для совместной деятельности региональных команд.

«В педагогических вузах будут открыты региональные представительства общества «Знание», чтобы университеты были максимально вовлечены в просветительскую деятельность», — сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. В свою очередь генеральный директор «Знания» Максим Древаль подчеркнул, что его команда готова проводить различные акции, которые будут поддерживать учителей из всех регионов страны.


Поддержка мотивированных студентов. Студентка 3-го курса колледжа Башкирского государственного педуниверситета имени М. Акмуллы, победитель конкурса «ПРОФдебют» Зарина Мирабдуллаева рассказала о том, что учащиеся профильных ссузов хотели бы так же, как старшекурсники педвузов, иметь возможность трудоустраиваться в школы. «Нам очень важно, что в систему образования приходят прекрасные мотивированные люди, и я поддерживаю ваше предложение», — отреагировал Сергей Кравцов.

Председатель Комитета Госдумы России по просвещению Ольга Казакова также поддержала инициативу и сообщила, что уже подготовлен законопроект, который даст возможность трудоустройства студентов выпускных курсов колледжей, успешно завершающих учебный процесс. «Вы уже можете работать в детских садах, но мы хотим, чтобы у таких мотивированных студентов была возможность преподавать и в начальных классах», — призналась депутат.

открытие Центра знаний «Машук».jpg

Кадровый резерв для управленцев в сфере образования. Победитель Всероссийского профессионального конкурса «Директор года-2022», директор московской школы «Покровский квартал» Павел Терехов выступил с предложением создать кадровый резерв для управленцев в сфере образования. «Существующие профессиональные конкурсы, такие как «Флагманы образования», «Учитель года», должны служить не только и даже не столько для определения победителей, сколько для формирования качественного кадрового резерва для регионов и муниципалитетов. Тогда мы решим более широкую задачу. А если еще вспомним про участников конкурсов предыдущих лет, то это будет совсем замечательно», — поделился мыслями Терехов. В ответ на это глава Минпросвещения заметил, что должности директоров школ, руководителей муниципальных органов управления образованием должны занимать не менеджеры, а учителя — люди, которые понимают, любят и знают детей. Поэтому формирование кадрового резерва должно в приоритетном порядке проводиться за счет победителей и участников конкурса «Флагманы образования». «Ваше предложение абсолютно правильное, мы его поддерживаем. Приглашаю вас в организационный комитет «Флагманов образования», чтобы вы также могли участвовать в этой работе и были нам помощником», — обратился Сергей Кравцов к Павлу Терехову.


База данных с объективными статьями. Учитель истории московской школы № 854 «Зеленый город», член Совета учителей-блогеров при Общественном совете при Минпросвещения РФ, победитель Всероссийского конкурса молодежных инициатив Александр Оджо посетовал, что в сети Интернет часто встречаю

тся статьи с грубыми фактическими ошибками, поэтому особенно актуально формировать базу данных с проверенными статьями по различной тематике. Такой проект, напомнил педагог, разрабатывает Российское общество «Знание», и участие в нем преподавателей и экспертов позволило бы охватить разные области науки.

Кроме того, Оджо предложил возродить телевизионные интеллектуальные программы для детей. «Это позволит организовать новое яркое молодежное интеллектуальное движение по всей стране», — прокомментировал он. «Чем быстрее будет создана такая площадка, тем лучше. Мы все ее очень ждем», — поддержал Сергей Кравцов.

Obrazovanie#1_2023_web1-52.jpg

Obrazovanie#1_2023_web1-53.jpg

Альтернатива «ценностям», калечащим молодежь. В 2023 году Центр знаний «Машук» запустит программу для министров образования дружественных государств. «Уверен, зарубежным коллегам будет интересен и полезен российский опыт», — сказал руководитель «Машука» Антон Сериков. «Хочу выразить особую благодарность за эту программу. Нам нужно рассказывать о возможных рисках и не давать навязывать «ценности», которые калечат молодых людей», — заявил руководитель Минпросвещения.

Российская педагогика в цифрах

1 251 964 педагога организаций общего образования.

88,3 % учителей — женщины.

11,7 % учителей — мужчины.

45-47 лет — средний возраст учителя.

18 часов — средняя учительская ставка.

68-70 часов — средняя нагрузка на учителя в неделю.

От 24 631 рубля в Карачаево-Черкесии
до 111 558 рублей на Чукотке — средняя зарплата учителей в регионах.

Источник: «Российское образование»

 |