Павильон № 57 (исторический парк «Россия — моя история») посвящен достижениям отечественного образования, которое совершило кардинальную перезагрузку и демонстрирует серьезные успехи во всех направлениях.

В торжественной церемонии открытия образовательной программы Международной выставки-форума «Россия» приняли участие министр просвещения РФ Сергей Кравцов, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль.

От советского букваря к современному учебнику истории России. «Мы делаем все, чтобы наше подрастающее поколение развивалось, чтобы оно раскрывало свои таланты, воплощало свои мечты. Приглашаем всех ребят и их родителей посетить «Город детства». Здесь каждый может найти для себя что-то интересное, познакомиться с тем, как работает в школе «Кванториум», узнать больше о лучших в мире федеральных центрах «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена», «Алые паруса», почерпнуть много новой информации о системе образования и возможностях, которые она открывает для детей», — подчеркнул Сергей Кравцов.

Вместе с заместителем председателя Правительства РФ Татьяной Голиковой он принял участие в открытии иммерсивной экспозиции «Просвещение: большие перемены». Она посвящена эволюции системы образования от периода Советского Союза до современной России. Здесь можно посмотреть, как менялись школы и детские сады, увидеть, какие возможности открываются сегодня перед детьми и молодежью. «Эта замечательная выставка показывает движение нашего образования от прошлого к будущему, изменения, которые в нем происходили, как мы шли от советского букваря к современному учебнику «История России». Думаю, и ребятам, и их родителям, и учителям будет интересно посетить иммерсивную выставку, где на небольшом пространстве собрана история страны. Здесь можно увидеть, какими были школы раньше и какими они стали сегодня, какими тяжелыми были 90-е годы для учителей и как сейчас совершенствуется система образования, реализуются национальные проекты», — прокомментировала Татьяна Голикова. 

В январе 2024 года такие экспозиции откроются во всех парках «Россия — моя история». «Об этой выставке узнают школьники на уроках истории и географии, в рамках занятий «Разговоры о важном», — уточнил Сергей Кравцов. — Достижения страны, отраженные на ВДНХ, войдут в обновленный учебник обществознания». Экспозиция разделена на 19 тематических зон. В первую очередь посетители могут ознакомиться с историей отечественной системы образования начиная с советских времен, затем — пройти в залы «Трудные 90-е» и «Вызовы XXI века» и узнать о деятельности «Министерства будущего»: над какими задачами оно работает сегодня и каких результатов планирует достичь к 2030 году.

Экспозицию продолжают зоны «Детский сад» и «Школа» с тематическими кабинетами и развивающим пространством для ребят разных возрастов. В залах «Урок географии», «Урок истории», «Урок родного языка» транслируются образовательные материалы. В предметных зонах размещены новые учебники истории, карта уникальных школ России.

Зона профориентации — это пространство знакомства с различными специальностями и профессиональных проб. Каждый посетитель может принять участие в акции «Спасибо учителю» и написать письма своим педагогам и наставникам. Всего на экспозиции представлены опыт и результаты работы 40 подведомственных Минпросвещения организаций. Они относятся к сферам дошкольного, школьного, среднего профессионального и дополнительного образования, а также социальной поддержки и защиты обучающихся, детского отдыха и оздоровления.

www._obrazovanie_2_23-18.jpg

Инструмент прогресса и цивилизации. «Наука и технологии — это двигатель и производительная сила, необходимые для динамичного развития страны. Наша большая экспозиция посвящена Десятилетию науки и технологий, у которого три главные цели — привлечение молоде- «Выставка показывает движение нашего образования от прошлого к будущему, изменения, которые в нем происходили, как мы шли от советского букваря к современному учебнику «История России». Здесь можно увидеть, какими были школы раньше и какими они стали сегодня, какими тяжелыми были для учителей 90-е годы и как совершенствуется система образования сейчас». 16–17 Актуально жи в сферу исследований, популяризация науки и технологий, обеспечение технологического суверенитета. Мы стремимся создать условия, при которых любая научная идея может быть воплощена в жизнь. Приглашаю всех ознакомиться с уникальными проектами, которые, я уверен, окажутся полезными, увлекательными и захватывающими», — отметил Валерий Фальков.

Экспозиция Минобрнауки РФ посвящена передовым отечественным разработкам в научно-технологической сфере и трансформации высшей школы. Выставка начинается с научного шоу, главным тезисом которого является «Наука — инструмент прогресса и цивилизации». В нем рассказывается о пути развития и становления российской науки, современных мерах поддержки науки и технологий — от программ помощи молодым ученым до проектов класса «мегасайенс». Далее следуют 14 тематических залов: «Наука. Начало», «Наука сегодня», «Наука. Вызовы», «Новые производственные технологии и материалы, «Медицина и качество жизни», «Сельское хозяйство», «Связанность территории», «Лаборатория», «Экология», «Энергетика», «Безопасность», «Лица науки. Образование будущего», «Вдохновение», «Путь в науку». В экспозиции «Десятилетие науки и технологий» участвуют ведущие российские вузы и научные институты, технологические компании.

Окунуться в мир научных открытий. «На время форума 57-й павильон станет настоящим домом знаний. Чтобы посетители смогли окунуться в мир научных открытий, мы подготовили «Лабиринт познания». На выставке «Знание. Россия» через фотографии можно увидеть достижения страны. Но самая главная ее гордость — люди. И здесь есть возможность познакомиться с теми, кто создавал и создает эти достижения», — отметил Максим Древаль.

Флагманский проект общества «Знание» на выставке — федеральный просветительский марафон «Знание.Первые». Его программа объединяет шесть треков: «Знание.Родина», «Знание.Общество», «Знание.Сила», «Знание.Суверенитет», «Знание.Инновации» и «Знание.Я», первые буквы которых символично формируют слово «Россия».

В первые же дни на площадках «Знания» собрались тысячи молодых людей, чтобы пообщаться с выдающимися государственными и общественными деятелями, лидерами бизнеса, науки, образования, культуры и искусства, спорта и многих других сфер.

Например, участники трека «Знание.Инновации» обсуждали актуальные вопросы технологического развития России. Ученые, исследователи, руководители госкорпораций рассказывали о прорывных технологиях, которые изменят будущее, и вдохновляли юношей и девушек на самостоятельный научный поиск. И.о. директора дирекции по стратегии, инновациям и устойчивому развитию ПАО «Газпром нефть» Денис Демин затронул тему энергетики и объяснил, как под влиянием цифровых технологий меняется нефтегазовая отрасль. Перемены, даже за последние десять лет, очень серьезные. Они обусловлены несколькими факторами: во-первых, ростом численности населения Земли, которое увеличилось почти на 1 млрд человек, во-вторых, неуклонным повышением эффективности и, соответственно, популярности возобновляемых источников энергии.

Так, доля ветра и солнца в общей доле мировой генерации энергии выросла с 2,8% до 12%. А вместе с ними растет и популярность электромобилей. Если в 2012 году в мире было продано около 100 тыс. машин с электродвигателями, то в 2022-м их количество превысило 10 млн. К 2030 году ожидается, что как минимум 30% всех продаваемых единиц транспорта будут на электрической тяге.

Кроме того, важным фактором перемен является рост мировой торговли сжиженным природным газом, а также нефтехимии. Это определяет и приоритеты для работы российских нефтяников. Они планируют в ближайшие годы сосредоточить внимание на нескольких направлениях: развитии технологий добычи «трудной нефти», повышении управляемости производственных процессов и увеличении доли производимых нетопливных продуктов.

О прошлом и настоящем кристаллографии, одной из интереснейших научно-технических дисциплин, говорил первый проректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Сергей Салихов. У кристаллографии глубокие исторические корни, в значительной степени связанные с российской наукой и одним из ее основателей Михаилом Ломоносовым. Именно он выдвинул гипотезу о внутреннем строении материалов, которая дополнила наработки зарубежных ученых, в том числе Кеплера и Стенона. И сегодня изучение материалов кристаллической природы остается актуальным, а сами материалы применяются практически повсеместно.


Советник генерального директора ГК «Росатом» Руслан Юнусов описал компьютеры будущего и всю широту возможностей, которые откроет их применение в ближайшие десятилетия. Модели компьютеров на квантовой основе уже действуют, но пока дотянуться по мощности и эффективности до самых мощных компьютерных систем на традиционной кремниевой основе не могут. Однако сразу несколько квантовых вычислительных систем уже смогли достичь квантового превосходства, то есть более быстро и эффективно решить отдельно взятую задачу по сравнению со своими традиционными конкурентами. Одна из таких систем создана в корпорации Google, другая — китайскими учеными. Российские специалисты по квантовым технологиям планируют добиться того же результата в ближайшие месяцы. Следующим важным рубежом станет демонстрация большей эффективности квантовых компьютеров уже в решении практически значимых задач, и его планируется взять к концу нынешнего десятилетия.

www._obrazovanie_2_23-19.jpg

О достигнутых успехах в создании российских нейросетей рассказал главный эксперт по технологиям ПАО «Сбербанк» Александр Абрамов. Он акцентировал внимание на четырех ключевых разработках, которые и составляют русскоязычную нейросеть. Первая — это система, использующая 13 млрд параметров, что приближает ее по мощности к нейронной сети головного мозга человека, в котором около 16 млрд нейронов. Вторая используется для разных задач генерации текста, программного кода и т.д. Третья способна по тексту понять, что именно требуется нарисовать или, наоборот, расшифровать текстом содержание картинки. Четвертый компонент — уже получивший известность инструмент Kandinsky 2.x, который и создает изображения по заданному описанию.

Процесс создания и «воспитания» нейросети сложен, трудоемок, он сравним по вложениям сил с воспитанием человека, где первые этапы, на которых ребенок познает мир, сменяются временем получения специализированной экспертной информации, что соответствует периоду обучения в университете. Однако, несмотря на все усилия, не обходится без сбоев: языковые модели могут галлюцинировать, ошибаться и даже быть предвзятыми. Все это — результат неполноты информации, которую получает нейросеть в процессе обучения. И устранение подобных пробелов является одной из задач разработчиков сетей в настоящее время, отметил Александр Абрамов.

Продолжил тему ректор Университета Иннополис Александр Гасников, познакомивший молодежь с понятиями машинного обучения и арифметики интеллекта. Он напомнил, что искусственный интеллект сам по себе является подразделом машинного обучения, подразумевающим использование сотен миллиардов параметров и обучающих выборок. Именно такой массив информации и позволяет создавать нейронные сети, способные решать самые сложные задачи, вплоть до помощи в написании научных статей и доказательства теорем.

Доктор физико-математических наук, океанолог Александр Осадчиев выступил с необычной темой «Почему быть ученым — это весело, или Как устроена жизнь в морской научной экспедиции». Он объяснил, как проходит обычный рабочий день ученого, и подчеркнул, что занятия наукой никогда не становятся рутиной. В целом работа современного океанолога довольно далека от сложившегося образа, заданного еще киноработами Жака Ива Кусто. Однако одна общая важная черта есть: специалист проводит свое рабочее время в серии экспедиций, которые требуют подчас выработки нетривиальных решений для самых разных задач.

В качестве примера спикер рассказал о способе взятия проб морской воды с глубин в десятки и сотни метров. Для этого разработано специальное устройство — батометр, в котором применен простейший физический принцип: к опускающемуся в толщу воды на тросе батометру по тому же тросу в нужный момент спускается грузик, ударяющий по запорному элементу и закрывающий камеру забора воды. Это позволило обойтись без сложных и ненадежных систем с электродвигателями.

А генеральный директор MTS AI Дмитрий Марков помог участникам марафона иначе взглянуть на технологию распознавания лиц. Оказалось, что эта система не только помогает бороться с преступностью, но и упрощает жизнь бизнесу и государству.

 

 |