Акцент — на регионы. Еще недавно самым популярным городом у молодых иностранцев была Москва, большинство старались остаться обучаться именно в ее вузах. Но постепенно ситуация меняется: пользуются спросом учебные заведения и других городов России. Помимо Санкт-Петербурга в топах предпочтений — вузы Томска, Перми, Новосибирска, Казани, Ростова-на-Дону, Белгорода и др.
Имея формально мощную систему экспорта профессионального образования, наша страна не получает сопоставимых доходов. Как подсчитали во ВШЭ, Австралия, принимая столько же студентов, сколько Россия, зарабатывает 18 млрд долларов в год, а РФ — менее 1 млрд. Увеличению этой цифры мешают неоптимальная структура иностранных учащихся, отсутствие гибких финансовых инструментов и стимулов для талантливых магистрантов и аспирантов из-за рубежа. Серьезными препятствиями являются также нехватка конкурентоспособных условий проживания и учебы даже в ведущих университетах.
В Министерстве науки и высшего образования РФ называют несколько направлений развития экспорта российского образования. Первое, и, пожалуй, самое важное — получение внешней независимой объективной оценки качества знаний, получаемых в нашей стране. «Если к нам едут, выбирая наши программы на конкурентном рынке, платят за эти программы, значит, мы производим рыночный конкурентный продукт», — считает глава министерства Михаил Котюков.
Второе направление — развитие региональных агломераций, где одним из драйверов станет именно университет, научно-образовательный комплекс с интеграцией науки и образования с индустрией. «Мы понимаем, что экспорт образования — это вызов и для университета, и для города, в котором он находится. Город должен быть комфортным для того, чтобы в него захотели приехать люди, которые делают выбор и прибывают в общем-то за свой счет», — рассуждает министр.
Кстати, многие проекты находятся уже на стадии проектирования и реализации. Так, Минобрнауки и ВЭБ.РФ подписали с Пермским краем и Томской областью соглашения о создании современных многофункциональных студенческих городков. Планируется, что в Томске мощность кампуса для шести университетов составит около 20 тыс. мест. В Перми студгородок будет состоять из четырех общежитий, рассчитанных на 6260 учащихся, одного образовательного корпуса с кафедрой иностранных языков и спортивного комплекса открытого типа.
Все выше и выше. Не менее важный момент — содержание образовательных программ, их соответствие международным требованиям, присутствие в ведущих рейтингах. В мире — примерно 20 тыс. университетов, в публичных рейтингах представлены 1,5 тыс. И многие наши вузы значатся в данных исследованиях. Несколько лет назад их было существенно меньше. Причем наши университеты фигурируют не только в первой сотне, но и в первой двадцатке. А иногда даже возглавляют шорт-листы.
Россия стремится, чтобы ее высшие учебные заведения встали в рейтингах в один ряд с лучшими образовательными учреждениями Великобритании, США, Франции, Германии, Японии, Китая. И во многом это удается. Растет число студентов не только из Африки и арабских стран, но и из Европейского союза. Большая доля приходится на учащихся из СНГ и государств бывшего социалистического лагеря.
В середине октября рейтинговое агентство Quacquarelli Symonds (QS) опубликовало ежегодный рейтинг университетов стран Европы и Центральной Азии с переходной экономикой. Первое место в нем занял МГУ, а в десятку лучших вошли четыре вуза России. Санкт-Петербургский университет поднялся на второе место, сместив на третью позицию Новосибирский госуниверситет. Томский ГУ попал в десятку самых передовых вузов региона, переместившись с 13-й на 8-ю строку.
Всего в рейтинге — 568 альма-матер, из которых 105 российских. Авторы исследования оценивали вузы на предмет присутствия в Интернете, доли сотрудников с ученой степенью и международного сотрудничества.
Из 50 первых университетов рейтинга 14 находятся в нашей стране, причем большинство улучшают показатели: 12 из 14 поднялись вверх. Наиболее активный рост показали РУДН, Сибирский федеральный университет и Университет ИТМО, которые продвинулись на 13, 10 и 10 позиций соответственно. Новосибирский госуниверситет — лидер в РФ по количеству научных публикаций на одного сотрудника, а Российская экономическая школа — первая по количеству цитирований на одну научную публикацию.
Два вуза в Томске лидируют по численности иностранных студентов, воплощая на практике концепцию Большого университета: Томский госуниверситет продемонстрировал лучший результат среди всех вузов России и восьмой — среди всех стран Восточной Европы и Центральной Азии с переходной экономикой, а Томский политех оказался, соответственно, на втором и десятом местах.
«У нас амбициозные цели в части развития экспорта образовательных услуг, достичь которых возможно, соединив современные образовательные технологии, инновационный подход, лучшие традиции советской школы и международный опыт. Кроме задачи по двукратному увеличению числа иностранных студентов в ближайшие пять лет, ключевой для нас является качественная составляющая — привлечение в страну талантливой молодежи, ее трудоустройство в России и рост доходов от экспорта образовательных услуг, — прокомментировал Михаил Котюков. — Мы рассматриваем экспорт образования как полноценную сферу экономической деятельности. Благодаря ресурсам национальных проектов «Образование» и «Наука» мы имеем возможность дифференцированно подходить к работе с различными группами иностранных абитуриентов, что крайне важно. Все это — инвестиции в бренд «Российское образование», который уже в ближайшие годы должен вернуть себе лидерство в самых престижных мировых рейтингах». ||