Фразу «Сегодня мы имеем совершенно новую, по  сравнению с тем, что было еще 3-4 года назад, систему учебных заведений СПО» автору материала приходилось слышать из уст едва ли не каждого руководителя колледжа или техникума, с которым доводилось встречаться за последнее время. Подъем энтузиазма и оптимизма в среднем специальном образовании сейчас колоссальный, менеджеры и преподаватели отмечают, что государство наконец-то повернулось к этой сфере лицом — это выражается не только в том беспрецедентном объеме инвестиций, которые позволили учебным заведениям отремонтировать корпуса и учебно-производственные полигоны, обустроить мастерские и лаборатории, закупить технику, повысить зарплаты.

«Само отношение стало в корне другим. Престиж преподавателя колледжа, который в какой-то момент нашей истории был, извините, ниже плинтуса, сегодня поднялся на высоту, сравнимую с советской, когда воспитание человека труда было едва ли главным делом в государстве. Многие наши студенты с удовольствием остаются работать здесь же», — делится заместитель директора Екатеринбургского торгово-экономического колледжа Елена Байдало. Она приводит в пример мастера производственного обучения Дмитрия Кадочникова, молодого преподавателя, который сам учился в ЕТЭК. Еще недавно его путь был бы однозначен — на производство, куда бы его с охотой забрали многие потенциальные работодатели. Однако в колледже в рамках программы «Молодые профессионалы» была открыта мастерская «Хлебопечение», которую руководство и предложило возглавить Дмитрию Кадочникову. «Сегодня он имеет возможность участвовать в конкурсах профессионального мастерства. Дмитрий стал

«Мастером года», его подопечные являются членами сборной России по компетенции «Хлебопечение» WorldSkills Russia — это очень интересно и престижно», — отмечают в колледже.

При этом, чтобы заниматься реальным производством, совсем необязательно уходить из учебного заведения. По словам самого Дмитрия Кадочникова, в планах руководства — создание на базе его мастерской малого инновационного предприятия, где студенты смогут самостоятельно выпускать продукцию, проходить практику, получать предпринимательские навыки и зарабатывать первые деньги своей профессией. При этом Елена Байдало подчеркивает, что оснащение учебной мастерской на порядок выше большинства из известных ей предприятий пищевой промышленности. «Нацпроект «Образование» дал нам колоссальные возможности. Сегодня у нас стоит очередь из желающих пройти переобучение, они приезжают, смотрят, советуются с нами и рассказывают о каких-то производственных нюансах и даже чуть-чуть завидуют, ведь, например, такие мощные итальянские печи, которые стоят у нас, для многих из них остаются пока недостижимой мечтой», — делится замдиректора ЕТЭК.

Кадры для себя. Волгодонский техникум металлообработки и машиностроения в рамках нацпроекта получил возможность оборудовать пять современных лабораторий. Учебное заведение, в частности, получило несколько современнейших станков с ЧПУ стоимостью несколько миллионов рублей каждый, всего грант составил 84 млн рублей. Директор техникума Наталья Смольянинова признается, что техникуму пришлось в срочном порядке готовить необходимую инфраструктуру — заменить электропроводку, залить усиленные бетонные подушки, поставить вытяжки. «Если раньше мы говорили, что трудно готовить специалиста на устаревшем оборудовании, то сегодня мы говорим о том, что наше оборудование современнее и актуальнее большинства из тех предприятий, с которыми мы работаем в рамках договоров о партнерстве», — признаются в техникуме. Еще один фактор, который обязательно указывают руководители учебных заведений, когда говорят о возрождении профессионального образования, — предприятия, на фоне подъема промышленного производства испытывающие колоссальные кадровые проблемы, буквально ринулись в техникумы и колледжи. Они готовы не только конкурировать за выпускников по действующим направлениям, но и создают под себя программы, оборудуют лаборатории, помогают в организации набора и ведения учебного процесса. В том же Волгодонске, одном из главных промышленных центров Ростовской области, работают десятки крупных производственных предприятий, в одном только атомном кластере — 17 компаний, кадров на всех не хватает.

«Один из наших партнеров, Волгодонский завод металлургического и энергетического оборудования, отдал в распоряжение студентов целый цех. Здесь ребята не просто проходят практику — они полноценно задействованы в производственном процессе, разумеется, под присмотром опытных рабочих и мастеров, получают зарплату, жестко придерживаются рабочего графика. Очень важно, что у учащихся есть и комната отдыха, и комфортная раздевалка, и душевые, то есть руководство предприятия всячески показывает, насколько оно в них заинтересовано. Это такая тонкая работа на будущее, когда в хорошем смысле студенты привязываются к данному месту работы», — делятся в техникуме.

В рейтинге трудоустроенных по специальности выпускников, составленном аналитическим центром холдинга «ЕвроМедиа», хватает примеров, когда этот показатель составляет свыше 80%, 90% и даже приближается к 100%. Как правило, именно в этих учебных заведениях выстроена наиболее стройная структура работы с предприятиями, ведь выход выпускников на свободный рынок труда — совсем не гарантия того, что он останется в профессии.

Важно, что модернизация материально-технической базы и подходов к обучению рабочих кадров и специалистов среднего звена меняет не просто конкретное учебное заведение, но и всю систему профессионального образования, по крайней мере в рамках одного региона. Так, объясняет Елена Байдало, благодаря появлению в колледже лаборатории мобильной разработки и программирования получить соответствующий опыт работы с гаджетами и десктопной техникой фирмы Apple смогли студенты не только ЕТЭК, но и других учебных заведений Свердловской области. «У нас налажен взаимообмен учащимися, в рамках которого они могут заниматься и практиковаться на наших мощностях. Нам это выгодно тем, что колледж превращается в некий центр притяжения компетенций и мозгов, впоследствии это конвертируется в рост конкретного интереса со стороны абитуриентов и работодателей», — говорит Елена Байдало.

Деньги в дело. Значительные инвестиции система СПО получила в рамках национального проекта «Образование», согласно которому с 2019-го по 2024 год в регионах появится более 5 тыс. современных мастерских, что особенно важно для малых городов и сельской местности, где материально-техническая база не обновлялась десятилетиями. Среди приоритетных направлений — строительство, транспорт, сельское хозяйство, информационно-коммуникационные технологии. Только по линии нацпроекта до 2024 года выделено свыше 50 млрд рублей на технологическое оснащение колледжей. Еще одна мера по развитию материально-технической базы ссузов — создание не менее 100 центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), финансирование этого дорогостоящего проекта составит 4,3 млрд рублей.

Сегодня в стране функционирует более 3,6 тыс. колледжей, техникумов и училищ, реализующих программы СПО. В них, по данным Минпросвещения, обучается более 3 млн человек, ежегодно ведомство фиксирует рост числа поступающих. В 2021 году рекорд опять был обновлен.

«Кардинальные изменения, которые произошли в системе СПО, пошли ей на пользу, что подтверждается цифрами приема нынешнего года. Если в 2017-2018 годах мы говорили о том, что в колледжи страны пришло порядка 900 тысяч первокурсников, то сейчас приблизились к цифре 1,2 млн человек. Ссузы полны студентов. 60% девятиклассников выбрали СПО», — прокомментировал директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ Виктор Неумывакин. По его словам, без учета особенностей регионов и направлений подготовки в среднем на одно бюджетное место в стране пришлось почти 2,5 заявления. На каждые 20 позиций претендовали 47 обучающихся. В некоторых регионах конкуренция еще больше. Например, в традиционно промышленном Санкт-Петербурге конкурс был более 5 человек на место. Эксперты отмечают, что сегодня колледжи не просто составляют реальную конкуренцию вузам, но и выигрывают ее.

В нынешнем году впервые в истории современной России число поступивших в вузы и ссузы сравнялось, а дальше, согласно прогнозам, уже учреждения СПО будут привлекать больше абитуриентов. Факторов здесь немало. Пожалуй, ключевым является высокая вероятность трудоустройства, которая, согласно данным экспертов в сфере образования, составляет 99%. К тому же, как говорят эксперты, меняется и менталитет российской семьи. В частности, они перестают ассоциировать высокий уровень жизни и статус в обществе с непременным дипломом о образовании. Напротив, многие родители стали объективно оценивать свои возможности и возможности своих детей, зачастую перед ними стоит задача научить их что-то делать руками и вывести на рынок труда. Эдакая синица в руках вместо журавля в небе.

Данный тренд будет лишь нарастать, тем более что реальные доходы населения падают, а зарплаты квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, наоборот, растут. Согласно данным по средним зарплатам, которые в прошлом году опубликовало Минпросвещения РФ, наиболее высокие зарплаты — у рабочих в высокотехнологическом секторе и добывающей промышленности. В областях аэронавигации и эксплуатации авиационной и ракетно-космической техники — в  среднем 92,2 тыс. рублей в месяц, кораблестроения и водного транспорта — 39,6 тыс., прикладной геологии, нефтегазовом деле и геодезии — 36,5 тыс. Это вполне сопоставимо с зарплатами тех, кто выучился в вузах. Кроме того, никто не отменял и мостик «ссуз — вуз», который по-прежнему популярен у наиболее перспективных абитуриентов.

Ближе к народу. Директор Кабардино-Балкарского агропромышленного колледжа Анатолий Сохроков подчеркивает, что еще один плюс образования в ссузе — возможность для выпускника обеспечить собственную самозанятость, когда молодому специалисту и работу искать не надо. «Давайте посмотрим, что сегодня растет быстрее всего? Если речь идет о девушках, то это что-то связанное с красотой, здоровым образом жизни, технологиями, которые облегчают жизнь человека, экономят ему время. Сейчас все женщины ходят с маникюром, прическами, укладками, а обучиться этому направлению можно достаточно быстро, зарегистрировать ИП и сразу работать. Тем более что государство помогает и с субсидиями на открытие малого бизнеса. Выпускница-дизайнер может делать авторские украшения и продавать их через «Инстаграм», аналогично пекарь или кондитер прекрасно может работать в статусе самозанятого, продавать свою продукцию через соцсети или партнерские торговые точки», — комментирует Анатолий Сохроков.

Если же говорить о профильном аграрном направлении, продолжает он, то человек, который понимает, как устроены процессы на земле, никогда не будет голодным. «Даже на Северном Кавказе, где очень мало свободной земли, пригодной для растениеводства, он всегда может найти участок в 2-3 гектара, выбрать высокомаржинальные культуры и кормить себя, свою семью. Ему вообще может быть не интересно, что происходит на рынке труда и какие зарплаты предлагают работодатели», — рассуждает директор колледжа.

Для сельской молодежи и детей из малообеспеченных семей среднее профессиональное образование и ближе, и понятнее, считает Анатолий Сохроков. «У нас на днях открытых дверей всегда аншлаг, ребята лазают по сельскохозяйственной и дорожной технике, крутят руль, переключают скорости, трогают колеса, фары — у них это вызывает колоссальный интерес. Разобрать коробку передач настоящего автомобиля — что может быть увлекательнее для мальчишки, будь он хоть отличник, хоть отпетый хулиган?» — говорит руководитель ссуза.

Елена Байдало рассказала, что в ее учебном заведении по программе «Моя первая профессия» обучено уже 250 школьников. «Они могут выбрать свою профессию сами — например, цифрового куратора, кассира, секретаря суда. Ребята получают документы о профобучении и могут идти работать — это привлекает очень многих. Как правило, такие дети потом приходят к нам уже в качестве полноправных студентов, чтобы получить профессии посложнее», — резюмировала она.

ТОП-5 ведущих ссузов России по количеству преподавателей

Наименование (описание) Количество преподавателей
1 Академия машиностроения имени Ж. Я. Котина
Санкт-Петербург
335
2 Московский автомобильно-дорожный колледж им. А. А. Николаева
Москва
280
3 Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства
Новосибирская область
254
4 Пермский строительный колледж
Пермский край
182
5 Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26
Москва
147
Итого: 1 198
15 ведущих ссузов России по доле трудоустроенных по специальности выпускников

Место

Название

Регион

% выпускников, трудоустроенных по специальности

1

Академия машиностроения имени Ж. Я. Котина

Санкт-Петербург

99,4

2

Московский автомобильно-дорожный колледж им. А. А. Николаева

Москва

99

3

Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства

Новосибирская область

88

4

Пермский строительный колледж

Пермский край

87

5

Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26

Москва

80

6

Южно-Уральский государственный технический колледж

Челябинская область

78,79

7

Пермский колледж транспорта и сервиса

Пермский край

78

8

Волгоградский технологический колледж

Волгоградская область

75,2

9

Промышленный колледж энергетики и связи

Приморский край

75

10

Сибирский колледж транспорта и строительства Иркутского государственного университета путей сообщения

Иркутская область

70,7

11

Алтайский архитектурно-строительный колледж

Алтайский край

70

12

Липецкий металлургический колледж

Липецкая область

68

13

Многопрофильный колледж Тюменского индустриального университета

Тюменская область

63

14

Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства

Чувашская Республика

62

15

Московский колледж транспорта Российского университета транспорта

Москва

58


Как мы считали| В рейтинг вошли учреждения среднего профессионального образования по направлениям, готовящие кадры для реального сектора экономики. Участники рейтинга проранжированы по проценту трудоустроенных по специальности выпускников 2021 года. Данные  предоставлены учебными заведениями, а также взяты с сайтов ссузов. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет
признательна за дополнения и уточнения.


20 ведущих ссузов России по количеству преподавателей

Место

Название

Регион

Количество преподавателей

1

Академия машиностроения имени Ж. Я. Котина

Санкт-Петербург

335

2

Московский автомобильно-дорожный колледж им. А. А. Николаева

Москва

280

3

Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства

Новосибирская область

254

4

Пермский строительный колледж

Пермский край

182

5

Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26

Москва

147

6

Южно-Уральский государственный технический колледж

Челябинская область

147

7

Пермский колледж транспорта и сервиса

Пермский край

138

8

Волгоградский технологический колледж

Волгоградская область

116

9

Промышленный колледж энергетики и связи

Приморский край

111

10

Сибирский колледж транспорта и строительства Иркутского государственного университета путей сообщения

Иркутская область

104

11

Алтайский архитектурно-строительный колледж

Алтайский край

94

12

Липецкий металлургический колледж

Липецкая область

93

13

Многопрофильный колледж Тюменского индустриального университета

Тюменская область

93

14

Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства

Чувашская Республика

92

15

Московский колледж транспорта Российского университета транспорта

Москва

88

16

Южно-Уральский государственный технический колледж

Челябинская область

80

17

Пермский колледж транспорта и сервиса

Пермский край

77

18

Волгоградский технологический колледж

Волгоградская область

64

19

Промышленный колледж энергетики и связи

Приморский край

58

20

Сибирский колледж транспорта и строительства Иркутского государственного университета путей сообщения

Иркутская область

53



Как мы считали | В рейтинг вошли учреждения среднего профессионального образования, готовящие кадры для реального сектора экономики. Участники рейтинга проранжированы по количеству штатных преподавателей по состоянию на ноябрь 2021 года. Данные предоставлены учебными заведениями, а также взяты с сайтов ссузов. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.

 |