Эта работа ведется по поручению президента РФ Владимира Путина с целью повышения инвестиционной привлекательности научной отрасли на региональном уровне, а также для повышения качества системы управления сферы исследований и разработок.
В 2022 году рейтинг включал в себя 33 показателя, сгруппированных в три блока: «Органы власти (Управление НТР)», «Среда для ведения наукоемкого бизнеса» и «Среда для работы исследователей». Говоря о положительной динамике анализируемых критериев, Валерий Фальков особенно выделил увеличение доли молодых исследователей. «Мы впервые видим рост и позитивное изменение тренда в возрастной когорте до 29 лет», — подчеркнул он.
Рейтинг по итогам 2023 года предлагается формировать на основе уже 43 показателей — это позволит сделать его более сфокусированным на оценке усилий регионов, направленных на достижение технологического суверенитета. Эта корректировка была единогласно утверждена участниками встречи.
«Методика формирования рейтинга содержит дополнительные показатели, учитывающие реализацию Стратегии НТР, госпрограммы «НТР», нацпроекта «Наука и университеты», а также показатели, утвержденные для реализации Десятилетия науки и технологий. Напомню, президент поручал рассмотреть госпрограммы субъектов-лидеров рейтинга и выработать рекомендации для других субъектов», — прокомментировал заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко.
Валерий Фальков также проанализировал программы регионов — лидеров национального рейтинга научно-технологического развития (НТР) за 2021 год. В первую десятку рейтинга вошли Санкт-Петербург, республики Башкортостан и Татарстан, Томская, Новосибирская, Свердловская, Ульяновская, Московская и Нижегородская области. В большинстве из этих субъектов наблюдается увеличение объема внутренних затрат на научные исследования и разработки. По сравнению с 2021 годом средний рост на эти же цели в 2022 году составил около 9% с общей суммой расходов более 597 млрд рублей.
«Анализ региональных программ лидеров рейтинга НТР показал, все они занимают проактивную позицию в выстраивании научно-технологической повестки своего региона. При этом она скоординирована с социально-экономической политикой, а также с политикой развития профессионального образования. Субъекты могут и должны выступать квалифицированными заказчиками при формировании научно-технологической повестки», — отметил глава Минобрнауки РФ.
Кроме того, на встрече рассмотрели возможности масштабирования госпрограмм НТР субъектов-лидеров рейтинга на другие регионы.
«Считаю, что актуализированная методика формирования Национального рейтинга научно-технологического развития субъектов РФ соответствует современным требованиям. Сделан дополнительный акцент на развитии в регионах работы с детьми и молодежью — в рамках мероприятий по популяризации науки. В методику введены аналитические показатели, позволяющие максимально учитывать действия региональных и федеральных властей по достижению результатов в научно-технологическом развитии», — подчеркнул губернатор Новосибирской области, председатель комиссии Госсовета РФ по направлению «Наука» Андрей Травников.
Сохранение человеческого капитала. Одна из центральных панельных дискуссий на конгрессе была посвящена созданию сети современных кампусов.
«Современные кампусы — это 17 технологически сложных проектов, каждый из которых уникален в плане основополагающих смыслов и реализации проектно-строительных этапов. При этом готовой инструкции по созданию такого масштабного проекта у нас нет. Вместе с регионами на еженедельной основе мы проводим встречи и решаем задачи, которые до нас никто не решал. Субъекты стали уделять особое внимание развитию высшего образования. Именно кампусы станут основой качественной образовательной среды, которая впоследствии будет привлекать студентов из других стран и регионов России», — рассказал заместитель глава Минобрнауки РФ Айрат Гатиятов.
Со своей стороны помощник вице-премьера Дмитрия Чернышенко Антоний Швиндт отметил, что одной из самых важных задач в рамках мегапроектов является обеспечение их необходимыми кадрами, которые позволят реализовать актуальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Решить ее помогают региональные университеты и научные организации, линии производства и заводы, которые станут основными драйверами для социально-экономического развития субъектов страны.
Миссия кампусов — сохранение кадрового потенциала и человеческого капитала, чтобы талантливые студенты оставались в регионе. Сейчас проводятся строительно-монтажные работы в Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Челябинске, Уфе, Южно-Сахалинске, Калининграде и Екатеринбурге. Проектирование ведется в Самаре, Архангельске, Великом Новгороде, Перми и Хабаровске, продолжаются предпроектные работы в Иванове, Тюмени, Томске, на федеральной территории «Сириус».
Уникальные проекты. В рамках конгресса Дмитрий Чернышенко и Валерий Фальков ознакомились с разработками университетских стартап-студий и проектами, победившими в конкурсе грантов «Студенческий стартап», а также посетили стенды научно-образовательных центров, Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. Кстати, их финансовая поддержка увеличивается: в 2022 году гранты в размере 1 млн рублей получила 1 тыс. проектов, в 2023-м — 1,5 тыс. До 2030 года количество будет увеличено до 5 тыс.
Среди уникальных проектов, представленных на выставке: полуавтономный подводный робототехнический комплекс «Прометей», разработанный студентами Астраханского госуниверситета им. В. Н. Татищева (робот оснащен камерами и сенсорами для высококачественного мониторинга подводных объектов и других научно-исследовательских целей), беспилотный летательный аппарат «Вертикаль» Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (БПЛА может использоваться для доставки грузов, аэрофотосъемки и поисково-спасательных работ, способен перевозить грузы массой до 1 кг на расстояние до 120 км, а также зависать в воздухе до 15 минут), универсальная литейная форма для создания трехмерных моделей кровеносных сосудов от Рязанского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова (модели делаются на основе биополимерных гидрогелей, заселенных клетками, свойственными сосудистой стенке человека), высокотехнологичный робототехнический конструктор от Пермского национально-исследовательского политехнического университета (в ходе построения робота ребенок получает все необходимые инженерные технические компетенции, базовые принципы программирования и схемотехники).
Стартап-студии, грантовая помощь и многие другие меры поддержки для развития технологического предпринимательства реализуются благодаря федеральному проекту «Платформа университетского технологического предпринимательства», которая работает с 2022 года. За это время проект охватил 335 вузов из 78 регионов страны. Цель платформы — вывести к 2030 году из стен университета в экономику 30 тыс. технологических предпринимателей.