О том, как эта работа организована на Дону, нашему журналу рассказал министр общего и профессионального образования Ростовской области Андрей Фатеев. 
фото 1.jpg

В приоритете — развитие инфраструктуры

— Формирование экосистемы образования невозможно без гармоничного развития всех направлений. Важнейшими из них остаются совершенствование инфраструктуры и материально-технической базы образовательных учреждений. Для достижения этих целей реализуются национальные проекты «Демография» и «Образование», государственная программа «Развитие образования».

На подготовку образовательных организаций Ростовской области к новому учебному году направлено более 3,5 млрд рублей, в том числе около 2 млрд из регио­нального бюджета. В прошлом учебном году после строительства и реконструкции мы открыли 9 детских садов на 1190 мест и 9 школ на 3222 места. В 2022 году открыты 7 детских садов и 2 школы. Ведутся строительство и реконструкция образовательных учреждений, завершается капитальный ремонт спортзалов 9 сельских школ.

Обновление содержания

— В центре внимания экосистемы общего образования — обновление содержания. Минпросвещения России актуализированы ФГОС начального и основного общего образования. Разработаны примерные рабочие программы и конструктор для их формирования. Это сэкономит время учителя, позволит ему уделить больше внимания общению с учениками и родителями.

Донские школы подготовились к переходу 1 сентября на обновленные стандарты. Подготовились и педагоги. Более 15 тыс. учителей прошли повышение квалификации. Благодаря совместной работе Ростовская область занимает высокие места в федеральном рейтинге по готовности к введению обновленных стандартов: 6-е место по апробации рабочих программ. Также мы находимся в десятке по числу апробаторов заданий по функциональной грамотности в Российской электронной школе.

В 2022 году выпускники сдавали экзамены по новым перспективным моделям контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. В нашем регионе была организована широкомасштабная информационная кампания для учителей, старшеклассников и родителей о содержании этих материалов, а также разъяснение технологий проведения итоговой аттестации. Системная работа дает хороший результат. По итогам государственного экзамена свыше 6 тыс. участников получили 80 и более баллов. 107 работ оценены на 100 баллов.

Для формирования единого образовательного пространства начинает работу проект «Школа Минпросвещения России». Наши педагоги, как всегда, в числе первопроходцев: 8 донских школ участвуют в апробации. В рамках проекта предполагается создание своего рода настольной книги директора школы, в которую войдут примеры лучших практик, мероприятий и событий. В ней каждый директор — и начинающий, и опытный — найдет для себя инструменты, необходимые для того, чтобы его учебное заведение (и маленькая школа в селе, и большой образовательный комплекс в городе) стала еще интереснее, профессиональнее и успешнее.

фото 2.jpg

Цифровая трансформация

— Проект «Цифровая трансформация образования» направлен на совершенствование IT-инфраструктуры школ и информационную безопасность посредством подключения к единой сети передачи данных. Задачи по развитию цифровых компетенций не только у детей, но и у работников учебных заведений решает проект «Цифровая грамотность». По программам цифровизации образования повышение квалификации в 2022 году прошли около 9 тыс. педагогов Ростовской области.

Начинает работу федеральная государственная информационная система «Моя школа», на ресурсах которой создается «Библиотека цифрового образовательного контента». Она станет помощником школьникам и студентам СПО, а также родителям и педагогам. Так, педагоги получат возможность с помощью системы организовать индивидуальную и коллективную работу с документами, презентациями и таблицами. А родители через личный кабинет смогут получить информацию о домашнем задании, оценках и мероприятиях, в которых участвует ребенок. С начала учебного года 107 школ Дона примут участие в апробации первых цифровых сервисов.

Ступени успеха

— В рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» формируется региональная экосистема дополнительного образования, включающая в себя новые образовательные пространства. На Дону функционирует 300 современных площадок, где дети могут попробовать себя в самых разных сферах. Этот формат нацелен на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку и внедрение инновационных технологий и идей.

В помощь родителям и детям в нынешнем году будет запущен интернет-ресурс «Навигатор дополнительного образования Ростовской области», в котором размещено свыше 20 тыс. дополнительных программ. С его помощью можно найти всю необходимую информацию о кружках и секциях, а также записаться электронно.

Сохранять и приумножать интеллектуальный потенциал региона помогает эффективная система работы с одаренными ребятами. На выполнение этой задачи работает несколько образовательных проектов. Один из масштабных — Центр «Ступени успеха», созданный по модели федерального образовательного центра «Сириус». На своей базе он аккумулирует талантливых, образованных и мотивированных школьников. Используются различные формы поиска и поддержки одаренных детей. Среди них — Всероссийская олимпиада школьников, профильные смены по направлениям «Наука», «Спорт» и «Искусство».

Еще один проект центра — «Мобильный тьютор», позволяющий ребятам из самых удаленных районов посетить мастер-классы ведущих преподавателей области и получить опыт олимпиадной подготовки по любимому предмету. Уже в сентябре команда педагогов центра отправилась в Миллеровский, Морозовский районы и город Таганрог, а в 2023 году проект охватит все муниципалитеты Дона.

фото 5.jpg

Стратегический вектор СПО

— За последние годы тема профориентации поднялась на государственный уровень и шагнула далеко за рамки школьного образования. Проекты стали федеральными, и каждая школа, колледж или техникум могут к ним присоединиться. Рассказать о востребованных рабочих профессиях современно, наглядно, интересно и дать учащимся ответы на вопросы «Кем стать?» и «Куда пойти учиться?» помогает федеральный проект «Шоу профессий». Действенным инструментом ранней профориентации является федеральный проект «Билет в будущее», позволяющий ребенку найти свою индивидуальную профессиональную траекторию и начать развиваться в профессии. Есть и региональный проф­ориентационный проект «Профминутка», вошедший в топ-10 при отборе идей финалистов форума «Сильные идеи для нового времени». Более 42 тыс. донских школьников получили представления о мире профессий, приняв участие в нем.

Развитие системы СПО при взаимодействии бизнеса, государства и сферы образования — стратегический вектор, определяющий направление успешности современного профессионального образования. На повышение качества СПО влияет федеральный проект «Молодые профессионалы». Один из ключевых механизмов развития СПО — демонстрационный экзамен. Его прохождение помогает участникам быстрее адаптироваться на производстве и стать более востребованными. В 2022 году мы установили рекорд по количеству студентов, сдавших демоэкзамен. На конец августа — более 4,5 тыс. человек, до конца декабря цифра увеличится вдвое.

Формирование новой модели подготовки кадров запланировано в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Он стал одной из инициатив социально-экономического развития России до 2030 года и направлен на интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики. С начала учебного года свои двери перед первокурсниками распахнул железнодорожный образовательно-производственный центр на базе техникума Ростовского государственного университета путей сообщения. Но мы не останавливаемся на достигнутом. Ростовская область получила грант на открытие еще двух таких центров — кластера «Металлургия» на базе Таганрогского техникума «Тагмет» и кластера по строительному направлению на базе Ростовского-на-Дону строительного колледжа.

Воспитательная работа

— Одно из главных направлений деятельности нашего министерства — организация воспитательной работы. С прошлого учебного года во всех образовательных учреждениях Дона внедрены рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы, а в колледжах и техникумах введена общественная должность советника руководителя по молодежной политике. Традиционными с нынешнего учебного года станут еженедельные церемонии поднятия флага и исполнения гимна России. Появится новый формат классных часов «Разговоры о важном»  — открытый диалог школьников и учителей о важных жизненных ценностях, об уважении к стране, взрослым и своей семье.

Поддерживать и развивать новые традиции будут советники директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями. Кандидаты на эту должность определены в ходе Всероссийского конкурса «Навигаторы детства». По его результатам Ростовская область уверенно заняла лидирующее место.

В прошлом учебном году самыми популярными детскими движениями стали РДШ и Юнармия. Первичные отделения этих движений созданы во всех 55 муниципалитетах региона, в их деятельность вовлечено более 94 тыс. школьников.

Для обучающихся начальной школы создано движение «Орлята России». Программа учитывает потребности младшеклассников в социальной активности, поддерживает и развивает интерес к учебным и внеурочным видам деятельности. Наибольшую активность школьники и студенты СПО проявляют во Всероссийском конкурсе «Большая перемена». За время его проведения участниками от Ростовской области стали более 100 тыс обучающихся, победителями — 81 ребенок и 3 образовательные организации. Сумма грантовой поддержки победителей превысила 30 млн рублей.

Выстроить единую политику воспитания в образовательных организациях призвано новое Российское движение детей и молодежи, статус которого определен федеральным законом, подписанным президентом в июле. Оно объединит все существующие детские и молодежные организации, участниками которых на Дону являются более 300 тыс. человек. Сейчас на региональном уровне при губернаторе формируется Координационный совет движения по взаимодействию с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи. Первый съезд участников движения запланирован на декабрь. Это первая детская организация с федеральным финансированием. Ребята будут находиться в едином информационном и событийном поле, что позволит быть частью большой команды независимо от места проживания.

В центре — педагог

— Новые образовательные пространства, обновленные программы и календарные планы, цифровая среда — это условия реализации образовательного процесса. Но центральное место в системе занимал, занимает и будет занимать педагог, который оказывает влияние на развитие общества через обучение нового поколения. Президент России Владимир Путин подписал указ об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника. Это решение лишний раз подчеркивает высокий статус педагогов в нашем обществе, важность их работы. Уверен, что мероприятия Года станут еще одним важным шагом к повышению престижа учительской профессии.

 |