Педагоги готовы их решать, но хотят рассчитывать на достойную оплату своего труда, освобождение от чрезмерных нагрузок, уважительное отношение со стороны окружающих. Какое место в профессиональной иерархии страны учителя занимают по факту, а какое должны занимать исходя из важности работы? Какие новые знания и компетенции потребуются преподавателям для успешной интеграции в стремительно меняющееся образовательное пространство? Как мотивировать к поступлению в профильные вузы старшеклассников? Как удержать в школах молодых специалистов? Об этом говорили участники специальной онлайн-конференции, организованной нашим журналом.

Лариса Тутова:

— 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника — это сильная поддержка и должное внимание для учителей. А для нас, законодателей и органов государственной власти, — стимул усилиться в данном направлении. Будет профильный год Комитета Госдумы по просвещению, предстоит много работы. Повышение престижа профессии педагога, освобождение его от излишней работы с документами — по этим вопросам мы уже работаем с комитетом. А с партией «Единая Россия» создаем комфортные условия для труда в рамках программы капитального ремонта, в ходе которой обновляются школы, закупаются оборудование, учебники, методическая литература, а также проекта «Профессионалитет» в сфере среднего профессионального образования.

Нашему педагогу присуще неуемное стремление к профессиональному росту и новым открытиям. Это не может не восхищать. Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Поэтому педагог ищущий неминуемо приходит в конкурсные состязания. И это хорошо. Победители становятся в ряд талантливых педагогов, продолжающих лучшие традиции отечественного образования.

Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. В последнее время все чаще звучат словосочетания качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования — одна из основных задач, декларируемых концепцией модернизации отрасли.

Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

Без преувеличения, школа и учитель определяют будущее на Земле. Отсюда такое пристальное внимание со стороны общественности к профессии педагога. Но главное, на наш взгляд, все общество должно осознать, что педагог является очень важным звеном не только в учебно-воспитательном процессе, но и в социально-экономической жизни государства. И если это осознание произойдет, то именно благодаря учителям наша страна сможет выйти на новый, еще более высокий уровень развития.

Мария Смагина:

— Современная ситуация в сфере высшего образования характеризуется тем, что все педагогические вузы находятся в состоянии постоянного изменения и трансформации ведущих направлений развития, выстраивания архитектоники образовательного процесса в соответствии с новыми треками в отрасли.

Говоря о подготовке учителя, ответим на ключевой вопрос: «Что сейчас самое главное для ребенка?» С точки зрения родителей, это безопасность и качество получаемого образования. Находят ли современные учителя нужный подход к современному ребенку, способны ли они быть авторитетными для обучающегося, который очень легко ориентируется в цифровой реальности и с легкостью может найти ответы на различные вопросы? Кем становится учитель для этого ребенка? Изменение его функций неизбежно.

Уже сегодня нам понятно, какими дополнительными компетенциями должен обладать педагог: умением легко ориентироваться в цифровой реальности, трансформировать образовательный процесс в другую плоскость подачи и контроля изучаемого материала, учитывать психологические проблемы и особенности личности ребенка, анализировать учебную ситуацию, ориентироваться в нормах и этике дистанционных и очных взаимоотношений учителей и обучающихся, оценивать собственные профессиональные возможности, развивать навыки дополнительного самообучения и самоорганизации.

За период пандемии проведено несколько крупных исследований, организованных Министерством науки и высшего образовании. Их результаты легли в основу Стратегии развития системы непрерывного педагогического образования в России на период до 2030 года. Ключевыми задачами в ней обозначены совершенствование содержания и моделей, информационно-технологической инфраструктуры, научно-исследовательской и проектной деятельности, психолого-педагогического сопровождения педобразования. Что же кажется неправильным в существующей системе? Неопределенность структуры ФГОС, несогласованность компетенций, отсутствие эффективной системы координации образовательных процессов, низкий статус педагога и отсутствие должной мотивации в собственном саморазвитии и повышении квалификации...

В Стратегии честно обозначены основные дефициты, среди которых — снижение качества образования, нехватка и старение педагогических кадров, застойная бедность многих регионов, приводящая их к воспроизводству социальной неуспешности, недостаточная практическая подготовка выпускников, размывание среднего класса, основанное на взаимосвязанных тенденциях — вытеснении ряда рутинных профессий и видов деятельности в низкооплачиваемый сектор, недостаточности технологической и ресурсной базы поддержки молодых педагогов, социально-психологических проблемах педагогического сообщества (снижение авторитета, повышение нагрузки, эмоциональное выгорание), низком проценте в ВВП расходов на образование (3,6%).

Как же увеличить мотивацию выпускника, если в самой Стратегии развития педагогического образования делается акцент на развитии нефинансовых форм сотрудничества и кооперации на всех уровнях образовательной системы, формировании «сообщества перемен», создании новой информационной модели продвижения и популяризации педагогической профессии, социальном служении, развитии волонтерской, социально-педагогической и культурно-просветительской деятельности. Решим ли мы этим проблему нехватки педагогических кадров?

Последние исследования в области социологии образования показывают неизбежную трансформацию аксиологического потенциала вузов, трансформацию взаимодействия субъектов вузовского образования, а также риски цифровой социализации личности в открытом образовательном пространстве, способность несформировавшейся личности к проектированию пространства персонального образования как ведущего тренда развития образования в XXI веке.

20160901_school_052.jpg

Галина Лозовая:

— Перспективы развития педагогического образования определяются качеством и уровнем подготовки кадров. О качестве педагогического образования говорят профессиональные компетенции выпускников, соответствующие потребностям современного рынка труда и цифровой экономики, оценка которых осуществляется в форме демонстрационного экзамена.

Образование традиционно считается консервативной сферой, но развитие технологий меняет представления о способах получения знаний и заставляет серьезно переосмыслить привычный подход к учебному процессу. Важная характеристика педагогической деятельности — чувство современности, способность ощущать и реализовывать требования времени.

Современный мир меняется очень быстро, и, выбирая будущую профессию, абитуриенты ориентируются не только на то, что востребовано сейчас. Обсуждая сценарии будущего, подростки и их родители разбираются в новых трендах, выбирают подходящую карьерную стратегию.

Основными направлениями модернизации педагогического образования следует считать обновление базовых образовательных программ, разработку новых. Поскольку современные реалии требуют от педагога быть компетентным не только в своей профессии, но и в смежных областях, в нашем колледже реализуются дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий по запросам работодателей, отраслевой экономики, сектора самозанятости.

Особую роль в модернизации образования играет цифровизация. Наблюдается рост онлайн-решений посредством внедрения массовых открытых онлайн-курсов и развития смешанной педагогики, включающей в себя как онлайн-, так и офлайн- обучение.

Среди других трендов — персонализация образовательных траекторий, рост числа осознанных школьников/студентов, которые сами могут сформулировать свои цели обучения и необходимый набор компетенций, спрос со стороны работодателей на специалистов, обладающих определенным и подтвержденным набором компетенций.

Растет значимость непрерывного образования. Быстрая смена информационного и технологического фона приводит к тому, что образование становится постоянным, сопровождая человека всю его жизнь, формируя феномен всевозрастного образования.

Мир меняется быстро, мы не сможем позволить себе пять лет изучать теоретические дисциплины, а потом еще осваивать профессию за счет работодателя. Акцент смещается с теории на реальные проекты обучающихся, их стартапы. Организации общего, профессионального образования будут трансформироваться в хабы, где обучающиеся могут получать образовательный опыт различной продолжительности, интенсивности и в разных стилях обучения.

Сергей Шлык:

— В современной системе образования наставничество становится неотъемлемым компонентом — как в процессе адаптации студентов, так и в процессе обучения. Эта технология позволяет получать опыт, знания, формировать навыки и компетенции быстрее, чем, например, учебные пособия или даже проектная работа. Наставники помогают молодым людям реализовывать их творческий и профессиональный потенциал и быстрее пройти этап социализации в сообществе.

Наиболее результативными для применения технологий наставничества мы считаем мероприятия с погружением подростков, молодых людей в профессиональную среду. Их основная задача — помочь ребятам сделать профессии. Но прежде чем принимать такое ответственное решение, важно убедиться в его правильности.

Приведу пример из работы Ростовского государственного медицинского университета. В сентябре этого года на базе вуза мы запустили пилотный образовательный проект «Предуниверсарий». Участники — школьники 9-11-х классов — проходят обучение по одному из пяти направлений: «Первая помощь с элементами симуляционного тренинга. Анатомия», «Хирургия. Микробиология», «Стоматология», «Биология. Химия», «Психология. Мой жизненный выбор». Программы обучения, помимо теории, включают практические занятия в симуляционном центре, клинике, на кафедрах университета и в анатомическом музее.

Это новый для нас формат профориентационной работы с будущими абитуриентами. Да, в университете есть подразделение, которое готовит студентов медицинских колледжей к поступлению в вузы, но там другие цели. В колледжах учатся уже замотивированные ребята, сделавшие выбор в пользу профессии врача. А в случае с «Предуниверсарием» мы стараемся продемонстрировать школьникам, еще не определившимся с профобластью, что такое медицина. Важно, чтобы они на старте — до поступления — поняли, интересно им это направление или нет. Мы же со своей стороны хотим получать высоко мотивированных студентов, которые желают связать жизнь с медициной, понимая, что это непростая работа.

Если проект будет востребован, будем думать о том, чтобы выходить с ним за пределы Ростова-на-Дону, поскольку в регионе немало молодых людей, мечтающих поступить медицинский вуз. Мы можем приблизить ребят к поставленной цели, став их наставниками в осознанном выборе профессии.

Ирина Куракова:

— Хочется процитировать известные слова Антона Семеновича Макаренко: «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно ни окончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом».

В нашу школу каждый год приходят молодые специалисты, и меня как руководителя это очень радует. В коллектив вливаются полные энергии люди, которые несут с собой волну нового и свежего.

Перед нами встал вопрос: как добиться ощущения каждым педагогом, что он не просто идет на службу, а идет на любимую работу? Ведь только в этом случае молодой специалист сможет постоянно работать над собой и пытаться развиваться все больше и больше.

Активный поиск эффективных форм работы с преподавателями привел нас к созданию клуба начинающих педагогов школы № 38 города Шахты. Наша организация очень молода, ей всего два года, но ее работа дает успешные результаты.

У клуба три основных направления работы. Первое — адаптационная работа: знакомство со школой, педагогическим коллективом, презентация программы творческой лаборатории молодых учителей, закрепление учителя-наставника за молодым преподавателем, заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства, анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года).

Второе — организация профессиональной коммуникации с наставниками, коллегами по методическому объединению и администрацией.

Третье — мотивация самообразования: определение проблемы, над которой работает молодой учитель, знакомство с педагогическими новинками, посещение открытых уроков, участие в работе семинаров, участие в фестивалях, конкурсах.

Преимущества клуба: создает условия для организации регулярных содержательных встреч, обеспечивает преемственность и непрерывность работы педагогического коллектива с социумом, программа работы складывается с учетом интересов и возможностей всех участников, служит для взаимопомощи в саморазвитии, дает возможность развивать и укреплять дружеские отношения.

Помощь наставника, коллеги или другого молодого специалиста важна, но самое главное, на мой взгляд, в коллективе должны быть грамотно выстроены отношения для того, чтобы молодой педагог мог о ней просить и быть уверенным, что его услышат и попытаются помочь. Когда подобные условия созданы администрацией и коллегами, специалист растет: чувствует удовлетворение от профессии, хочет дать еще больше.

Как показала наша практика, легче всего проходит процесс погружения в профессию тогда, когда двери учителей всей школы открыты для посещения. Молодой специалист, побывав на 20-30 уроках разных учителей, может осознанно, серьезно и методически верно выстроить свое понимание предмета, свою линию поведения с обучающимися, разработать и предъявлять свои требования к ученикам и прогнозировать желаемый результат.

img_2547.jpg

Игорь Иваненко:

— Вопрос о создании модели непрерывного образования и его функционировании — не просто эффективный, модный, но и актуальный и востребованный. Эта идея очень близка коллективу нашей гимназии. Ее мы пытались реализовывать еще в 90-е годы, когда подготовили единые программы по русскому языку, чтению, математике, коррелирующие с программами подготовительной группы детского сада № 5 и первого класса.

Модель непрерывного образования такова: дошкольное учреждение — школа — вуз. Кроме того, она должна включать в себя и педагогический класс.

Открытие педкласса — это внутренняя потребность, так как идет процесс старения и выгорания учителей, отток педагогов в Москву. Дефицит кадров испытывают и городские, и областные школы, поскольку выпускники Орловского госуниверситета, мягко говоря, идут работать в школы неактивно, а Мезенский педколледж удовлетворяет потребность только в учителях начальных классов.

К разработке проекта «Педагогический класс в школе» нас подвиг опыт реализации совместного проекта с ОГУ «Профильная школа». Особенно в первый учебный год (2018-2019), когда дети занимались в университете в формате математического и естественно-научного классов, работая в лабораториях вуза на современном цифровом оборудовании, приобщаясь к робототехнике, увлекаясь идеей искусственного интеллекта.

Особенно хочется отметить роль педагогического колледжа в организации предпрофессиональной и профориентационной работы: участие в совместных мероприятиях и праздниках, совместные уроки, выступление на демонстрационных экзаменах WorldSkills Russia. Студенты колледжа постоянно проходят практику в гимназии, его выпускники составляют сегодня более 50% коллектива учителей начального общего образования (12 из 18). Только в нынешнем году в наш коллектив влились три выпускника педколледжа. В свою очередь ежегодно в ссуз поступают несколько наших выпускников. Итоги совместной работы и создание педкласса — закономерный результат.

Свой педагогический 9-й «В» класс мы открыли 1 сентября 2021 года. Его формирование осуществлялось на основе заявлений родителей, анкетирования и тестирования обучающихся. В итоге набралось 27 человек. Детей привлекла возможность изучения таких предметов, как основы психологии и педагогики, русская словесность, а также курсы внеурочной деятельности: биологический практикум, психология человека, риторика.

На подготовительном этапе мы проводим среди родителей опрос о целесообразности обучения их детей в педагогическом классе. Анкетирование пап и мам в конце 8-го класса показало их положительное отношение, а в течение 9-го класса подтвердило их решение, продемонстрировало удовлетворенность ходом и качеством обучения и промежуточными результатами (90%). Была дана позитивная оценка получения образования детьми (85% взрослых высказались положительно).

Лучшей иллюстрацией отношения ребят к учебе в педагогическом классе является статья его ученицы Карины Макаровой, напечатанная в журнале «Управляющий совет» под названием «Педкласс — это класс!». В этом учебном году из выпускников 9-го педагогического класса создана педагогическая группа в 10-й гуманитарный класс, а также открыт новый педагогический 9-й «В» класс.

Альбина Шутунова:

— Объявление 2023 года Годом педагога и наставника вселяет надежду на то, что грядут значимые изменения в оценке статуса учителя в современном обществе, изменения, которые в первую очередь, на мой взгляд, должны отразиться на заработной плате педагогов, на характере их взаимоотношений с родителями учеников, на предоставлении им условий для достойного выполнения высокой миссии — воспитания человека будущего.

В конце июня Госдума приняла изменения в федеральный закон «Об образовании». Из него уберут понятие «образовательная услуга». Но необходимо время, чтобы поменять отношение части родителей к учителям и их восприятие педагогов как обслуживающего персонала.

В Год педагога и наставника необходимо продумать вопрос о защищенности учителей на законодательном уровне. Упростить процедуру получения ими наград. Вернуть возможность выхода на пенсию после 25 лет стажа. Назначить молодым педагогам субсидии и льготы.

Наверное, наступает пора вернуть в наши школы то лучшее, что мы получили в наследство от советского образования. Ориентация на западную модель, к сожалению, привела к утрате ряда собственных устоев учебно-воспитательной системы. За последние десятилетия профессия педагога претерпела множество трансформаций: консультант, руководитель проектной деятельности, тьютор... Но главное, на мой взгляд, осталось неизменным: педагог — это мастер своего дела, любящий то, чем он занимается, и человек, открытый детским душам.

В следующем году исполнится 200 лет со дня рождения основоположника российской педагогики Константина Ушинского. До сих пор его принципы обучения, основанные на знании физических и психических основ развития человека, актуальны для учителей.

Когда перед студентами педагогического института встает вопрос, куда идти работать, многие оказываются перед дилеммой — призвание или хлеб насущный? Вот тут очень важна роль авторитетного педагога-наставника из профессиональной среды. Всякий ли педагог может быть наставником? Конечно, нет. Профессионально деформированный учитель, даже имеющий большой педагогический опыт и отлично владеющий методикой преподавания своего предмета скорее окажет негативное влияние на становление молодого коллеги, нежели окажет ему реальную поддержку. Поэтому считаю важным развитие института наставничества, подбор наставников, которые могли бы оказать реальное положительное влияние на становление молодого педагога.

На что обратить внимание государства, по мнению молодых педагогов? На повышение статуса педагогических работников, усовершенствование системы оплаты труда педагогов (четкий и понятный механизм оплаты труда), разработку федеральных и региональных программ «Учитель», «Ординатура» для студентов педагогических специальностей, создание базовых школ для прохождения практики студентов педагогических специальностей, изменение содержания обучения студентов педагогических специальностей (переориентирование на современную школу), разработку новых программ и подходов к дополнительному образованию (переподготовка, курсы повышения квалификации) педагогов, закрепление доплаты педагогам-наставникам на региональном (федеральном) уровне, унифицирование порядка прохождения аттестации на квалификационные категории, закрепление на законодательном уровне системы защиты педагогических работников.

«Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. В последнее время все чаще звучат словосочетания «качество жизни», «качество образования», «социальная успешность».

 |