Несовместимость слов «учитель» и «услуга»

— Конечно, у каждого уровня власти есть своя законодательно закрепленная ответственность, свои полномочия и компетенции. Но мы понимаем, что образование, его развитие, совершенствование — это вопросы общенациональной повестки, один из ключевых государственных приоритетов. Они крайне важны для всего нашего общества, для каждой семьи, каждого человека.

Многих представителей отрасли задевает термин «услуга» по отношению к учительскому труду. Они считают, что он обедняет смысл этого труда и его общественную значимость. Давайте подумаем над вопросом корректировки законодательства, чтобы слово «услуга» никак не было связано с высоким званием учителя и использовалось бы только в бюджетно-финансовых документах. Учитель не только дает знания, но и оказывает колоссальное влияние на формирование личности учеников, на их мировоззрение, систему ценностей.

На «ты» с современными технологиями

— Нужно стремиться к тому, чтобы во всех школах страны создавались условия для раскрытия способностей и талантов ребят, для укрепления их духовных и физических сил. Многое здесь зависит от региональных и муниципальных команд, от самих школ, от их включенности в реализацию программ воспитательной работы, которые начали действовать уже с нынешнего учебного года.

Наших детей трудно удивить, они хорошо разбираются в современных технологиях, что иногда даже вызывает удивление. Но это так, причем ребята с раннего возраста дружат с интернетом, который, безусловно, является помощником в приобретении знаний и новой информации.

Уже в 2021 году все школы страны должны получить не просто доступ к интернету, а к скоростному интернету. Такая цифровизация — именно дополнение, а не отказ от традиционного образовательного процесса.

Хочу от всей души поблагодарить всех педагогов. Они не только быстро овладели дистанционными технологиями в тяжелый период пандемии, но и поддержали своих учеников, их родителей. Тогда мы еще раз убедились в ключевой роли учителя в процессе обучения и воспитания, в важности его непосредственного общения с учащимися. Очевидно, что прямой контакт, личный пример помогают передавать интерес к знанию, жизненный и культурный опыт, накопленный многими поколениями наших предков, — наши традиционные ценности.

Воспитание — очень тонкая, чувствительная вещь

— Вопросы воспитания, просвещения — очень тонкие, чувствительные вещи. Здесь нельзя действовать как-то грубо или равнодушно, для галочки. Нужно обладать не только глубокими знаниями, которые могут увлечь ребят, но и вкладывать душу, заражать учеников своими искренними эмоциями.

Процессы воспитания и обучения должны быть неразрывными и идти, как говорится, рука об руку. И важно, чтобы в них участвовал весь педагогический коллектив, а не только классные руководители.

Значительный вклад в воспитание дает и внеурочная работа. Это различные кружки, спортивные секции, школьные театры, музыкальные студии. Необходимо создавать условия и для вовлечения школьников в научно-техническое творчество, где уже много успешных практик.

В новом учебном году в школах десяти регионов начали работу советники по воспитанию. Затем с учетом опыта распространим эту практику на всю страну. Важно, что такие специалисты должны опираться на объединяющие всех нас гражданские, патриотические ценности, на историческое наследие наших народов.

Но нельзя действовать под копирку, по единому шаблону. Нужно обязательно учитывать традиции, культуру каждого региона. Россия — очень многообразная, разнообразная страна, в каждом регионе есть свои особенности. Но единством такого разнообразия и сильна Россия.


Доступность качественного образования для каждого ребенка

— Дети должны иметь возможность оставаться в школе после занятий. Для большого количества семей, где родители работают, это большая поддержка. Кстати, по мнению социологов, психологов, конфликты между детьми и родителями часто или даже чаще всего возникают в связи с выполнением домашних заданий. Их можно спокойно и вовремя сделать в таких группах продленного дня с помощью наставников и заодно кружки посетить, спортом позаниматься, с друзьями пообщаться. Школы полного дня очень востребованы сегодня.

Важнейшая, ключевая тема — качество образования. Наша цель — обеспечить его высокий уровень во всех школах. Не только потому, что мы стремимся войти в число ведущих стран мира по качеству общего образования. Дело совершенно не в этом. Главное — дать нашим детям фундаментальные знания по ключевым предметам и научить применять их в жизни. Создавать условия для раскрытия способностей школьников, чтобы они как можно раньше определились с будущей профессией. Помочь тем ребятам, которые по разным причинам испытывают трудности с обучением. Это могут быть проблемы психологического характера, большой учебной нагрузки, сложной жизненной ситуации в семье.

На сегодняшний день дифференциация качества образования в нашей стране остается очень высокой, особенно на ступени основного общего образования — с пятого по девятый класс. Очевидно, что надо оказать поддержку тем школам, которые пока не дотягивают до необходимого уровня. Безусловно, сегодня это одна из важнейших задач и федерального центра, и регионов, и муниципалитетов. Нужно тщательно проанализировать причины такого положения дел по каждому учреждению.

Должен безусловно соблюдаться базовый принцип системы российского образования — справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребенка в соответствии с его интересами и способностями. Причем независимо от того, где живет: в городе или в деревне, в Москве или в любом другом регионе страны. Независимо от того, где учится: в государственной школе или в частной. И, конечно, независимо от социального статуса и доходов родителей.

Повышенное внимание к детям с ОВЗ

— У нас наблюдается положительная динамика в поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья. Это инклюзивные классы и развитие специализированных школ, домашнее обучение. Но работы здесь еще немало. Регионы должны уделять данному направлению повышенное внимание, чаще встречаться с родителями и школьниками, чтобы лучше понять их проблемы и то, какая дополнительная помощь им нужна.

Обязательно нужно вовлекать таких учащихся, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в систему конкурсов и олимпиад. Талантливые ребята есть везде, в любой среде, и мы должны иметь это в виду, понимать это.

Сделать развитие и обустройство школы общим делом

— В рамках национального проекта «Образование» с учетом роста числа школьников к 2024 году в России запланировано ввести 1300 новых школ. Кроме того, я поручил правительству совместно с регионами подготовить специальную программу капитального ремонта школ с акцентом на сельские школы. Сегодня уже можно назвать конкретные параметры такой программы: до конца 2026 года планируется отремонтировать более 7300 школ, в том числе 3000 в ближайшие два года. По предложению Елены Шмелевой, одного из организаторов успешной работы образовательного центра «Сириус», принято решение сделать данную программу комплексной, то есть включить в нее не только ремонт, но и внутреннее оснащение и установку современного учебного оборудования.

Для ребят и учителей школа — это, безусловно, второй дом, и каким он будет после строительства или капитального ремонта, должно зависеть не только от чиновников. Уже есть успешный опыт вовлечения учеников в процесс модернизации школ, причем еще на стадии проектирования. Это отличное начинание, нужно развивать такие практики — учащимся будет интереснее, если они будут чувствовать, видеть, что это в том числе и результат их творчества.

Дело не только в покраске стен и установке коммуникаций, а в том, чтобы понять, чего ребята хотят, а потом сделать так, чтобы школа отвечала представлениям о ней и школьников, и педагогов, и родителей. Чтобы развитие школы, ее обустройство были общим делом, чтобы в обновленных школах кипела интересная жизнь, развивалось ученическое самоуправление, работали те кружки, спортивные секции и студии, которые организованы прежде всего по запросам ребят и предложениям родителей, и чтобы педагоги поддерживали детей и активно участвовали в таких проектах.

Учитывать возросшие требования к квалификации учителя

— Социологические опросы показывают, что подавляющее большинство учителей (примерно 96 процентов) ценят и любят свою профессию. И такое отношение к делу, к своей миссии нужно обязательно поддерживать и поощрять. И здесь на первый план выходят вопросы оплаты труда. Да, за последние годы средние зарплаты учителей подросли, особенно в регионах с сильными экономическими и бюджетными потенциалами.

Но вместе с тем мы уже не раз говорили, что действующую систему необходимо модернизировать, учитывать новые, возросшие требования к профессии, квалификации учителя. А значит, работать над тем, чтобы рос престиж учительского труда в обществе.

Школа играет огромную роль в развитии человека, всего общества, государства. Школьное образование во многом объединяет страну, делает нас единым народом, и то, как развиваются школы, — значимый показатель эффективности работы региональных и муниципальных команд. 

 |