Система не вышла из равновесия
— В этом году не только наши вузы, но и вся мировая система образования впервые в своей истории столкнулась с беспрецедентной ситуацией, обусловленной эпидемией коронавируса. В одночасье возникли непреодолимые препятствия для реализации той модели образования, по которой университеты жили и работали веками. Еще несколько лет назад это означало бы только одно: полное прекращение работы вузов на несколько месяцев. И в марте, когда принимались соответствующие решения, такие предложения звучали. Однако всесторонне обсудив ситуацию с профессиональным сообществом, министерство все же рекомендовало всем вузам перейти на дистанционный режим работы.
Конечно, это стало настоящим стресс-тестом для всей системы высшего образования страны. Первые недели все без исключения вузы испытывали трудности, зачастую существенные. Многие из них оказались по-настоящему в чрезвычайной ситуации. Сложнее других было вузам технического, медицинского и творческого профилей. Но благодаря оперативной организации, прежде всего взаимодействия вузов между собой, а также с министерством, был налажен поиск решений в новых условиях, регулярный обмен лучшими практиками и опытом адаптации к новым условиям.
Не все процессы в новых условиях функционировали с прежней эффективностью, и за это достаточно справедливо критиковали вузы, но надо признать, что система высшего образования не вышла из равновесия. Без предварительной подготовки в сжатые сроки на удаленный формат было переведено более миллиона дисциплин, включая лекционные и семинарские занятия. При этом абсолютное большинство курсов были проведены в срок и не перенесены на другие семестры. Случаи полной остановки обучения были скорее исключением из общей практики.
Сохранение качества образования потребовало от преподавателей большего времени и дополнительных усилий для подготовки к занятиям. Стало заметно больше индивидуальной работы со студентами и дополнительных консультаций. И большинство студентов в целом положительно оценили уровень преподавания в этих непростых, экстремальных условиях. Готовность всех вузов мобилизоваться и работать позволила сохранить самое главное — чувство стабильности для студентов и преподавателей.

Самоотверженные усилия преподавателей
— По завершении учебного года в университетах организованно прошла государственная итоговая аттестация. Принципиальное решение в этой части, реализованное вузами, состояло в максимальном использовании дистанционных форматов. Мы также рекомендовали университетам отменить государственный экзамен, если стандартом допускается проведение итоговой аттестации в форме выпускной квалификационной работы — защиты диплома или в виде запуска собственного стартапа, и ряд вузов воспользовались этим правом.
Благодаря самоотверженным усилиям преподавателей в университетах в новом формате прошли государственные экзамены, состоялась защита выпускных квалификационных работ. Можно по-разному к этому относиться, и мы до сих пор извлекаем уроки из данной ситуации. Но в результате, несмотря на беспрецедентные условия обучения, дипломы о высшем образовании в 2020 году получили 550 тысяч студентов очной формы обучения.

Сегодня можно сказать, что переход на дистанционный формат работы был вынужденной необходимостью. Но российская система высшего образования с данным вызовом в целом справилась. Вместе с тем с первых дней мы поставили себе цель внимательно анализировать происходящее, для того чтобы из уроков пандемии извлечь перспективные идеи долгосрочного развития. И опыт работы университетов «на удаленке» показал не только возможности цифровых технологий, но и их многочисленные ограничения.
Во-первых, стало понятно, что инфраструктура вузов оказалась не вполне готова к полному переводу учебного процесса в онлайн. Во-вторых, эффективное использование информационных технологий требует особых навыков и знаний у преподавателей, особой организации учебного процесса. Поэтому необходимо создание системы поощрения мотивации педагогов, которая активно включается в проектирование использования новых цифровых ресурсов и практик. Наконец, самое главное — ряд важнейших процессов университетской жизни невозможно перенести в виртуальное пространство. Стало очевидно, что полная реализация программ высшего образования в дистанционном формате невозможна.

Сегодня для нас очевидно, что дистанционное образование нельзя сравнивать с традиционным и тем более предлагать его в качестве единственной альтернативы. Ни в коем случае не должна идти речь о полной замене одной системы на другую. Далее стало абсолютно понятно, что новые формы самостоятельной работы студентов требуют новых методов и педагогической поддержки. Наконец, требуется пересмотр подходов контрольно-надзорной деятельности. Необходимы доверие к вузам с устойчивой репутацией, трансформация традиционных плановых проверок, системный мониторинг соблюдения норм законодательства.


Бойцы студенческого фронта
— Понимая, что ситуация влечет негативные социально-экономические последствия, мы в первую очередь обсудили с Союзом ректоров ряд мер социальной поддержки студенчества. Главным образом это рекомендация вузам сохранить стоимость обучения при приеме в 2020 году на уровне 2019 года. И подавляющее большинство вузов изначально прислушались к этой рекомендации. 
Частью пакета мер стала впервые реализуемая программа трудоустройства студентов на базе самих университетов. В ней приняли участие 149 вузов, а трудоустроено более 16 тысяч студентов. Речь идет о работе цифровыми ассистентами, консультантами-психологами, о работе с социально незащищенными группами, о реализации образовательных программ для населения и многое другое.

Одновременно с этим министерство совместно с молодежной общественной организацией «Российские студенческие отряды» организовало трудоустройство 42 тысяч студентов в летний трудовой семестр. Более 10 тысяч бойцов студенческих отрядов приняли участие во всероссийских и межрегиональных стройках, более 2500 человек отработали в медицинских учреждениях на должностях старшего и среднего медперсонала. Заметно проявили себя и студенческие сельскохозяйственные отряды. А студенты-педагоги применили профессиональные навыки в рамках организации летнего отдыха детей. И, что очень важно, работа в студенческих отрядах будет учтена при прохождении учебной практики. 
Впервые в этом году стартовала программа по привлечению выпускников 2020 года на исследовательские позиции в университеты и научные организации.
В качестве меры социальной поддержки президент страны принял решение о выделении дополнительно 11 500 бюджетных мест для абитуриентов 2020 года. При этом приоритет отдавался региональным вузам. Регионы, в частности, получили более 9,5 тысячи дополнительных мест — это почти 84%. В результате общее количество бюджетных мест для поступления в университеты выросло по сравнению с 2019 годом на 17 тысяч, и, как итог, была обеспечена доступность высшего образования на 60% для выпускников средних школ.

Для сохранения доступности качественного высшего образования по инициативе президента страны была расширена программа льготного образовательного кредитования. Речь идет о снижении процентной ставки по таким кредитам до 3% и об увеличении срока пользования кредитом до 15 лет.



Изменившиеся предпочтения абитуриентов
— Приемная кампания 2020 года проходила с рядом особенностей, вызванных пандемией. В первую очередь это касалось сроков — они были существенно сдвинуты, и высшие учебные заведения оказались в неординарных условиях. По существу вузы за 20 дней осуществили ту работу, которую раньше делали за полтора месяца. Мы приняли во внимание изменение порядка и сроков сдачи ЕГЭ, особенности проведения финального тура Олимпиады школьников.
Поскольку эпидемиологическая ситуация не до конца была понятна, имелись существенные риски, приемная комиссия шла опосредованно, без личного присутствия. Поступающие подавали заявления о приеме в вуз с приложением всех необходимых документов онлайн. Впервые мы использовали централизованный сервис «Поступление в вуз онлайн», и более 20 тысяч выпускников воспользовались им.
Количество желающих поступить в российские университеты в этом году не уменьшилось, несмотря на то что число выпускников школ, сдавших ЕГЭ, оказалось меньше. Более того, средний балл ЕГЭ во многих региональных вузах заметно повысился. При этом традиционно большой популярностью пользуются специальности и направления в области информационных технологий, здравоохранения, педагогики, инженерного дела.
Конечно, условия, в которых мы оказались, повлияли на предпочтения абитуриентов. Но что мы заметили: существенное влияние на ситуацию с миграцией внутри страны, а это один из болевых вопросов, который мы обсуждаем уже много лет, оказало распределение бюджетных мест в регионы в сторону их увеличения. Абсолютное большинство абитуриентов реализовали свое конституционное право на конкурсной основе получить высшее образование, в том числе бесплатно. На очную форму бакалавриата, специалитета и магистратуры зачислено 620 тысяч студентов.


Нестандартные решения в работе с молодежью
— Новая реальность, в которой оказались миллионы студентов в период пандемии, потребовала от вузов и министерства нестандартных решений в работе с молодежью, способствовала динамичному развитию новых форматов воспитания. Мы исходим из того, что воспитание тесно связано и немыслимо без образования, и, наоборот, образование подразумевает воспитание. Не так давно был принят соответствующий закон. И это задача не только для общеобразовательной школы, но и для высшей школы в том числе.
С переходом вузов «на удаленку» выяснилось, что формальные молодежные структуры сразу же прекратили свою активность. И, напротив, те студенческие организации и клубы, где есть настоящие лидеры, которые были реально добровольными объединениями и имели свою представленность в социальных сетях, в значительной степени сохранили продуктивную деятельность.
Ключевой выход был найден в организации волонтерской деятельности. В этом направлении у вузов имелся колоссальный опыт и до пандемии. Во время распространения коронавируса студенты еще более активно включились в волонтерское движение. Множество из них стали волонтерами для поддержки обучения школьников, помощи учителям школ и вузовским преподавателям в использовании цифровых технологий.

  Важной особенностью работы волонтеров в этот период стал упор на профили их обучения. По существу, это было обучение на практике: студенты не только вносили весомый вклад в борьбу с коронавирусом, но и развивали свои профессиональные навыки: волонтеры-медики — в оказании медицинской помощи, волонтеры-юристы и психологи — в области консультирования, студенты технических специальностей — в сфере цифрового волонтерства.
Эту работу необходимо продолжить, внедряя новые форматы воспитания, соответствующие вызовам времени. Наряду с волонтерством, развитием студенческих клубов мы будем более активно привлекать молодежь в исследовательские проекты, в развитие науки и технологий, в проекты технологического предпринимательства. Принципиально важно сообща, усилиями всех уровней власти сконцентрировать внимание на создании в каждом регионе, в каждом вузе комфортных условий для научно-технического творчества молодежи, для появления новых идей и их последующего внедрения. Я имею в виду открытые пространства для коллективной работы с доступом 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Это, конечно же, переход от поточных лекционных аудиторий к трансформируемым учебным залам для проектной работы. Наши университеты должны стать по-настоящему родным домом для каждого студента, чтобы была возможность за рамками обучения реализовать свой потенциал.


Стратегическое академическое лидерство
— В условиях пандемии мы переосмыслили многие подходы к развитию высшего образования и науки, оценили будущие вызовы. Исходя из этого, опираясь на лучшие практики прошлых лет, мы предлагаем в этом году запустить новый долгосрочный проект поддержки российских университетов и научных организаций с горизонтом до 2030 года. Мы называем его — Программа стратегического академического лидерства. В ней обязательно должны участвовать не только государственные, но и негосударственные вузы, а также региональные и отраслевые: медицинские, транспортные, педагогические, творческие, сельскохозяйственные.
Мы провели огромную работу, согласовали проект и обсудили его на площадке Российской академии наук, Российского союза ректоров, в регионах, с ректорами творческих вузов. Главной целью должно стать существенное увеличение вклада научных и образовательных организаций в достижение национальных целей развития страны. Приоритетным для нас является создание возможностей для реализации и развития талантов.

 
 |