Нахожусь ли я в конце своего профессионального пути? Безусловно, нет. Знаю ли я, куда он меня приведет? Тоже нет. Но я уверена, что с поддержкой наставников, коллег, учеников я смогу преодолеть немало препятствий и завоевать вершины, показывающиеся впереди.
Во многом то, какой я педагог, зависит от моих школьных учителей
— Я родилась и выросла в селе Воздвиженском Апанасенковского района Ставропольского края. Оно насчитывало около 3 тысяч жителей, когда я училась в нашей большой и красивой школе.
Очень люблю в нее возвращаться. И каждый раз, общаясь со своими бывшими учителями, понимаю, как много у них взяла, будучи ребенком, подростком, неосознанно, просто находясь возле этих замечательных людей.
Во многом то, какой я педагог сейчас, зависит от моих вчерашних преподавателей. Думаю, об этом надо помнить всегда, когда мы входим в класс: наши ученики смотрят на нас, на наше поведение, на наши слова, на наше отношение к предмету, себе и миру — уже что-то забирают себе (или, наоборот, думают о том, что так точно поступать не будут — об этом тоже стоит помнить). Мы являемся наставниками для ребят, уже только находясь в классе.
Первые уроки только укрепили уверенность: мой путь лежит в школу
— Следующим этапом моего профессионального роста стал Ставропольский государственный педагогический институт. Сейчас я выступаю офлайн и онлайн в десятках регионов страны. А мое первое публичное выступление на студенческой конференции случилось именно в институте. Там я обрела наставников, к которым обращаюсь и сегодня. Пары по моей специальности и методике дали прочный фундамент, на который уже наращивалось то, что я получала на курсах повышения квалификации, форумах, работая в школе. Без прочного основания эти знания могли быть куда более шаткими.
На третьем курсе началась практика, где я познакомилась с сильными учителями-русоведами и смогла уже тогда вложить в свою методическую копилку методы и приемы (и даже систему работы с правилами), которыми пользуюсь до сих пор: «6 шляп мышления», таксономия Блума, модульно-блочная схема подачи материала и многое другое. Первые уроки только укрепили уверенность: мой путь лежит в школу.
Именно в институте в двадцатилетней студентке увидели потенциал и выдвинули мою кандидатуру на конкурс «Учитель года» в номинации «Шаг в профессию». На протяжении всех конкурсных испытаний и очного, и заочного этапов я не была одна: мне помогали преподаватели, методисты, технический отдел и однокурсники.
Конкурс закончился победой, но это была не только моя победа. Наставники, которых я обрела еще в 2015 году, — Анна Владимировна Морозова, Александр Александрович Фокин, Евгения Игнатьевна Дворникова, — в 2021-м с такой же решимостью вышли со мной и на всероссийский этап уже в номинации «Лучший учитель» (и он тоже закончился успешно — я вошла в пятерку лучших педагогов страны).
Молодому специалисту нужно и важно обрести наставника в первые годы работы
— Но вернемся в 2015 год. Лицей № 14 города Ставрополя гостеприимно распахнул свои двери. Я стала учителем русского языка и литературы, классным руководителем — и с упоением окунулась в школьную жизнь. Здесь я тоже была не одна. Под чутким руководством директора Валентины Алексеевны Медведевой мне было не страшно делать первые шаги в профессии, получать опыт, реализовывать проекты. Кроме того, в лицее я обрела еще одного мудрого наставника — Любовь Петровну Бутенко, учителя русского языка и литературы, заместителя директора по УВР.
При всей быстроте, цифровизации современного мира важно иметь мудрую обратную связь от человека, отдавшего образованию больше лет, чем мне сегодня. Мы можем сколько угодно изобретать (а точнее адаптировать) новые/старые методики, осваивать технологии, внедрять приложения и гаджеты, но в сухом остатке урок все равно зависит от личности учителя и его профессиональных умений.
Нельзя сказать, что у нас с Любовью Петровной не было расхождения взглядов на структуру урока или способы взаимодействия с детьми. Но мудрость и опыт моего наставника позволяли найти то общее, что объединяло в нас старую и новую школу, традиции и инновации. Молодому специалисту нужно и важно обрести наставника в первые годы своей работы — это позволит ему не потерять себя в океане информации, в круговороте дел.
«Вначале было слово» — слово остается важным источником информации и сейчас
— Весомый вклад в нашу деятельность вносят также печатные издания: газеты, книги, журналы, в которых великие педагоги прошлого, настоящего и, я уверена, будущие великие учителя делятся своими находками, принципами работы, методами и приемами, которые уже успешно показали себя на практике. Огромным подарком стала для меня подшивка журналов «Русский язык в школе», которую я получила от своей коллеги в первый год работы.
Каждый месяц я с интересом читаю газеты и журналы, вбирающие в себя опыт современных педагогов: «Учительскую газету», «Российское образование», дайджесты МЕЛа. «Вначале было слово» — слово остается важным источником информации и сейчас.
В наше время для учителя, желающего заниматься самообразованием, практически нет ограничений
— Структурировать знания помогают и курсы повышения квалификации как региональных институтов развития образования, так и федеральных проектов, например Академии Минпросвещения России. Уже через два года я пошла на курсы повышения квалификации от Ставропольского краевого института развития образования и переподготовки работников образования, позже открыла для себя Фоксфорд, GeekBrains, Лекториум. В наше время для учителя, желающего заниматься самообразованием, практически нет ограничений.
Система повышения квалификации в современном профессиональном сообществе тоже требует модернизации. Безусловно, создание открытой системы дополнительного профобразования на базе Академии Минпросвещения, когда педагог может выбирать курс, на котором захочет учиться, — важный шаг вперед. Но общаясь с коллегами по всей России, могу утверждать, что до сих пор имеют место такие административные решения, когда не учителя выбирают для себя интересный курс, а под созданный курс, который надо реализовать, набираются группы слушателей.
Отрадный факт — непрерывность профессионального развития становится неотъемлемой частью нашей работы: само время, наши ученики и стремительное развитие окружающего мира определяют необходимость постоянно осваивать новое. Вот почему ответственность системы ДПО возрастает многократно.
Образовательные запросы педагогов в регионах касаются помощи в освоении цифровых инструментов, перехода на электронный документооборот, реальной работы с заданиями по функциональной грамотности, а не стократных лекций по теории. Практика — вот что должно становиться не только во главу методических принципов обучения детей, но и в основание профессионального развития учителя. Больше практики, стажировок, обмена опытом.
Каждый из нас открыт для взаимодействия, вопросов и запросов своей аудитории
— Педагогическое сообщество — важная составляющая в поддержке не только начинающего педагога. Наше время позволяет найти единомышленников за пределами своего города и региона. Успешно действует Всероссийское сообщество наставников-просветителей, в чьи ряды я вошла в прошлом году. Речь идет об учителях, активно ведущих блоги в социальных сетях, делающих образовательную среду не только экологичной, но и познавательной как для коллег, учеников, так и для родителей. Каждый из нас открыт для взаимодействия, вопросов и запросов своей аудитории.
Открытие в 2018 году собственного блога позволило мне не только быть полезной и делиться материалами, личным видением профессии, находками и открытиями, но и понемногу создавать прочную ступень диалога между старшим поколением и детьми. Через год мы с учениками организовали медиацентр лицея, ребята входили в мир социальных сетей и маркетинга под моим чутким вниманием и администрированием. Они показали себя только с лучшей стороны: в сборе материала, подходе к подготовке публикаций, статей, видеоэфиров. Кроме того, тексты и материалы учащихся позволили мне многое узнать о том, каким они со своей стороны видят мир, в котором живут, как к нему относятся, что их в нем интересует.
Педагогам нужно и важно участвовать в профессиональных конкурсах — любых
— Юные журналисты оказали мне колоссальную и медийную, и просто душевную поддержку, когда в 2021 году я вышла на конкурс «Учитель года». Это был важный шаг, который буквально перевернул мою жизнь. Уверена, что педагогам нужно и важно участвовать в конкурсах — любых. Это дает возможность по-новому взглянуть на свою профессию, свой подход, свою индивидуальность в ней. Но прежде всего конкурс — это люди. Прошло уже два года, а я продолжаю открывать для себя новые города, новые встречи, знакомиться с великолепными учителями, профессионалами своего дела, отдающими ему свое сердце. Конечно, это история и о наставничестве.
Хочу выразить огромную благодарность организаторам конкурса, педагогам, с которыми мы проходили этот путь, и еще двум людям, без которых моего пути не случилось бы: Елене Петровне Букша и Елене Витальевне Иващенко.
Возможно ли пройти конкурсный путь в одиночку? Возможно. Но если ты хочешь идти уверенно и далеко, важна команда. Эти люди уже есть рядом с вами, поэтому не бойтесь задавать вопросы, обращаться за советом, выступать и показывать себя. У вас абсолютно точно есть идеи, которыми стоит поделиться.
Текст: Анастасия Шрамко, учитель русского языка и литературы лицея № 14 им. Героя России В. В. Нургалиева г. Ставрополя, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2021, член Всероссийского сообщества наставников-просветителей