Высокие темпы строительства школ и детских садов

Продолжается работа по выполнению поручений президента России об обеспечении 100-процентной доступности дошкольного образования до конца 2023 года и о создании не менее 1300 школ по итогам 2024 года. Решение этих задач осуществляется в рамках национальных проектов «Образование» и «Демография». Для этого из федерального бюджета предусмотрено на строительство школ в 2019-2024 годах 489,5 млрд рублей и на строительство детских садов в 2018-2023 годах 160,3 млрд рублей.

Начиная с 2019 года в 80 регионах введено в эксплуатацию 850 школ на 500,5 тыс. мест и 1612 детских садов на 233,6 тыс. мест. В 2022 году в 62 регионах введены в эксплуатацию 251 школа на 166 тыс. мест и 238 детских садов на 36 тыс. мест. Высокие темпы строительства отмечаются в республиках Калмыкия, Татарстан, Чеченской Республике, Камчатском крае, Белгородской, Вологодской, Ленинградской, Липецкой, Магаданской, Пензенской, Саратовской, Тюменской областях.

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и старше в среднем по России на 1 января 2023 года составляет 99,4%.

Капитальный ремонт и оснащение учебных заведений

2022 год стал первым годом реализации программы, направленной на капитальный ремонт зданий школ и их оснащение средствами обучения и воспитания. Завершен капремонт 1298 зданий, досрочно отремонтировано 365 зданий из планового показателя 2023 года.

В текущем году в 73 регионах планируется к вводу 418 школ, в 29 регионах — 105 детских садов. Введение этих объектов в эксплуатацию позволит ликвидировать третью смену в школах и не допускать ее появления в дальнейшем, а также обеспечить 100-процентную доступность дошкольного образования.

Кадры для приоритетных отраслей экономики

В рамках федерального проекта «Профессионалитет» созданы образовательно-производственные кластеры, которые готовят кадры для приоритетных отраслей экономики совместно с работодателями, сокращены до 40% сроки обучения, увеличена его практическая направленность и обеспечена подготовка выпускников под конкретные рабочие места.

Проект стартовал 1 сентября 2022 года. По итогам конкурсного отбора в него вошла 71 образовательная организация из 43 регионов. Создан 71 образовательно-производственный кластер с включением более 200 предприятий, количество студентов составило более 150 тыс. человек.

В 2023 году в проект «Профессионалитет» вошли новые 70 образовательно-производственных кластеров, сформированных по 15 отраслям. Таким образом, география проекта расширилась на 12 регионов и 8 новых отраслей. Планируется реализация более 500 образовательных программ по 60 профессиям и 88 специальностям. Общее количество студентов по программам профессионалитета в текущем году достигнет более 350 тыс. человек.

Также впервые будет проведен отбор на создание 60 образовательных кластеров СПО под кадровый запрос малого и среднего предпринимательства. Важным направлением становится формирование компетенций цифровой экономики, а также сборка образовательных программ с помощью пилотной версии системы «Цифровой конструктор компетенций». Кроме того, предусмотрены подготовка и повышение квалификации 4 тыс. педагогических и методических работников организаций СПО и обучение более 10 тыс. работников, ответственных за воспитательную работу, включая директоров, заместителей директоров по воспитательной работе, кураторов учебных групп.

открытие нов школы.jpg

Новая концепция всероссийского чемпионатного движения по профмастерству

Выстраивается и новая концепция всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству, охватывающая студентов техникумов и колледжей и школьников всех регионов страны.

Безусловно, мы должны обеспечить преемственность лучших практик, которые были реализованы в рамках прошлого чемпионатного движения. При этом одним из ключевых результатов чемпионатов должно стать трудоустройство участников в рамках взаимодействия с предприятиями и организациями реального сектора экономики.

Новая система чемпионатов включает региональные этапы и финалы. Соревнования по массовым профессиям и специальностям пройдут в рамках чемпионата «Профессионалы» с финалом в Санкт-Петербурге, по перспективным компетенциям — в рамках чемпионата высоких технологий с финалом в Великом Новгороде. Чемпионатное движение должно запустить механизмы развития системы СПО на долгосрочную перспективу, учитывая интересы приоритетных отраслей экономики.

В Великом Новгороде чемпионат пройдет 11-15 сентября 2023 года. Сформирован перечень компетенций чемпионата: летающая робототехника, изготовление индивидуальных имплантов, геопространственная цифровая инженерия, нейросети и большие данные, технологии развития городов и территорий, биохимические технологии и моделирование процессов, организация ESG-проектов и управление ими, биопротезирование.

Финал Всероссийского чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» по 30 промышленным компетенциям пройдет в Санкт-Петербурге 25-29 ноября 2023 года одновременно с международным форумом «Российский промышленник-2023».

Признание высокого статуса учителей

Президент России Владимир Путин объявил 2023 год Годом педагога и наставника. Это решение говорит о признании высокого статуса учителей и о важности той работы, которую они проводят. Сегодня в системе общего образования около 1,3 млн педагогических работников, из них 1,1 млн — учителя.

Задача Года — не только привлечь внимание к профессии и воздать должное уважение нашим учителям и наставникам, но и повысить интерес молодежи к педагогике, привлечь в педагогические вузы творческих, способных, активных абитуриентов, которые после окончания вуза придут работать в школы. При этом уже сейчас наблюдается интерес выпускников школ к педагогическим специальностям. С каждым годом планомерно растут общие объемы контрольных цифр приема по направлению «Образование и педагогические науки».

Также развивается сеть профильных классов психолого-педагогической направленности. Сейчас их уже более 3,3 тыс. в 83 регионах с более чем 50 тыс. обучающихся, планирующих связать свою жизнь с педагогикой.

Минпросвещения апробированы механизмы непрерывного профессионального развития педагогических работников через новые квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник». Мы планомерно выстраиваем систему для повышения квалификации учителей. В рамках национального проекта «Образование» планируется, что к концу 2024 года не менее 40% педагогов пройдут повышение квалификации за счет средств федерального бюджета, в том числе в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства.

 |