В эту работу включились и педклассы в школах, и профильные учебные заведения, и преподаватели-практики с многолетним стажем. Об уже достигнутых результатах и планах на перспективу говорили участники специальной онлайн-конференции, организованной МИД «ЕвроМедиа».

гелиакберова.jpg

Альфинур Галиакберова, ректор Набережночелнинского государственного педагогического университета:

— Повышение качества образования в нашем университете становится приоритетной задачей в области подготовки педагогических кадров для образовательных организаций. Мы поставили перед собой задачу создать электронно-образовательную среду и уже с 2019 года многое сделали для того, чтобы была комфортная информационно-цифровая среда для работы студентов и преподавателей, поэтому были практически готовы к пандемийной ситуации. И, конечно же, качество образования в вузе неразрывно связано с совершенствованием материально-технической базы. Мы получили порядка 250 млн рублей для создания Технопарка универсальных педагогических компетенций, который дал новый импульс развитию научно-образовательной деятельности университета. Наши студенты занимаются в научно-проектных группах совместно с преподавателями, опытными учителями и школьниками психолого-педагогических классов на базе модернизированной инфраструктуры.

Мы ввели в образовательный процесс цифровой симулятор педагогической деятельности, который позволяет соединить теорию и практику в области подготовки учителя. Наши специалисты, изучив зарубежный опыт, разработали авторскую модель симулятора урока математики с применением деятельностных образовательных подходов. Простыми словами, создана виртуальная модель урока, где практикуется работа студента — будущего педагога в виртуальном классе. На сегодня симулятор прошли более 3 тыс. студентов перед выходом на педагогическую практику.

Уже с 4-го курса многие наши студенты работают учителями в школах. Под кураторством вуза созданы 46 психолого-педагогических классов в 30 образовательных учреждениях Татарстана. Открытие таких классов, во-первых, дает мотивированных абитуриентов, во-вторых, помогает решать острую проблему нехватки педагогических кадров. Таким образом, выстраивается вполне логическая цепочка: школа — педколледж (в структуре вуза есть Индустриально-педагогический колледж) — вуз — Институт дополнительного профессионального образования.

волкова.jpg

Полина Волкова, студентка 4-го курса факультета педагогики и психологии Набережночелнинского государственного педагогического университета:

— Учителем хотела стать с детства. Я сама родом из Набережных Челнов, и, когда пришла пора выбирать вуз, у меня не возникло ни капли сомнения, что поступать я буду в наш педагогический университет. С первых дней своего обучения я окунулась в настоящую студенческую жизнь. Сейчас учусь и занимаюсь научной деятельностью в проектной группе по созданию тренажеров для учителей начальных классов. Буквально два года назад наш университет изменился до неузнаваемости: появилось новое современное образовательное пространство «Технопарк универсальных педагогических компетенций». У нас есть прекрасная возможность преподавать с 4-го курса. Сейчас я учусь и работаю учителем начальных классов в СОШ № 30. У меня замечательные второклассники. Все те знания, навыки и умения, которые я получаю в университете, дают мне возможность на практике их применять.

буркина.jpg

Ирина Буркина, проректор по учебной работе Ставропольского государственного педагогического института:

— Перед современным педагогическим образованием стоит сверхсложная задача — подготовка учителя, способного к построению суверенной системы образования. В связи с этим все педвузы участвуют в развитии системы непрерывного педагогического образования — от профильных классов до учреждений повышения квалификации. По поручению Минпросвещения России создаются учебно-педагогические округа. Как заявил глава министерства Сергей Кравцов, каждый педвуз должен стать центром, ответственным за развитие непрерывного педагогического образования в своем и двух-трех других регионах.

Сегодня подготовку педагогических кадров в стране осуществляют более 200 вузов разной ведомственной принадлежности и 440 колледжей. На Ставрополье 10 образовательных организаций ведут подготовку по 44 укрупненным группам по разным профилям. По состоянию на 2022 год в них обучались порядка 12 тыс. человек, в том числе по договорам о целевом обучении — 1,5 тыс.

В целом эту статистику можно охарактеризовать как положительную, но с точки зрения концептуального подхода необходимо уделить особое внимание содержательной интеграции — сращиванию среднего и высшего педагогического образования. В нашем институте и его филиалах все образовательные программы 2022 и 2023 годов набора разработаны и утверждены ученым советом с учетом принципов ядра среднего и высшего педобразования. Мы также приступили к разработке комплексных оценочных средств по модулям ядра. В образовательных программах мы реализуем новые подходы к преподаванию дисциплин социально-гуманитарного модуля с учетом Концепции преподавания истории России и выполнения поручения президента о введении курса «Основы Российской государственности».

Мы активно участвуем в развитии системы образования, воспитания, разработке новых программ, методик для наилучшей реализации национального проекта «Образование». В реализации программ подготовки современного учителя мы нацелены и на федеральный проект «Профессионалитет», и на осуществление кластерного подхода, который в свою очередь способствует сохранению традиционных ценностей культуры и исторической памяти как базовых характеристик инновационной структуры подготовки педагогических кадров.

белоконь.jpg

Евгений Белоконь, студент 2-го курса педагогического факультета Ставропольского государственного педагогического института:

— Сегодня, будучи студентом второго курса, я рад, что выбрал педагогический вуз, ведь ранее не собирался связывать свою профессиональную деятельность с работой учителя, невзирая на то, что являюсь представителем педагогической династии в четвертом поколении. Конечно, в кругу семьи постоянно обсуждались актуальные проблемы учительского труда, которые, возможно, и отпугнули изначально. Но государственная политика в отношении педагогических работников: программы поддержки, направленные на возрождение престижа учительского труда, социальные меры, проведение конкурсов мастерства — заставила посмотреть на работу учителя другими глазами, и уже в выпускном классе я знал, что свяжу себя с педагогической деятельностью и продолжу нашу династию.

2023 год объявлен Годом педагога и наставника, и важность и необходимость такого решения сложно переоценить. Для меня, например, учитель — героический человек, и основную цель педагогического труда я вижу не только в передаче знаний, но и в воспитании будущего нашей страны, способности воспитать и сохранить человека в человеке. В рамках Года разработано большое количество мероприятий профессиональной направленности. Они играют одну из ключевых ролей в восстановлении престижа учительского труда, рассмотрении профессии педагога как выбора будущей профессии для сегодняшних выпускников. Меня как председателя корпуса студенческих кураторов, безусловно, радует этот факт. Мы — наставники наших первокурсников, а значит, уже приобщены к общему государственному делу. Мероприятия, подготовленные нашим корпусом, будут проходить весь год, и, конечно, мы не остановимся на достигнутом. Студенческое наставничество для меня — не только форма студенческого самоуправления. Это прежде всего помощь начинающим, возможность внести посильный вклад в развитие родного института, стать правой рукой нашим преподавателям и руководству вуза. И это только начало моего будущего профессионального пути, в выборе которого — уже сейчас уверенно могу сказать — не ошибся.

белянкова.jpg

Елена Белянкова, директор Института инновационных образовательных практик Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого:

— По словам министра просвещения России Сергея Кравцова, в 2022 году педагогические специальности вышли на третье место по популярности после информационных технологий и медицинских направлений. Педагогический университет сегодня приобретает совершенно новый статус, имеет современную инфраструктуру и широкие возможности для эффективной подготовки будущих учителей. Одна из главных задач педвуза — подготовить такого специалиста, который способен обеспечить новое качество образования для каждого ребенка в соответствии с его интересами и способностями, понимает важность своей профессиональной компетентности и стремится к самообразованию.

Для решения этой задачи наш университет предлагает новые форматы практической подготовки студентов, обновляет содержание образования, в том числе в связи с необходимостью цифровой трансформации, меняет подходы к системе оценки сформированности профессиональных компетенций будущих учителей.

В 2022 году мы совместно с Министерством образования, Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования Тульской области, другими партнерами начали реализацию регионального проекта «PROстажер. Студент-учитель: старт педагогической карьеры». В его рамках предусмотрено несколько направлений. Одно из них — «Я — учитель! От знаний — к навыкам и становлению педагогических умений». В календарный учебный график программы по направлению «Педагогическое образование» (с двумя профилями) внесены изменения, согласно которым вся педпрактика перенесена на 5-й курс. Это позволяет перестроить процесс обучения таким образом, что студенты-старшекурсники направляются в школы, имеющие вакансии по общеобразовательным дисциплинам, и могут трудоустроится в качестве учителя-стажера. Для студента работать учителем в школе — возможность влиться в профессию и обрести реальные практические навыки.

Другой проект — «Школьная 7Я», подразумевающий формирование компетентных педагогических команд «под ключ» для школ Тульской области. Раз в неделю в течение апреля-мая 2023 года студенты, вошедшие в команду, будут проходить стажировку в одной из лучших школ города — Центре образования — гимназии № 11 им. А. и О. Трояновских.

дидук.jpg

Ольга Дидух, директор Волгодонского педагогического колледжа:

— В современных условиях, когда учреждения педагогического профиля оснащены в соответствии с требованиями науки и техники, когда применение педагогических технологий, включая инновационные, дает ощутимые результаты в теоретическом и практическом обучении, фокус всеобщего внимания к педагогу переместился в плоскость воспитательного пространства. Компетентный специалист в сфере образования сегодня — профессионал, имеющий активную гражданскую позицию, сформированное нравственное сознание, обладающий пониманием необходимости сохранения исторической памяти и культурных традиций, осознающий роль педагога в обществе, его миссию.

Для подготовки специалиста, отвечающего этим требованиям, нашим коллективом проделана работа по выявлению «точек разрыва», разработан и реализуется инновационный проект «Формирование гражданской идентичности и воспитание патриотизма в системе: детский сад — школа — колледж». В марте нашему колледжу присвоен статус инновационной площадки Института изучения детства, семьи и воспитания по данной проблематике.

Мы определили этапы формирования гражданской идентичности будущего педагога. Первый этап — адаптация студентов в образовательное пространство колледжа. На первом курсе в условиях внедрения целевой модели наставничества «Студент — студент» проходит погружение в образовательно-воспитательную среду учреждения, реализуется адаптационный модуль, студенты старших курсов знакомят первокурсников с традициями колледжа и студенческого сообщества будущих педагогов.

Второй этап — формирование общих и профессиональных компетенций. На втором и третьем курсах в условиях внедрения целевой модели наставничества «Педагог — студент» вместе с теоретическим и практическим обучением реализуются воспитательные проекты по направлениям программы воспитания учреждения.

Третий этап — формирование внутренних личностных качеств будущего профессионала. Студентам, завершающим обучение, в условиях внедрения целевых моделей наставничества «Работодатель — студент» и «Студент — школьник» открываются возможности для интеграции в профессиональную деятельность.

черных.jpg

Анна Черных, студентка 4-го курса Волгодонского педагогического колледжа по специальности «Преподавание в начальных классах»:

— Почему я выбрала профессию учителя? Я выделила несколько основных положений, которые стали решающими. Первое: учитель — это проводник в мир знаний. Значит, он — носитель и хранитель важной и ценной информации, накопленной человечеством. Второе — возможность развиваться. Специфика профессии учителя построена на работе с детьми, которые мыслят нестандартно и задают любопытные вопросы. В таких условиях нужно постоянно развивать себя, стараться получить как можно больше новых сведений. Третье — окружение. В школе учитель постоянно окружен детьми, следовательно, перенимает от них их энергию и задор. Четвертое — воспоминания. Я полагаю, что очень приятно видеть, как на твоих глазах взрослеют дети, и через много лет вспомнить, как они росли, развивались, становились настоящими личностями. Пятое — презентабельность. Учитель — самая почетная профессия в цивилизованных странах, потому что педагог собственными усилиями лепит человеческую натуру, проявляет особенности характера и личности ребенка. Шестое — любовь. Бескорыстную, чистую любовь к детям и детей к своему учителю можно сравнить с чем-то прекрасным, теплым и непосредственно лучшим чувством.

куракова.jpg

Ирина Куракова, директор школы № 38 г. Шахты Ростовской области:

— Сегодня мы как никогда говорим о целесообразности развития профессиональных конкурсов среди педагогов как эффективного средства повышения их квалификации. В нашей школе уделяется особое внимание популяризации и участию в конкурсах молодых учителей. Вместе с группой сопровождения они обычно проходят три этапа.

Первый этап — вхождение в конкурс. По признанию участников, ключевой страх кроется в том, что предстоит публично представить себя, свой опыт, итоги работы и конструктивного самоанализа, инициативы, проекты, позицию в отношении наиболее острых проблем образования. Однако сам факт принятия решения об участии в конкурсе уже дает возможность молодым конкурсантам победить страх, выйти из зоны комфорта, по-новому увидеть себя.

Второй этап — очный. У конкурсантов уже есть возможность быть в диалоге с коллегами, наблюдать за действиями других участников. Молодые учителя знакомятся с соперниками, могут анализировать происходящее, сопоставлять разные варианты решения конкурсных заданий и, что особенно важно, пристальнее вглядываться в самих себя. У них появляются мысли о проектировании дальнейшей педагогической деятельности, преобразовании того, что уже наработано.

Третий этап — послеконкурсный, который особенно важен для молодых участников, их дальнейшего личностно-профессионального роста. Все наши конкурсанты активно продолжают профессиональное общение того уровня, которое случилось на конкурсе. Они охотно участвуют в работе семинаров, проводят открытые занятия и мастер-классы для «будущих» конкурсантов.

Целесообразность конкурсной модели заключается в открытости, массовости профессионального общения творчески работающих учителей, распространении педагогических идей и достижений. Эта модель в большей степени, чем любая другая, способствует запуску процесса самоактуализации. Поэтому в данном случае правомернее говорить и о несколько ином поведенческом рисунке группы сопровождения, то есть о развивающем наставничестве, которое строится как партнерское, диалоговое взаимодействие молодых и опытных коллег.

Такой тип наставничества особенно важен в диалоге с перспективными молодыми специалистами.

иваненко.jpg

Игорь Иваненко, директор гимназии № 39 имени Фридриха Шиллера г. Орла:

— Третий год в нашей гимназии реализуется проект «Педагогический класс в школе». Интерес к нему обусловлен несколькими факторами. Во-первых, еще в начале 1990-х мы реализовывали идею непрерывного образования, внедряя модель «Детский сад — школа — вуз» на основе договорных отношений с детсадом № 5 и Орловским государственным университетом, работая по единым программам с подготовительной группой ДОУ и первоклассниками гимназии. В ОГУ работали вузовские преподаватели. Практиковали совмещенные вступительные экзамены, то есть вуз осуществлял отбор абитуриентов, ориентированных на педагогическую профессию, с последующей их подготовкой для работы в школе. Таким образом, сегодня наша модель непрерывного образования приобретает такую конфигурацию: детский сад — школа — вуз, должна в себя включать и педкласс.

Во-вторых, уже более 20 лет мы сотрудничаем с Мезенским педагогическим колледжем, студенты которого проходят практику в гимназии, становясь наставляемыми наставников — наших учителей, которые осуществляют подготовку их к работе в гимназии, а выпускники ссуза успешно пополняют наш коллектив. Сегодня выпускники Мезенского педколледжа составляют 66,7% от общего количества учителей начальной школы гимназии.

В-третьих, мы учли запросы: анкетирование родителей и обучающихся 9 «В» класса показало их заинтересованность в появлении педкласса.

В 2021 году мы открыли 9-й педагогический класс, а в 2022-м — педагогическую группу в 10-м гуманитарном классе. В их учебный план включены основы психологии и педагогики, риторика, русская словесность. Ребята приобщаются к профессии, участвуя в совместных занятиях и мероприятиях со студентами Мезенского педколледжа. В 2022 году в этот ссуз поступили 5 выпускниц гимназии уровня основного общего образования, работают у нас в качестве учителей 12 выпускников ссуза. Половина молодых преподавателей удостаиваются первой категории, достойно пройдя аттестацию, становятся победителями и призерами конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют».

деткова.jpg

Анна Деткова, куратор педагогического класса гимназии № 39 г. Орла:

— Я являюсь педагогом по учебным предметам «Педагогика» и «Психология». Цели их изучения в педклассе — получение первичных психолого-педагогических знаний и навыков, развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и лидерских качеств. Ожидаемыми результатами являются понимание ребятами собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию, формирование положительной Я-концепции старшеклассников. Качество знаний по этим дисциплинам составляет 82-89%.

Обучающиеся педкласса активно участвуют в проектно-исследовательской деятельности. Так, Амина Сагаева участвовала и заняла третье место в 9-й Всероссийской молодежной научно-практической конференции «МИФ-2023» Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева (секция «Психология»). Третье место Амина получила и по итогам участия в 4-й научно-практической конференции «Открытие-2023» в Москве. Семь обучающихся педкласса пишут итоговый проект по предмету «Психология».

Результаты заинтересованности работой в педклассе хорошо прослеживаются в рефлексии, в ответах ребят на вопросы анкеты: «Актуальны ли для вас темы уроков по психологии и педагогике?» (да — 29, нет — 0); «Полезны ли для вас были уроки и проведенные мероприятия?» (да — 29, нет — 0); «Получили ли вы ответы на ваши вопросы?» (да — 29, нет — 0).

кутарей.jpg

Татьяна Кутарай, ученица 9 «В» класса гимназии № 39 г. Орла:

— С этого года я учусь в педагогическом классе. Исполнилась моя мечта: мне всегда хотелось больше узнать о профессии учителя и познакомиться с новыми предметами. Я с огромным интересом посещаю уроки. Больше всего мне нравятся занятия по психологии, на них мы узнаем много нового о себе: об уровне притязаний и самооценке, особенностях своей памяти, внимания и мышления, темпераменте, характере, педагогических способностях и талантах, профессиональной пригодности. Не обойтись без навыков общения, которые мы приобретаем на уроках по основам педагогики и психологии.

Первый год обучения оказался интересным, насыщенным, сложным, напряженным. Мы с классом участвовали в различных событиях. Так, посетили в Мезенском педколледже мероприятие профессиональной пробы по направлению «Педагог. Педагог-организатор. Умная среда». Нам рассказали о том, что входит в обязанности педагога и педагога-организатора и каким образом обрести эти профессии. Ключевым событием пробы стало участие в воспитательном мероприятии квиз-игры «Обо всем».

Также мы посетили мероприятие «Шаг в профессию». После завершения циклов занятий нам выдали сертификаты.

внукова.jpg

Виктория Внукова, ученица 10 «А» класса гимназии № 39 г. Орла:

— Когда я узнала, что мой класс станет педагогическим, то решила — вот оно, применение наших умений и способностей! Это возможность осознанно подойти к выбору профессии, ближе познакомиться с особенностями работы учителя.

Мы ходили с классом на экскурсии в Мезенский педколледж, пробовали себя в роли воспитателей детского сада. Одним из ярких событий стало участие в демонстрационном экзамене регионального уровня команды студентов дошкольного отделения колледжа по программе WorldSkills Russia. Нашу команду награждали медалями, дипломами, грамотами и подарками. Я являюсь победителем этого конкурса. Считаю, что в нашем педклассе много и других умных, добрых и смелых девчат и ребят, которые обязательно найдут ключики к сердцам будущих школьников.

 |