После распада Советского Союза система высшего образования входивших в него республик стала искать новые форматы развития. Во многом они были схожи и обусловлены прежде всего отходом от тотального государственного контроля и регулирования. Прекращение практики госзаказа на определенных специалистов и спуска учебных планов обеспечило вузам значительное повышение автономности, но имело и обратную сторону — необходимость включаться в экономические отношения и зарабатывать значительную часть собственного бюджета самостоятельно.

В первую очередь зарабатывать вузы могут, взимая плату за обучение, — это самая существенная, но далеко не единственная статья доходов. В частности, в вузах стран ЕАЭС распространилась западная практика по созданию малых инновационных предприятий, активного патентования и монетизации научно-исследовательской деятельности, открытию специальных эндаумент-фондов, позволяющих учебным заведениям зарабатывать на успешности своих лучших выпускников. Государства СНГ пошли по западному пути формирования высшей школы не только идеологически, но и формально. Например, перешли на систему подготовки специалистов по двухуровневой схеме «бакалавр — специалист», унифицировали вступительные и выпускные экзамены (тот самый пресловутый российский ЕГЭ и его аналоги в других странах бывшего СССР), включение в единое европейское образовательное пространство.

Европейский путь евразийского образования. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что ведущие вузы Евразийского союза успешно встроились в мировую систему высшего образования, о чем свидетельствуют прежде всего места в престижных рейтингах — каждое государство ЕАЭС имеет как минимум одно высшее учебное заведение, которое высоко котируется на мировом уровне.

Ведущим вузом ЕАЭС (исключая Россию) сегодня является Казахский национальный университет имени Аль-Фараби. Его многоуровневая система включает высшее базовое образование (бакалавриат), высшее специальное образование, магистратуру и докторантуру. Прием в КазНУ ведется по государственным образовательным грантам и на договорной основе, подготовка осуществляется по более чем 180 специальностям.

В составе университета функционируют 16 факультетов, 67 кафедр, 32 научно-исследовательских института и центра, технопарк, работают более 2 тыс. профессоров, докторов, кандидатов наук и докторов философии, более 100 академиков крупнейших академий. КазНУ отличается не только большим контингентом студентов (порядка 40 тыс. человек), но и качеством подготовки — в 2018 году международное рейтинговое агентство QS World University Rankings поставило его на 220-е место в списке 800 ведущих университетов мира, а в рэнкинге вузов Восточной Европы и Центральной Азии он оказался на 11-й позиции.

Второй вуз Евразийского союза по числу студентов — Ошский государственный университет, где обучаются около 33 тыс. человек. Это один из ведущих и наиболее известных киргизских вузов, раньше специализировавшихся на подготовке педагогических кадров для советской Средней Азии. В список ведущих и крупнейших вузов ЕАЭС по праву входит и Белорусский государственный университет, один из престижнейших вузов еще во времена СССР. Согласно рейтингу QS, БГУ уверенно входит в топ-500 лучших университетов мира. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило ему рейтинговый класс «В», означающий «очень высокий» уровень подготовки выпускников.

Ставка на цифру. Стремительно меняющиеся потребности экономики стран Евразийского союза заставляют высшую школу входящих в Союз стран находить новые подходы к подготовке кадров. Единые ключевые тенденции — универсализация профессий, смещение акцента с производства в сторону услуг, цифровизация всех отраслей, стремление молодежи к самореализации посредством организации собственного бизнеса и стартапов.

Так, для Армении в условиях определенных логистических ограничений одним из ключевых драйверов экономики стала сфера ИТ и информационно-коммуникационных технологий. По подсчетам базирующегося в Ереване фонда Enterprise Incubator Foundation, доходы сектора программного обеспечения, ИТ-услуг, а также интернет-провайдинга ежегодно растут более чем на 20%. Сектор является одним из ключевых налогоплательщиков в бюджет республики, формируя до 10% ВВП (в 2019 году общие доходы отрасли составили свыше 13 млрд долларов). ИТ-сферу как одно из самых перспективных направлений роста экономики не раз отмечал премьер-министр Армении Никол Пашинян. Дополнительную кадровую емкость рынка он оценил в 4 тыс. специалистов, призвав вузы уделить данному направлению особое внимание.

По информации крупнейшего портала по поиску работы в Армении Staff.am, программирование уже несколько лет является самой востребованной профессией в стране. Наибольший рост зарплат, что тоже показательно, регистрируется в секторах ИТ, маркетинга, графического и веб-дизайна. Неудивительно, что именно данным направлением наиболее активно интересуются армянские абитуриенты. Как сообщили в пресс-службе Ереванского госуниверситета, традиционно самый высокий конкурс наблюдается на факультете информатики и прикладной математики, также популярны направления юриспруденции, международных отношений, экономики, управления и журналистики. А вот меньше всего абитуриентов — на специальности по физике ядерных реакторов и на факультете географии и геологии.

В Казахстане подготовка кадров осуществляется для шести приоритетных отраслей Государственной программы индустриально-инновационного развития: машиностроения, металлургии, химической промышленности, нефтехимии, производства строительных материалов и продуктов питания. Активно ведется подготовка специалистов для цифровой экономики. С 2018 года ведущие вузы республики при поддержке Министерства по образованию и науке начали подготовку по таким направлениям, как «Smart-технологии», «Противодействие уголовным правонарушениям в сфере информатизации», «Компьютерная мехатроника», «Цифровая гуманитаристика», «Информатика и робототехника», «Цифровая история», «Дизайнер виртуальных миров», «IT-менеджмент», «IT-аудит», «Специальные средства и телекоммуникационные технологии», «Менеджмент цифровых медиа», «Компьютерные науки и технологии», «Цифровые технологии в агропромышленных комплексах», «Анализ больших данных», «Кибербезопасность», «ИТ-журналистика», «Цифровые медиатехнологии», «Анализ данных». В крупнейших вузах Казахстана создаются площадки и центры, призванные развивать IT-компетенции студентов. К примеру, на базе КазНУ им. Аль-Фараби с привлечением 15 университетов создан консорциум по продвижению МООК (массовые открытые онлайн-курсы) по типу Edx, Coursera, FutureLearn и др. Здесь предлагается более 2 тыс. курсов с участием 146 партнеров из 28 стран мира.

Молодые да ранние. Крупнейшие отрасли, формирующие экономику Кыргызстана, — сельское хозяйство, промышленность и добыча полезных ископаемых. Соответственно, именно здесь появляется наибольшее количество вакансий, сообщили в Министерстве труда и социального развития РК. В топ самых востребованных входят специалисты в сферах информационной безопасности, информационных коммуникационных технологий и системы связи, горного дела, технологий геологической разведки, технологических машин и оборудования. Айтишники также в приоритете при госзаказе: именно на компьютерные технологии традиционно приходится наибольшее число грантовых мест в ведущих вузах республики.

Одна из ключевых тенденций современного высшего образования — его все более сильная спайка с реальным сектором экономики. Как отмечают эксперты, предприятия давно уяснили, что заниматься подготовкой кадров под свои потребности необходимо уже с первого курса вуза, только в этом случае есть высокая вероятность получить высококлассного специалиста, который сможет сразу же после получения диплома полноценно включиться в производственный процесс.

Особенно ярко это проявляется на примере Беларуси, которая сохранила и за последние годы успешно модернизировала свою промышленность. Во многом это стало возможным именно благодаря кропотливой и бережной работе по развитию кадрового потенциала. Например, ведущий вуз страны, Белорусский государственный университет, активно привлекает работодателей к разработке и корректировке образовательных программ, курсов, учебников, методической литературы. Как объясняет ректор БГУ Андрей Король, сегодня работодателями востребован креативный студент, который может подойти к выполнению задачи нестандартно, предложить свое решение проблемы, а не действовать по заранее определенному алгоритму. «В нашем университете реализуется множество междисциплинарных программ, например на стыке экономики или юриспруденции и ИТ. Это новый формат образования, который помогает подготовить человека новой формации, ориентированного не на простое усвоение учебной программы, а на создание чего-то своего. Такой молодой специалист может прийти на предприятие, и его не то что не нужно доучивать — он сразу же готов предложить свой взгляд, решение задачи, которое не под силу опытным работникам», — прокомментировал Андрей Король. 

20 крупнейших высших учебных заведений стран ЕАЭС

Название вуза

Расположение

Количество студентов

Вузы Белоруссии

1

Белорусский государственный университет

Минск

28 900

2

Белорусский национальный технический университет

Минск

28 000

3

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Минск

16 000

4

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия

Горки

15 000

5

Академия управления при президенте Республики Беларусь

Минск

10 000

Вузы Казахстана

1

Казахский национальный университет имени Аль-Фараби

Алматы

40 000

2

Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева

Нур-Султан

19 000

3

Казахский национальный исследовательский технический университет имени К. И. Сатпаева

Алматы

15 000

4

Карагандинский технический университет

Караганда

12 000

5

Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Туркестан

11 000

Вузы Армении

1

Национальный политехнический университет Армении

Ереван

11 000

2

Ереванский государственный университет

Ереван

13 400

3

Национальный аграрный университет Армении

Ереван

10 200

4

Армянский государственный экономический университет

Ереван

8 000

5

Национальный университет архитектуры и строительства Армении

Ереван

7 000

Вузы Киргизии

1

Ошский государственный университет

Ош

33 000

2

Киргизский национальный университет имени Жусупа Баласагына

Бишкек

22 000

3

Киргизский государственный технический университет имени Исхака Раззакова

Бишкек

19 000

4

Киргизско-российский славянский университет

Бишкек

11 000

5

Киргизский государственный университет им. И. Арабаева

Бишкек

10 000

Как мы считали. В рейтинг вошли высшие учебные заведения Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии. Участники рейтинга проранжированы по количеству студентов всех форм по данным на 2019/2020 учебный год. Данные предоставлены учебными заведениями, а также взяты из открытых источников: с официальных сайтов соответствующих вузов, отчетов о самообследовании, документов приемных комиссий. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.

 | 
Теги ЕАЭС