Ее участники подтвердили огромный интерес к заявленной теме, причем не только в самом ЕАЭС, но и за его пределами. Впервые в истории современных СМИ обсуждение столь важного вопроса состоялось в международном формате. К разговору подключились спикеры из более чем 10 государств: России, Китая, Турции, Пакистана, Бангладеш, Бенина, Азербайджана, Казахстана… Организаторами конференции выступили Российская ассоциация бизнес-образования, Южный университет (Институт управления, бизнеса и права), МИД «ЕвроМедиа» и издаваемый им журнал «Российское образование».

Акперов.jpg

Имран Акперов, член Совета Российской ассоциации бизнес-образования, ректор Южного университета, доктор экономических наук, профессор:

— Сегодня существуют серьезные предпосылки для трансформации образовательной парадигмы, особенно в регионе Большая Евразия, значение которого за последний год возросло многократно, это потребности Евразийского экономического пространства. Это серьезные национальные прецеденты, что в свою очередь привело к трансформациям, которым подверглось большинство сфер Большой Евразии.

Главная задача стран Большой Евразии — привести системные ресурсы в ответ на вызовы геополитических и социально-экономических изменений. Так как образование является важнейшим системным ресурсом, то и закономерна смена образовательного ресурса. Особенно это актуально для бизнес-образования, так как она обеспечивает новые издержки экономической интеграции. Поэтому нам необходимо обсудить актуальность создания системы стандартов и соответствующей объективной и независимой системы оценки качества бизнес-образования, базирующихся на сочетании лучших международных практик, адаптированных к специфике Евразийского региона, позволяющих целевым образом развернуть в регионе подготовку кадров. Для этого, с моей точки зрения, необходимо: разработать программы бизнес-образования с уклоном специфики конкретного Евразийского региона; создание платформы Евразийского целевого образования — привлечение участников для реализации пилотных проектов; проектирование и запуск пилотных программ, отработка механизмов коммерциализации; целевая подготовка экспертов для проектирования образовательных продуктов и проведения независимой оценки качества продукции образовательных систем; разворачивание Евразийской платформы целевого обучения и ее коммерциализации.

Денисов.jpg

Владимир Денисов, руководитель международного холдинга «ЕвроМедиа», издатель журналов «Российское образование» и «Вестник экономики Евразийского союза»:

— Журнал «Вестник экономики ЕАЭС», издаваемый нашим холдингом, уже седьмой год освещает евразийскую повестку. И мы видим, что она интересна не только пяти странам, входящим в Союз, но и нескольким десяткам государств, которые сотрудничают либо планируют сотрудничать с ним. А это население численностью несколько миллиардов человек, учитывая, что в список стратегических партнеров ЕАЭС входят Китай и Индия.

Перенастройка происходит и в бизнес-образовании. Все актуальнее становится тема принятия евразийских стандартов в этой сфере. В качестве базиса для разработки таких стандартов служит деловой русский язык как обеспечивающий фактор экономической интеграции в макрорегионе Большая Евразия. И очень кстати, что 2023 год объявлен Годом русского языка как языка межнационального общения в СНГ.

Обсуждая с ректором Южного университета Имраном Акперовым вопрос проведения данной онлайн-конференции, мы сразу сошлись в том, что кардинально изменившаяся в 2022 году мировая картина — это большие риски, но и большие возможности, в том числе в бизнес-образовании: старые стандарты отменены, а новые не приняты. Между тем у предпринимательского сообщества Евразийского союза есть огромная потребность в получении новых компетенций для того, чтобы адаптироваться к новым реалиям. Считаю, что в разработке единого стандарта евразийского бизнес-образования заинтересованы и Евразийская экономическая комиссия, и национальные правительства, и отраслевые сообщества стран ЕАЭС. И чем быстрее будет утвержден евразийский стандарт бизнес-образования, чем быстрее будет создана Евразийская ассоциация бизнес-образования, тем лучше будет для всех участников внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС и за его пределами. Со своей стороны наш холдинг, имеющий большой и успешный опыт работы на территории Евразийского союза, будет максимально способствовать активизации этих процессов.

Мясоедов.jpg

Сергей Мясоедов, президент Российской ассоциации бизнес-образования, проректор РАНХиГС при президенте РФ, доктор социологических наук, профессор:

— Для того чтобы формировать новую евразийскую платформу бизнес-образования в контексте усиливающейся евразийской интеграции, необходимо учитывать новые реалии, а также лучшие западные стандарты. Также важно формировать евразийский менеджмент, а для этого нужны исследования в данной области, чтобы осознавать, какие есть различия в культурах, каковы сильные и слабые стороны участников проекта. А еще надо пересмотреть наше мнение о том, что, собственно, представляет собой евразийская платформа бизнес-образования. Я встречался с коллегами из Индии, Турции, Сингапура, у которых есть чему поучиться. Россия в свою очередь тоже может поделиться своими знаниями. Например, знаниями в области нейросети, имеющими большое значение для формирования новой реальности. При наличии соответствующей аппаратуры по лицу, тембру голоса, жестам можно определить, насколько человек способен учиться успешному бизнес-менеджменту, его мнение, чувства и даже мысли. После нескольких упражнений есть возможность выявить группу людей, которые заняты в системе управления. Сказать, что одному легче дается лидерство, а другому — командная работа. Один хорошо себя чувствует, решая финансовые проблемы, а другой раскрывает свои способности, выступая в качестве лидера и выстраивая индивидуальные траектории развития студентов.

Хорошей платформой для сотрудничества может выступить Российская ассоциация бизнес-образования. Существует много успешных бизнес-школ, которые реализуются на постсоветском пространстве, в частности в Грузии, Армении, Азербайджане, Узбекистане. Они как раз и являются основой европейской интеграции.

Не так давно мне выпала честь быть спикером на конференции, посвященной развитию бизнес-образования. Собрались ректоры госуниверситетов Средней Азии. Я попросил: «Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого существуют программы бизнес-образования, за которые бизнес готов заплатить». На 170 участников я увидел всего три руки. Это говорит о том, что мы должны объединить наши усилия и ускоренно развивать бизнес-образование.

Маслов.jpg

Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор исторических наук, профессор:

— Изменение глобальной ситуации заключается в повороте России к азиатскому миру, заставляет нашу страну интегрироваться с азиатскими государствами, их университетами и бизнес-платформами.Многие отечественные предприниматели, работавшие и строившие свой бизнес в западных странах, пытаются поскорее повернуться с Запада на Восток, из Европы в Азию. Поэтому когда мы говорим о переориентации нашего бизнес-образования, формировании евразийской бизнес-платформы, то подразумеваем две вещи: языковое образование и культурное образование.

В связи с глобальными изменениями российские вузы, в том числе наш институт, сделали ставку на более глубокое изучение бизнес-образования в Африке и Азии. Например, в этом и следующем годах мы собираемся реализовывать новые углубленные программы с Китаем, Турцией, некоторыми африканскими странами. Будем по-новому взаимодействовать с университетами других государств: Гонконга, Сингапура.

Нам нужны не просто новые программы, а новые курсы. Эти курсы должны специализироваться на практическом бизнесе. Например, на вопросах, связанных с инвестициями и их возвратом, вопросах специальных экономических зон, свободной таможенной зоны, правового регулирования в Азии.

Все эти курсы совершенно новы для отечественного рынка образования, и сегодня мы сотрудничаем не только с азиатскими университетами, но и с российскими компаниями, такими как «Газпром» и «Рос-нефть».

На первом месте стоят языковые курсы. Важен не только язык как таковой, но и язык в бизнес-сфере и сфере переговоров. Также важный аспект — использование языка в интернет- и цифровой областях. Мы должны сконцентрироваться на практических курсах, потому что бизнес — это и есть практика.

Здесь есть свои преимущества и недостатки, свои плюсы и минусы. Например, если мы обратим внимание на сотрудничество с университетами КНР, то, к сожалению, это будет пример не самого удачного сотрудничества из-за разных подходов: китайцы подают информацию в общем виде, не учитывают конкретные бизнес-практики. Необходимо более тесное сотрудничество между российскими и азиатскими вузами, нужно модернизировать российско-китайские программы, чтобы они соответствовали интересам двух стран.

Палагина.jpg

Анна Палагина, ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей Торгово-промышленной палаты России, доктор экономических наук:

— На экономические вызовы прошлого года в первую очередь оперативно отреагировали профессиональные сообщества, в том числе система торгово-промышленных палат. Она стала одним из немногих сообществ, которые сегодня продолжают активно действовать на международной площадке и оставаться активными участниками важнейших международных дискуссий.

ТПП России обращает внимание прежде всего на страны Евразийского региона, считая сотрудничество с ними взаимовыгодным. Палата возглавляет российские части деловых советов ШОС и БРИКС. Только за последний год ею были организованы продуктивные и представительные бизнес-миссии в Иран, Таджикистан, Узбекистан.

Во всех мероприятиях всегда присутствует тема делового и бизнес-образования, в связи с чем учебно-деловые центры при торгово-промышленных палатах имеют свои эффективные образовательные проекты. Например, Корпоративный институт ТПП РФ (Международный институт менедж-
мента объединений предпринимателей) оперативно перестроил свои бизнес-программы, основываясь на запросе предпринимателей, менеджеров, руководителей российских неправительственных организаций, которые осуществляют неформальную коммуникацию между странами.

Отдельная тема — важность русского языка как языка делового общения на международном пространстве. К большому сожалению для носителей этого языка, в последние годы границы его активного использования сужаются, как сужается объем подготовки кадров высшей квалификации в заведениях, готовящих будущих специалистов для преподавания русского языка. Несмотря на простоту и удобство использования английского языка как языка деловой коммуникации, многие представители стран Евразийского экономического сообщества продолжают активно выстраивать деловые связи на русском языке. В связи с этим наша задача — сделать так, чтобы русский язык снова завоевал достойное место в ряду эффективных инструментов для выстраивания новых дипломатических, культурных и экономических связей.

Чанг.jpg

Ниджунг Чанг, профессор Школы экономики городского университета (Ланьчжоу, Китай):

— В 2015 году Пензенский государственный университет стал первым вузом, с которым мы начали сотрудничество в сфере экономики. Была учреждена совместная образовательная программа, и с тех пор наши студенты проходят часть программ в Ланьчжоу, а большую часть — в Пензе.

40 человек успешно закончили программу и получили дипломы. Все выпускники трудоустроились и работают госслужащими, руководителями госпредприятий. преподавателями университетов, аналитиками банков. Их дипломы утверждены Китайским центром межгосударственных учебных обменов. 13 студентов нашего вуза во второй половине 2022 года закончили обучение в Ланьчжоу и уже прибыли в Пензенский госуниверситет для прохождения остальной части обучения.

Стандарт обучения — универсальный. В течение первого семестра студенты из Ланьчжоу обучаются на базе Ланьчжоуского университета, а остальные полтора года магистерской программы — в Пензенском госуниверситете как принимающей стороне. На базе российского вуза ребята получают степень магистра экономики.

Будучи преподавателем бизнеса, я фокусирую своих студентов на изучении кейсов, которые помогают исследовать методы, обеспечивающие их как теоретическими исследовательскими навыками, так и возможностью анализа и способностью решить практические бизнес-проблемы.

20-й Национальный конгресс Компартии Китая поставил задачу продвигать новые прорывные направления, связанные с оздоровлением северо-восточного Китая, с повышением уровня его открытости всему миру, в том числе за счет выстраивания отношений с Россией. Россия также инициировала комплекс важных мероприятий для развития Дальнего Востока. Реализация стратегий наших стран способствует активизации сотрудничества и делает бизнес-образование очень многообещающим. Его можно использовать как основу для налаживания контактов между национальными компаниями РФ и КНР, а также для привлечения в российские университеты большего количества студентов из Китая.

Мещерякова.jpg

Ольга Мещерякова, начальник управления международных связей Пензенского государственного университета, кандидат педагогических наук:

— В современных условиях многие университеты России задумываются о том, как заинтересовать иностранцев не только в изучении русского языка, но и в выборе его в качестве альтернативной основы международного делового общения. Пензенский государственный университет одним из первых среди региональных вузов РФ разработал и реализовал электронную образовательную платформу по обучению русскому языку иностранных граждан.

Команда проекта RussianUniLink разработала и осуществила практическую апробацию 20 онлайн-курсов, объединяющих более 240 видеоуроков длительностью не менее 30 минут каждый. Для удобства ориентирования на сайте и поиска необходимых курсов все они были сгруппированы на четыре блока. После прохождения базового блока курсов учащийся получает необходимые и достаточные знания для дальнейшего углубленного изучения языка и подготовки к следующему блоку образовательных программ для изучающих русский язык в профессиональной сфере, в том числе в журналистике, юриспруденции, медицине, экономике, музыке.

Платформа RussianUniLink пользуется спросом. С октября по декабрь 2022 года более 400 граждан Китая, Египта, Ливана, Марокко, Индии, Индонезии, Иордании и других стран прошли обучение дистанционно. Это подтверждает общую гипотезу о том, что качественные бесплатные курсы повышают интерес к российскому образованию.

Однако сегодня мы говорим о развитии бизнес-образования, и эксперты считают, что в России имеет место недостаточная определенность в данной сфере. Во многих государственных университетах ведется обучение по различным направлениям подготовки в сфере экономики и управления, при этом программы MBA и DBA стоят особняком. Важно дополнительно определить рамки компетенций и стандарты реализации именно бизнес-образования в России, а также соотнести их со стандартами в странах Большой Евразии и договориться о правилах взаимного признания. Необходимо выносить данную тему на всеобщее обсуждение. Это даст стимул к развитию и возможность увеличения спроса на российское бизнес-образование за рубежом.

Мамедов.jpg

Мохаббат Мамедов, заведующий кафедрой экономики бизнеса и менеджмента Азербайджанского университета архитектуры и строительства, профессор, доктор экономических наук:

— Становление глобальной экономики знаний требует интенсификации сотрудничества в бизнес-образовании, которое играет большую роль в повышении уровня подготовки и конкурентоспособности специалистов. Цель формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов требует коллективных действий по выработке единых образовательных стандартов, обеспечению условий для развития инновационного бизнеса, устранению барьеров на пути коммерциализации результатов научных исследований в области бизнеса и результатов внедрения в учебный процесс, которые непосредственно влияют на качество подготовки специалистов. В связи с этим в нашем университете уделяется большое внимание привлечению специалистов бизнес-сферы, топливно-
энергетического и банковского сектора в процесс образования. Их предложения и рекомендации учитываются при составлении учебных планов и программ, которые периодически совершенствуются. Все это повышает качество интеграции бизнеса в учебный процесс, что в современных условиях приобрело большое значение.

Также у нас имеются тесные связи с восточно-европейскими странами, такими как Турция, Польша, Хорватия, Чехия, Словения, Украина, Россия, а также со среднеазиатскими странами — Казахстаном, Таджикистаном, Киргизией, Грузией — в сфере обмена опытом и сотрудничества по вопросам привлечения в учебный процесс бизнес-структур и эффективной организации бизнес-образования.

Для совершенствования уровня подготовки специалистов по требованиям бизнес-сектора большое значение приобретает интеграция научно-учебно-производственного объединения, которая является важнейшей базой внедрения бизнес-образования в учебный процесс в вузах. Наш университет организовал при производственном объединении «Азеригаз SOCARа» центр по совместной подготовке специалистов. Студенты, обучающиеся по специальности «Организация и управление бизнесом», проходят здесь производственную и научно-исследовательскую практику, профессорско-преподавательский состав — стажировку и повышение квалификации. Специалисты бизнес-сектора проводят в центре мастер-классы, тренинги, которые дают возможность студентам наглядно ознакомиться с реформами в данном секторе, получить навыки бизнес-образования, по результатам которого им выдаются соответствующие сертификаты.

Разе.jpg

Асиф Разе, ректор Университета менеджмента и технологии (Лахор, Пакистан):

— С ректором Южного университета Имраном Акперовым мы встречались в рамках конференции, проходившей в Турции. Продуктивно пообщались, подписали договоры о сотрудничестве между вузами.

В нашем университете обучаются 5 тыс. студентов, эффективно реализуются 50 программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, программы MBA, программы в сфере бизнес-предпринимательства, науки, исследования человеческого потенциала, работает Школа бизнеса и менеджмента. Вуз соответствует самым высоким критериям, прошел национальную аккредитацию. Можно сказать, что мы достигли успеха, поскольку входим в топ-500 лучших университетов мировой системы бизнес-школ.

Раньше мы использовали бизнес-практики западных стран, а сейчас перешли на внутренние. Хотя пока, конечно, работаем и с американскими программами, что позволит улучшить наши собственные программы. В то же самое время у нас близкие отношения с государствами Европы, Азии, и, конечно, мы собираемся наращивать свое присутствие на других платформах.

Хан.jpg

Сабур Хан, учредитель Международного университета (Дакка, Бангладеш):

— В новых реалиях необходимо формировать новые устойчивые модели евразийского бизнес-пространства. В контексте интеграции в мировую экономику мы должны способствовать развитию новой платформы и тому, чтобы она смогла дальше эффективно эволюционировать. А для этого нужно готовить кадры с учетом нынешней глобальной повестки. Это важно для наших образовательных институтов.

Кочофа.jpg

Анисет Габриэль Кочофа, генеральный директор Инкорвуз, президент Глобального исследовательского альянса «Международный институт молодежи» (Порто-Ново, Бенин):

— Формирование новой бизнес-платформы, новых стандартов бизнес-образования невозможно только при участии университетов и школ. Здесь должно быть задействовано больше участников, представляющих различные направления, должны быть созданы новые условия. Прежде всего, должны быть даны преференции для активизации образовательного обмена, обмена образовательными ресурсами и программами. Кроме того, уменьшение стоимости обучения в российских бизнес-школах поспособствует развитию контактов в рамках новой платформы. Необходим взаимообмен профессорами и преподавателями, их знаниями. Нужно рассматривать обучение в онлайн-формате. Требуется присутствие крупных российских игроков с целью формирования платформы и необходимых образовательных стандартов. Увеличение бюджетных мест для студентов обеспечит ускорение интеграции и взаимодействия между университетами. Во-вторых, формирование евразийской бизнес-платформы и новых образовательных стандартов должно разительно отличаться от западных стандартов обучения. В-третьих, необходимо ускорить развитие интеграции, изучение бизнес-программ. В-четвертых, нужно разработать систему сертификации специалистов, особенно в сфере финансов. В-пятых, потребуется помощь различных профильных организаций для формирования новой евразийской платформы. В-шестых, необходимы признание российских дипломов, новых стандартов и аккредитация на таких платформах, как, например, MBA. Мы должны предложить альтернативу западным формам и моделям аккредитации, предложить свою уникальную систему аккредитации наших образовательных бизнес-программ и дипломов. Нужно активно сотрудничать с африканскими и латиноафриканскими странами в сфере новой аккредитации и новых образовательных стандартов, чтобы ускорить создание новой евразийской платформы.

Кауменова.jpg

Айгерим Кауменова, проректор по глобальному партнерству Алматы Менеджмент Университет (Казахстан):

— Развитие кооперации в евразийском пространстве является актуальным трендом в нашем регионе. Организации образования обращают на это внимание и следуют тренду в контексте быстро меняющегося мира.

Алматы Менеджмент Университет свыше 35 лет занимается обучением предпринимателей и бизнесменов региона, приветствует студентов из более чем 25 стран и развивает академические партнерства в более чем 50 странах. Развитие международной академической мобильности остается актуальным, в том числе и в постковидный период. Актуальны все формы взаимодействия: долгосрочные и краткосрочные обмены, сезонные школы, стади-туры, стажировки в онлайн-, офлайн- и гибридных форматах.

У студентов не всегда есть возможность выехать за рубеж, поэтому им предлагаются другие формы академического обмена: открываются филиалы иностранных вузов в регионе, запускаются онлайн-программы, вводятся двойные дипломы, привлекаются иностранные преподаватели, практикуются нетворкинг с зарубежными студентами, изучение языков, стажировки на иностранных предприятиях и т.д.

Наблюдается и изменение вектора мобильности: наш регион становится более привлекательным для студентов дальнего зарубежья. Соответственно, можно рассматривать возможность увеличения количества обучающихся из других государств.

Приток иностранных студентов предполагает экономическое развитие принимающей страны и влияет на ее социокультурное разнообразие. Для организаций образования это также означает развитие науки, повышение узнаваемости бренда в мировом пространстве, создание новых видов партнерств на международном уровне. Казахстан находится в сердце Евразии и не может оставаться в стороне от такой интеграции.

 |