И как сами профильные учебные заведения выстраивают свою деятельность, чтобы готовить именно тех специалистов, которые требуются сегодня учреждениям образования? Об этом рассуждали участники онлайн-конференции, организованной нашим журналом.
Светлана Минюрова, ректор Уральского государственного педагогического университета:
— Я бы сформулировала три тезиса, объясняющих, почему всего за несколько лет педагогика вышла в лидеры по популярности у российских абитуриентов и каждый следующий год обновляется рекорд по количеству поданных заявлений. Главная причина — абитуриенты и их родители понимают, что потребность в педагогических кадрах сейчас очень большая, и не только в учителях-предметниках. Выпускники педвузов работают не только в школах, но и во всей линейке образования — от детских садов, центров развития до вузов.
Вторая причина — понимание значимости профессии педагога. К нам идут ребята мотивированные, понимающие сложность профессии, но понимающие в то же время, что это профессия творческая, требующая постоянного саморазвития, работа для будущего.
Третья причина: работа педагога сегодня — интересная работа в обновленном высокотехнологичном пространстве. Среда наших вузов тоже модернизирована — действуют кванториумы, технопарки, мы работаем как в реальной, так и в виртуальной среде. На запрос абитуриентов мы отвечаем не только перед поступлением в вуз — сопровождаем ребят и готовим их к новой высокотехнологичной области образования еще со школы, в психолого-педагогических классах.
Количество наших студентов, которые после получения диплома трудоустраиваются по специальности, — 85%. Мы довольны этим показателем. Многие выпускники — по направлению психолого-педагогического, специального дефектологического образования — идут работать в центры развития, чаще всего это должности во внебюджетной сфере. Есть поддержка муниципалитетов, спонсоров — градообразующих предприятий, заинтересованных в том, чтобы молодые специалисты приезжали и закреплялись на местах. В нашем регионе этим активно занимаются УГМК, «РУСАЛ», «ЕВРАЗ», которые выплачивают студентам дополнительные стипендии, а потом помогают с трудоустройством.
Одна из проблем, о которой говорят молодые педагоги, — трудности с закреплением в коллективе. Помочь решить ее может наставничество, которому посвящен 2023 год.
Мария Холина, ректор Красноярского государственного педагогического университета:
— Одним их факторов, объясняющих рост популярности педагогических специальностей у абитуриентов, является, безусловно, ежегодное увеличение контрольных цифр приема на бюджетные места. Наращивание бюджетных мест в вузах направлено на решение кадрового вопроса, дефицита, который ощущается практически во всех регионах страны. Увеличение КЦП, с одной стороны, это, конечно, увеличение количества педагогических кадров для отрасли, а с другой — системная работа по выявлению педагогически одаренной молодежи. Не секрет, что по отдельным направлениям подготовки мы не находим должного количества абитуриентов, чтобы закрыть КЦП. Например, по физике, математике. И даже тот же материальный фактор в значении, например, достойной зарплаты учителя, большого отпуска, региональных льгот педагогам и т.д., не имеет, на мой взгляд, ключевого значения.
Если же рассматривать глубинные причины роста популярности у абитуриентов педагогических направлений подготовки, то выскажу такую точку зрения. Сейчас как никогда обращено глобальное внимание на систему образования. На протяжении ряда лет и государственные, и общественные деятели указывают на прямую связь качества образования и качества жизни населения. Говоря о технологическом и мировоззренческом суверенитете нашей страны, мы видим необходимость развивать потенциал детей и молодежи, готовить профессиональные кадры, способные обеспечивать этот суверенитет, а значит, обеспечить успешное развитие экономики и всех сфер жизни общества.
При чем здесь образование (обучение + воспитание + развитие)? Высокими профессионалами и гражданами Отечества, разделяющими духовно-нравственные ценности своей страны, народа, не рождаются, а становятся. Все начинается с детства, со школы. А в школе работают педагоги, которые и формируют личность гражданина и будущего профессионала. Вот и связь качества общего образования и качества педагогического образования, которое является, по сути, аккумулятором и транслятором социокультурных ценностей общества.
Такая понятная миссия — прямое указание на значимость профессии, ее общественной ценности. Год педагога и наставника — вершина общественного признания значимости профессии педагога. Ее выбор стал общественно одобряемым выбором. Это базис. Это про внутренние, психические установки человека при выборе своей профессиональной траектории. Когда сошлись два фактора — природно-обусловленные склонности и способности и общественно одобряемая профессия.
Игорь Петрищев, ректор Ульяновского государственного педагогического университета:
— Современные образовательные программы для будущих педагогов включают в себя больше междисциплинарных и прикладных аспектов, ориентированных на развитие компетенций и навыков, необходимых для работы в условиях постоянно меняющегося мира. Они представляют логическую последовательность самостоятельных модулей, что позволяет гибко реагировать на образовательные запросы и выстраивать различные варианты образовательных маршрутов. Программы учебных дисциплин, практик, включенных в модуль, конструируются в соответствии с единой логикой формирования профессиональных действий и компетенций внутри модуля. Предлагают большую гибкость в выборе курсов, возможность индивидуализации обучения, учет интересов и потребностей студентов. Делают акцент на практическую подготовку, включая стажировки, практикумы и т.п., что позволяет студентам получить опыт работы в реальных условиях. Предусматривают возможность участия в различных проектах, обмен опытом с отечественными и зарубежными коллегами, мобильность студентов и преподавателей. Включают использование цифровых технологий, онлайн-ресурсов, интерактивных методов обучения (кейсы, дискуссии, игры), проектного подхода и т.п.
Эффективность программ можно оценить по следующим параметрам: удовлетворенность студентов (насколько программа соответствует их ожиданиям и предоставляет возможности для развития), востребованность выпускников на рынке труда, успехи выпускников (как они справляются с работой и какие достижения имеют в своей профессиональной деятельности), отзывы работодателей о подготовке выпускников, участие и достижения студентов и выпускников в профессиональных конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.п., конкурентоспособность выпускников на международном уровне.
В современном обществе качество подготовки и конкурентоспособность выпускников являются основным критерием эффективности работы образовательного учреждения. В основе конкурентоспособности выпускников можно выделить четыре критерия: наличие качественного образования, развитые личностные компетенции, владение информацией о работодателях, требованиях, перспективах, спросах и предложениях, вакансиях, условиях труда, заработной плате, опыт работы (практика, трудоустройство в период обучения). Конкурентоспособность и востребованность выпускников педагогического вуза обеспечиваются за счет обучения по смежным программам (дошкольное и начальное образование, математика и информатика, математика и физика). В связи с этим выпускник с такой подготовкой более мобилен, имеет возможность претендовать на более высокую заработную плату за счет смежного предмета, наличия в вузе программ подготовки учителей по системе «бакалавр — магистр» с целью продолжения обучения в магистратуре, возможности прохождения курсов переподготовки по смежным направлениям, сотрудничества с общеобразовательными и дошкольными организациями с целью распределения студентов на практику, трудоустройства в период обучения, участия работодателей в образовательном процессе вуза и их тесное взаимодействие.
Основным мотивирующим фактором для работы молодого педагога в условиях низких зарплат и высоких нагрузок, возможно, является приобретение практического опыта работы по специальности. Немаловажные факторы — наличие комфортной психологической обстановки в коллективе, эмпатийного отношения со стороны коллег, поддержка молодого специалиста со стороны более опытных коллег в форме наставничества.
Ольга Михайленко, директор Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета:
— Образовательная политика нашего института направлена на повышение качества подготовки педагогических кадров как ключевого компонента подготовки кадров для экономики Кабардино-Балкарской Республики. Сегодня реализуется 22 программы подготовки. С целью выявления отношения работодателей и студентов к качеству получаемого образования ежегодно проводится анонимное анкетирование. В 2023 году в нем участвовали 97 студентов выпускных курсов института. В результате мы пришли к следующим выводам: 95% студентов положительно оценивают условия, созданные в вузе для проведения учебных занятий, 80% высоко оценивают условия для развития научных интересов, 60% высоко оценивают условия для занятий художественным творчеством, 86% положительно оценивают качество получаемого образования. В образовательных организациях после получения диплома планируют работать 91% студентов.
Результаты опроса работодателей показали, что для образовательных организаций КБР и молодых учителей, получивших диплом в нашем институте, важными являются личностное развитие и подготовка выпускника к жизни, готовность к успешному выходу на рынок труда, подготовленность специалиста к постоянному обновлению компетенций. Директора школ и завучи особо отметили: «Хорошо, если в школе много молодых учителей: это свежие силы, знания», «С молодыми учителями легче работать», «Молодые легко перестраиваются, энергичны, быстро ориентируются в меняющихся жизненных ситуациях», «Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что в соответствии с современными требованиями востребованными являются специалисты сопровождения, способные реализовать инклюзивный подход, подходы к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями; специалисты в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии».
Почему учителя уходят из школы? Согласно проведенным исследованиям, 8% педагогов отметили наличие непрозрачной и непонятной системы поощрения сотрудников в образовательных организациях, 13,5% признались, что профессия учителя стала непривлекательной, 80% не видят перспектив карьерного роста, 60% сообщили, что работать в школе становится все сложнее из-за увеличения объема отчетности, а заработная плата сохраняется на прежнем уровне.
На вопрос о том, что бы помогло сохранить молодые кадры в школе, 42% респондентов указали на решение жилищной проблемы, 31% — на дополнительные выплаты и реализацию на практике равноправного поощрения — не «сверху вниз», 16% — на создание условий работы.
Среди мотивирующих факторов для молодого педагога были отмечены психолого-педагогическое сопровождение, оказание методической помощи, содействие в прохождении аттестации, получении гранта, печати монографии, авторской программы и т.п., возможность выбрать график работы, нагрузку и классы, время отпуска, упоминание имени молодого сотрудника в материалах, разработанных им или с его помощью, приоритетность для лучших сотрудников в получении нового оборудования, техники и мебели, объявление благодарности, занесение на Доску почета, рассказ об отличившихся учителях в школьной газете или на школьном сайте, публикация статьи в региональных газетах, предоставление дополнительных дней отдыха, организация занятий в спортзале.
Алла Амбурцева, начальник управления формирования контингента Воронежского государственного педагогического университета:
— Если посмотреть на динамику освоения контрольных цифр приема за предыдущий период, то можно увидеть, что начиная с 2019 года и в течение четырех лет количество бюджетных мест, выделенное для приема на бюджет в ВГПУ, постоянно росло. Число обработанных заявлений в 2023 году увеличилось на 1500. Эти цифры говорят сами за себя — популярность педагогического образования растет год от года. Потому что растет потребность Воронежской области в педагогических кадрах. Активное строительство в регионе большого количества новых образовательных учреждений вызвано увеличением числа детей дошкольного и школьного возраста. Запросы, поступающие от образовательных организаций, свидетельствуют о растущей потребности в квалифицированных специалистах. Наиболее востребованы в школах учителя начальных классов, русского языка и литературы, иностранных языков, математики, физики, физической культуры.
Значение среднего балла ЕГЭ последние несколько лет превышает отметку 70 (в 2023 году — 71,4). Это говорит о том, что в наш университет приходят мотивированные на педагогическую профессию, целеустремленные, хорошо подготовленные абитуриенты с высоким уровнем самоорганизации и степенью ответственности.
Большая профориентационная работа велась в школах не только нашего, но и соседних регионов. В нынешнем году успешно реализован план Министерства просвещения России о выездных педагогических профориентационных экспедициях «Открываем возможности». В проект были вовлечены более 50 школ. Совместно с деканатами и кафедрами факультетов мы планируем продолжить его реализацию.
Активная работа проводится и в организованных на базе школ психолого-педагогических классах. 25% обучающихся из таких классов зачислены в ВГПУ. Причем среди них очень много ребят со средним баллами ЕГЭ 80-90.
В течение 2022/2023 учебного года в учреждениях СПО и СОО выполнена большая профориентационная работа, цель которой — повышение интереса обучающихся к педагогике и осознанный выбор этой профессии. Состоялись выездные дни открытых дверей в Воронеже, муниципальных районах Воронежской и Липецкой областей. В результате доля выпускников СПО составила 40% от общего числа зачисленных в ВГПУ — на 7% больше, чем в прошлом году. Причем половина из них пришли из тех организаций, где мы проводили профориентационную работу.
Большое внимание уделяется в нашем вузе приему абитуриентов по договорам о целевом обучении. Мы сотрудничаем не только с муниципальными районами Воронежской области и соседними регионами, но и с отдаленными территориями. В 2023 году в ВГПУ зачислены 100 целевиков.
Надежда Эпова, директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (г. Ростов-на-Дону):
— Педагогическая наука — значимая авторитетная преобразующая сила общества, а педагогическое образование — стратегически значимое направление подготовки специалистов. Сфере образования сегодня доверяют и выбирают. Она характеризуется стабильностью оплаты труда, гарантированным получением работы. Кроме того, отрасль привлекательна: в ней можно развиваться, проявлять творчество, и общество это приветствует.
Системная работа правительства России дала ощутимый результат. В мае 2014 года была принята комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. Она предполагала работу по внедрению профессионального стандарта «Педагог», актуализировала процессы модернизации педагогического образования и переход к эффективному стандарту, а в центр внимания поставила вопросы повышения престижа педагогической профессии.
Повышение престижа педагогической профессии и привлечение к педагогической деятельности высокопрофессиональных и мотивированных кадров осуществляется системно. Так, например, создана система конкурсов: «Учитель года России», «Учитель будущего», «Воспитатель года России», «Учитель-дефектолог России», «Педагог-психолог России», «Сердце отдаю детям», «Флагманы образования». Внедряются меры поддержки педагогов, среди которых — премирование лучших учителей (ежегодно 200 тыс. рублей выплачивается тысяче лучших учителей за достижения в педагогической деятельности), выплата в размере 1 млн рублей учителям, прибывшим в сельскую местность и малые города с населением до 50 тыс. человек в рамках проекта «Земский учитель», выплата классным руководителям (5 тыс. рублей в дополнение к существующим выплатам).
С 2019 года внедряется Национальная система профессионального роста педагогических работников, которая предоставляет государственные гарантии возможности профессионального развития и поддержки педагога, выступает одним из механизмов повышения качества образования и является системообразующим элементом единого образовательного пространства страны.
Внедрение национальной системы задает вектор на создание адресных окон возможностей для непрерывного педагогического образования в модели «ученик — студент — молодой специалист — учитель — руководитель образовательной организации» и условий для эффективного профессионального развития. Так, например, ученик должен получить возможности профессионального самоопределения и предпрофессионального развития. Для этого организованы ранняя предпрофессиональная ориентация в рамках воспитательной работы в образовательной организации, участие в реализации педагогических/волонтерских проектов, инициативах, получение опыта профессиональных проб в сфере социальной деятельности, обучение в классе психолого-педагогического профиля.
Вопросам создания и функционирования психолого-педагогических классов (ППК) в каждом субъекте Федерации придается особое значение. ППК — это разработка и реализация инструментов выявления и привлечения педагогически одаренной молодежи для обучения в системе педагогического образования. Надеемся, что реализация планов по открытию 5 тыс. психолого-педагогических классов по всей России к 2024 году будет способствовать решению вопроса воспроизводства кадров для системы образования.
Фатима Хамхоева, проректор по учебной работе НОУ ВО «Институт экономики и правоведения» (г. Назрань Республики Ингушетия):
— Система образования в России отличается от системы образования в СССР во многих аспектах. Гибкость и индивидуальный подход, использование информационных технологий, развитие критического мышления и навыков самообучения, а также глобальная ориентация стали основными характеристиками современного образования. Эти изменения отражают требования сегодняшнего мира, где студентам необходимы широкие навыки и знания для успешной карьеры и адаптации в быстро меняющемся обществе.
Образование в СССР было сосредоточено на идеологическом и политическом воспитании с акцентом на коллективизм и конформизм. Сейчас образование больше фокусируется на развитии критического мышления, творчестве и индивидуальности, а также на подготовке к профессиональной карьере в современном мире. Технологии играют более важную роль в сегодняшнем образовании, позволяя доступ к информации и обучению из любой точки мира. Образование стало более разнообразным и гибким, с возможностью выбора курсов и образовательных программ, чтобы соответствовать изменяющимся потребностям студентов и текущим требованиям рынка труда.
Одним из главных отличий современного образования от системы в СССР являются гибкость и индивидуальный подход к обучению. В СССР ученикам предлагалась подготовка по определенным программам, и их успех оценивался на основе всесторонних экзаменов. Сегодня педагоги признают необходимость индивидуального подхода к каждому ученику, учитывая его способности и потребности. Это позволяет более эффективно развить потенциал каждого ребенка и помочь ему достичь успеха.
Отношения советского педагога с учениками выстраивались согласно вертикальной иерархии. Учитель был главным, его слова не подвергались сомнению. Ребенок же находился в подчиненном положении. У преподавателя была масса рычагов воздействия — от вызова родственников в школу до исключения воспитанников из октябрят и пионеров. Сейчас интересы и права ребенка охраняют не только новые законы, но и родители, которые в любых конфликтах встают на сторону детей. Да и сами ученики не готовы безоговорочно верить всему, о чем им говорят, — они требуют доказательств.
Современный преподаватель более лояльно относится к воспитанникам: дает им возможность проявить индивидуальность и высказать собственное мнение. Личное пространство ребенка он уважает и делает замечания только по делу.
В наше время педагогу приходится быть гибким и сдержанным, хотя воспитанники стали более дерзкими и открытыми. Авторитарными методами уважение современных детей уже не завоевать, поэтому учитель вынужден искать действенные способы заинтересовать и увлечь их.
Одни скучают по школе эпохи СССР и строгим преподавателям старого поколения. Другие утверждают, что современные педагоги лучше. У старой и новой систем есть как плюсы, так и минусы. Что остается постоянным, так это ответственность учителей перед обществом.