Итоги были подведены в рамках Большой учительской недели со 2 по 9 октября. Стали известны имена победителей всероссийских конкурсов, среди которых — «Учитель года», «Директор года», «Воспитатель года», «Мастер года». Состоялись Форум классных руководителей, Съезд учителей сельских школ, Собрание студентов — лидеров общественного мнения педвузов. Согласно общему мнению, тематический год оказался очень эффективным и результативным. Теперь главное, чтобы начатая работа была продолжена и в 2024-м, и в последующие годы и принесла еще лучшие плоды. 

Всероссийский конкурс «Директор года России»1.jpg

Есть предложение! Одним из центральных событий Большой учительской недели стала видеовстреча президента России Владимира Путина с лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года»-2023 и других профессиональных состязаний, а также с финалистами телепроекта «Классная тема!».

«Хочу поздравить финалистов, лауреатов замечательного конкурса «Учитель года» с результатами, победителей и финалистов — не просто поздравить, а пожелать успехов. Это красивый и, надеюсь, промежуточный результат вашей работы. Промежуточный — потому что за этим достижением, я уверен, вас ожидают и следующие, ведь ваши идеи, наработки получили заслуженное признание со стороны коллег, всего педагогического сообщества», — отметил глава государства.

Учитель русского языка и литературы гимназии № 25 г. Краснодара, лауреат конкурса «Учитель года России» Евгения Константинова предложила Владимиру Путину организовать для педагогов повышение квалификации не только в рамках их профильного предмета, но и по другим дисциплинам. Президент ответил, что дополнительное образование создает лучшие конкурентные условия и возможности для преподавателей.

В свою очередь заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова назвала идею хорошей и добавила, что необходимо рассмотреть ее более предметно. «Там, где действительно есть соотносимые предметы, по которым можно и нужно было бы это делать, для развития учителя очень правильно. Но здесь, мне кажется, надо принять сбалансированное решение, чтобы не возникало перекосов и перетоков внутри самой системы», — заметила вице-премьер.

По мнению помощника президента Андрея Фурсенко, важно также определить, кто будет преподавать учителям, желающим пройти обучение по другому предмету. «Должен быть человек, который смог бы объяснить новый предмет не с точки зрения конкретных специфических вещей, а дать представление о том, как данный предмет встраивается в общую систему знаний. Это очень сложно, но такие люди есть, и не обязательно преподаватели курсов повышения квалификации. Это могут быть ведущие ученые, способные популярно объяснить не просто, о чем идет речь, а как устроен предмет», — прокомментировал Фурсенко.

Лауреат конкурса «Учитель года России», преподаватель сельской школы «Алгоритм успеха» из Белгородской области Михаил Ладных выступил с инициативой использовать в оформлении учебных заведений физические эксперименты и опыты, чтобы вдохновить детей изучать физику. Глава государства сказал, что эту идею возможно реализовать в рамках программ строительства и капитального ремонта объектов образования.

«К 2026 году мы проведем капитальный ремонт 7300 школ. Ежегодно ремонтируется порядка 1,5 тыс. зданий. По поручению президента не только осуществляется ремонт, но и закупается оборудование для классов. Данная программа будет продолжена. Очень важно, чтобы специальное оборудование использовали не только старшеклассники, но и ребята начальной, основной школы. Обязательно будем это делать», — подчеркнул министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Финалист телепроекта «Классная тема!», учитель биологии школы № 8 г. Выксы Нижегородской области Анастасия Кондина призналась, что для нее Год педагога и наставника — событие, связанное с признанием особого статуса учителя, после чего поинтересовалась, что этот год значит для Владимира Путина. Руководитель государства отметил, что все знания начинаются с учителя, который является источником знаний для детей, а следовательно, для будущих инженеров, будущих ученых: это имеет фундаментальное значение для будущего России.

Учитель физической культуры из г. Красный Луч Луганской Народной Республики, лауреат конкурса «Учитель года» Антон Кандауров поблагодарил за помощь и поддержку, которая оказывается новым регионам, за программы, объединяющие учеников из разных городов, а также предложил создать аналогичный проект по взаимодействию учителей. Президент поддержал идею, согласившись, что такую работу можно выстроить.

Учитель истории школы № 854 г. Москвы, финалист проекта «Классная тема!» Александр Оджо выразил признательность за изменения в историческом образовании и высказался за то, чтобы включить в число направлений трудового воспитания уход за памятниками старины и поисковую деятельность. Глава государства подтвердил, что такая работа крайне важна.

Учитель русского языка и литературы в школе при посольстве России в Иране, лауреат конкурса «Учитель года» Олег Янковский поинтересовался, возможен ли экспорт успешных решений отечественной системы образования в дружественные государства. «Мы, безусловно, заинтересованы в этом. Важно, чтобы граждане, приезжающие в Россию, были готовы к тому, чтобы жить на территории нашей страны, владеть русским языком, понимать значимость местных традиций, культуры народов с тем, чтобы интегрироваться в наше пространство», — ответил Владимир Путин.

Всероссийский конкурс «Воспитатель года России».jpg

Искусственный интеллект — не конкурент. В Государственном Кремлевском дворце прошла торжественная церемония награждения победителей конкурсов профессионального мастерства в системе образования. Она стала ключевым мероприятием в рамках Большой учительской недели.

«Учитель — не просто профессия. Это призвание, благородная, важнейшая по сути своей миссия. Ваш труд, терпение, забота и поддержка помогают каждому раскрыть свои способности, лучшие человеческие качества, обрести знания и духовные ценности, которые навсегда станут надежной опорой в жизни. Своих школьных наставников, их советы, душевное участие мы неизменно, даже спустя долгие годы, вспоминаем с любовью и признательностью», — подчеркнул Владимир Путин в приветствии к участникам торжества.

«Все, кто окончил когда-то школу, с благодарностью вспоминают, как вместе с учителями постигали азы математики, учили грамоту, радовались отличным оценкам, переживали за не очень хорошие отметки, еще больше переживали за родительское собрание. Я думаю, сегодняшние школьники испытывают ровно такие же эмоции. И, несмотря на то что мир стремительно развивается, никакой искусственный интеллект не сможет заменить учителя. Не сможет заменить его знания, умения, эмоции, его добрую улыбку и строгие глаза», — отметила Татьяна Голикова.

Всероссийский конкурс «Директор года России» награждение.jpg

Бесконечные слова благодарности. За более чем 30-летнюю историю Всероссийский конкурс «Учитель года России» стал самым масштабным состязанием профессионального мастерства среди учителей страны. Ежегодно он собирает свыше 100 тыс. педагогов, объединяя все больше творческих педагогов и формируя профессиональное экспертное сообщество.

В финале «Учителя года»-2023 за звание лучшего боролись 90 конкурсантов — победителей региональных этапов конкурса из всех субъектов РФ, а также победитель конкурса «Учитель года заграншкол МИД России»-2023.

В первом туре финальных испытаний все конкурсанты написали «Педагогический диктант», провели «Разговоры со школьниками» и открытые уроки по своим предметам. По итогам этих испытаний были определены 15 лауреатов. Во втором туре лауреаты провели «Мастер-классы», ответили на вопросы жюри и журналистов, а затем в рамках испытания «Слово учителю» презентовали свои идеи по развитию сферы образования.

В итоге победителем был признан учитель русского языка и литературы в школе МИД РФ в Тегеране Олег Янковский. По решению правительства он получит денежный приз в размере 1 млн рублей.

Также в рамках торжественной церемонии были объявлены имена призеров конкурса. Ими стали учитель английского языка СОШ № 7 г. Грозного Чеченской Республики Бэлла Яндиева, учитель физики образовательного комплекса «Алгоритм успеха» из Белгородской области Михаил Ладных, учитель физической культуры Краснолучской школы № 29 им. Героя Советского Союза С. Х. Хасанова Луганской Народной Республики Антон Кандауров, учитель математики лицея «Иннополис» из Республики Татарстан Арман Костанян. Все они получат денежные призы в размере 500 тыс. рублей.

«В математике есть понятие «бесконечность» — то, чего нельзя достичь. Учителя заслуживают слов, все из которых сказать нельзя: им бесконечно можно говорить приятные слова, ими бесконечно можно восторгаться. И это абсолютно заслуженно», — заявил председатель Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2023, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.

По традиции конкурс проходит в городе, где работает победитель. В 2024 году он состоится в Саратовской области — на родине Олега Янковского.

конкурс 2023 «Первый учитель».jpg

Руководители с хорошей командой. Всероссийский конкурс «Директор года России» проводится с 2021 года. Он ориентирован на выявление наиболее талантливых и эффективных руководителей общеобразовательных организаций, закрепление образа современного управленца как лидера педагогического коллектива, успешно реализующего государственную политику в области образования, распространение моделей эффективной работы. В 2022 году победителем конкурса стал директор московской школы «Покровский квартал» Павел Терехов.

На заочный этап конкурса «Директор года»-2023 было подано свыше 1 тыс. заявок. В финальный этап прошли 30 руководителей общеобразовательных организаций из Москвы и Санкт-Петербурга, Владимирской, Иркутской, Калужской, Кемеровской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Орловской, Тамбовской, Ульяновской, Челябинской, Ярославской областей, Кабардино-Балкарской и Чеченской республик, республик Бурятия и Саха (Якутия), Донецкой Народной Республики, Алтайского, Краснодарского, Красноярского, Ставропольского и Пермского краев.

Лучшим был признан директор школы № 25 г. Калуги Алексей Мокрушин. В нынешнем году победитель конкурса впервые получит денежный приз в размере 200 тыс. рублей.

«Ключевое слово при описании функции директора — «команда». И директора, которые участвовали в конкурсе, — люди с хорошей командой. Важно, чтобы они берегли ее», — отметил руководитель департамента образования и науки г. Москвы Александр Молотков.

конкурс мастер года.jpg

Фундамент становления личности. Всероссийский конкурс «Воспитатель года России» проводится с 2010 года. В финале 2023-го приняли участие 89 педагогов из всех регионов страны, а муниципальные этапы объединили почти 18 тыс. человек. Главный приз, а также денежный приз в размере 200 тыс. рублей достался воспитателю детского сада № 86 «Звездочка» села Орудьево Дмитровского городского округа Московской области Дарье Глебовой.

«Дошкольное образование играет очень важную роль в жизни каждого человека: закладывается фундамент становления личности, до семи лет формируются все основные психологические функции ребенка, и от того, как он развивается в этот период, во многом зависит его будущее. В детских садах нашей страны работают замечательные специалисты: воспитатели, музыкальные работники, инструкторы по физической культуре, логопеды, педагоги-дефектологи, педагоги дополнительного образования. И все они могут проявить свои таланты на профессиональных конкурсах», — прокомментировал Сергей Кравцов.

победитель конкурса мастер года 2023.jpg

Душа, тепло, эмоции. Идею проведения конкурса «Первый учитель» озвучила осенью 2022 года на Всероссийском форуме классных руководителей педагог школы № 10 г. Златоуста Челябинской области Елена Другова. В 2023 году на него поступило около 15 тыс. заявок от преподавателей начальных классов со всей страны. В финал вышли 30 человек из 23 субъектов РФ.

По результатам очных испытаний были объявлены семь лауреатов: Светлана Бирюкова (СОШ № 2083 г. Москвы), Кристина Генер (Новотырышкинская СОШ Новосибирской области), Алена Грудина (СОШ № 2 г. Ждановки Донецкой Народной Республики), Оксана Крумина (гимназия № 104 г. Екатеринбурга), Валентина Милосердова (СОШ № 2 станицы Павловской Краснодарского края), Мария Одилова (лицей № 6 г. Благовещенска Амурской области), Юлия Тихонова (школа «Иннополис» Республики Татарстан).

Победитель определился по итогам конкурсного испытания «Пресс-конференция». Им стала Оксана Крумина.

«Конкурс «Первый учитель» очень важный. Ведь первый учитель — это навсегда. Это душа, тепло, эмоции, которые переживают дети и родители, приводящие их в школу», — высказала мнение председатель Комитета Государственной думы России по просвещению Ольга Казакова.

награждение Всероссийский конкурс «Директор года России».jpg

Мотивация к выбору профессии. Всероссийский конкурс среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года» проводится в рамках федерального проекта «Профессионалитет». В 2022 году в нем победила преподаватель специальных дисциплин Донского колледжа информационных технологий (Тульская область) Ирина Демихова. В 2023 году поздравления принимал преподаватель Тюменского техникума строительной индустрии и городского хозяйства Иван Зарубин. Лучший из лучших был выбран по итогам финального испытания «Влюбить в профессию», на нем конкурсанты демонстрировали свои компетенции по формированию у молодых людей мотивации к выбору профессии.

В 2017 и 2021 годах Иван Зарубин помогал коллегам участвовать в конкурсах профмастерства, а в 2023-м впервые решился проявить себя, поделиться собственным опытом. «В нашей области хорошо поддерживают систему профессионального образования, и мы второй год подряд входим в десятку призеров «Мастера года». Очень рад, что помимо наставника и команды техникума к поддержке активно подключаются победители региональных этапов прошлых лет, а также нынешние участники регионального этапа. Конкурс сплачивает коллективы, чувствуется поддержка, и это очень важно», — признался Зарубин. 

 |