— На третьем курсе мой научный руководитель предложил мне поучаствовать в конкурсе «УМНИК». В моей жизни как раз наступил момент, когда хотелось заниматься чем-то еще, помимо учебы. И я решила рискнуть. Первая попытка с конкурсом оказалась неудачной, зато благодаря этому опыту в мою жизнь плотно вошла наука, которая и привнесла в нее то, чего мне не хватало раньше. А победительницей конкурса «УМНИК» я все-таки стала, пусть и с четвертой попытки. После поступления в аспирантуру я окончательно определилась с темой моей научной работы. Она была связана с изучением эндофитных симбиотических грибов, которые живут в корнях растений, и возможностью их использования для повышения устойчивости растений. Еще до меня другие аспиранты нашей кафедры выделили из корней растений, произрастающих на территории города Ижевска, такие грибы, и мы стали проводить с ними эксперименты. Занимались выращиванием эндофитных грибов в различных средах с добавлением разных концентраций солей тяжелых металлов: цинка, меди, хрома, свинца — и проверяли, насколько эти грибы выносливые. А после проводили инокуляцию, то есть заражали тестовые растения грибами и смотрели, как они могут влиять на устойчивость растений к солям тяжелых металлов.

На сегодня мы провели многочисленные лабораторные эксперименты, а в ближайшей перспективе хотим перейти к полевым опытам в естественных условиях. Кроме того, в самых смелых планах — разработка технологии повышения устойчивости растений. В настоящее время у меня совместно с моим научным руководителем, д.б.н., профессором Ириной Бухариной уже имеется патент на изобретение «Способ приготовления и внесения грибного биопрепарата для повышения устойчивости растений» (регистрационный № 2722206, 28.05.2020). Способ, который мы используем при заражении растений эндофитными симбиотическими грибами, отличается от тех, которыми пользуются большинство исследователей. Наше исследование может иметь довольно широкое применение. Использовать эндофитные симбиотические грибы, которые живут в корнях растений, можно при создании, например, искусственных экосистем или озеленении городов. Наши исследования получили финансовую поддержку РФФИ («Аспиранты» № 19-316-90003, 2019), а также Фонда содействия развитию институтов гражданского общества в Приволжском федеральном округе в рамках грантовой программы Молодежного форума ПФО «iВолга» (2021), и теперь мы реализуем соответствующие гранты. И я могу сказать, что такая поддержка — огромный стимул для развития молодежной науки в нашей стране. Помимо этого сегодня разработана система различных повышенных и именных стипендий. А в нашем университете есть программа поддержки молодых преподавателей, которые занимаются научной деятельностью: они получают финансирование для реализации своих задумок, а через год отчитываются о результатах. В случае успеха финансирование продолжается, и так до трех лет. Это очень хорошее подспорье для молодых ученых, которые хотят остаться в университете и заниматься наукой, не отвлекаясь на другую работу. А вообще я уверена, что для развития молодежной науки очень важно взаимодействовать со студентами с самых первых курсов — не просто давать задания, а вовлекать их в работу в лабораториях, проведение опытов, участие в научных конференциях. Это очень интересно, особенно если сам преподаватель вдохновляет ребят своим личным примером. 

 |