В соответствии с результатами конкурса получателями федеральной субсидии в 2019 году стали 11 регионов: Адыгея, Кабардино-Балкария, Мордовия, Астраханская, Вологодская, Воронежская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Тульская и Тюменская области. В каждом из них уже идет активная работа по реализации проекта «Учитель будущего». 

В марте в Астрахани состоялся форум с участием всех пилотных территорий. Характерный факт, отражающий высокую степень заинтересованности в проекте, — приехали представители многих субъектов, которые пока только планируют участвовать в конкурсе на получение федеральной субсидии. Но заинтересованный разговор,  состоявшийся в ходе сессий и дискуссионных площадок, показал их готовность включиться в процесс прямо сейчас. Кстати, в ряде регионов это уже происходит: идет общественное и профессиональное обсуждение, изучаются материалы, формируется нормативная база.


Непрерывное повышение профмастерства. «При реализации федерального проекта «Учитель будущего» необходимо отработать пять целевых моделей, первая и важнейшая из них — обеспечение профессионального роста педагогических работников. Сейчас, как правило, повышение квалификации сводится к получению формального подтверждения о прослушивании курса. Мы хотим уйти от документов, «корочек» и прийти к независимой и добровольной системе оценки квалификации преподавателей», — заявила заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова. 

К концу 2020 года в России должна быть внедрена национальная система учительского роста (НСУР), в основе которой лежит более усовершенствованная форма аттестации учителей. «В профессиональной среде давно назрел запрос на внедрение единых федеральных требований к оценке профессионального уровня (единых федеральных оценочных материалов — ЕФОМ). Действующая система аттестации не имеет единых критериев оценки, что не позволяет видеть объективную картину, в то время как новая форма аттестации будет более точно отображать качество преподавания и профессионализм учителей», — объяснила заместитель министра просвещения РФ Марина Ракова. 


Новая система аттестации предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога. Минпросвещения уже подготовило проект о новых должностях в штатных расписаниях школ: старшего учителя и ведущего учителя. Старший учитель наряду с традиционными функциями будет выполнять роль координатора и проектанта при разработке образовательных программ, осуществлять методическое сопровождение деятельности коллег. Ведущий учитель будет заниматься вопросами организации совместной деятельности педагогических работников, направленной на обучение и воспитание школьников. Также в его функции входит педагогическое наставничество.

Проект ориентирован на достижение 50% доли учителей, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педработников (НСПР ПР). Способствовать этому призваны уже создаваемые в регионах центры непрерывного повышения профмастерства учителей, которых к 2024 году должно быть не менее 225, и центры оценки профмастерства и квалификаций преподавателей, число которых через шесть лет должно достичь не менее 85. 

Уже к концу нынешнего года почти 14 тыс. педработников системы общего, дополнительного и профессионального образования должны будут поднять свой уровень в 30 центрах непрерывного повышения профмастерства. Также к концу текущего года появится 11 центров оценки профмастерства и квалификаций педагогов, через которые должны пройти добровольную оценку своего профессионального уровня не менее 5% учителей в каждом пилотном регионе.

«Деятельность центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов должна базироваться на новых форматах и методиках. Сотрудники этих центров сами должны быть мастерами, участвующими в упаковке нового содержания образования и развитии новых обучающих форм, а педагоги, повышающие квалификацию, — включаться в процессы. Это позволит осуществить рывок в развитии профессионализма учителей и создать содержательную основу реализации ФГОС, — уверена заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, председатель Всероссийского общества «Знание» Любовь Духанина. — Пока лишь четверть учителей уверены, что владеют всем технологическим инструментарием, обеспечивающим реализацию требований стандарта — об этом свидетельствуют результаты мониторинга ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования», проведенного с участием 600 педагогов в 2018 году. По мнению четырех из десяти опрошенных, большинство продолжают работать по традиционным методикам. Часто негативно они оценивают курсы повышения квалификации по ФГОС. Так, 18% отметили, что их преподаватель сам не слишком хорошо разбирался в образовательных стандартах. Педагоги указали на недостаточное количество, формализм и низкое качество курсов. И эти проблемы характерны не только для курсов по ФГОС, но и для всех программ повышения квалификации учителей. Поэтому просто финансировать все те же самые центры и институты повышения квалификации недостаточно».


Мотивация для молодых специалистов. Как отмечают в Минпросвещения, 2019 год должен дать старт кардинальным изменениям в умонастроениях педагогического сообщества. Это и заботливое отношение к молодым учителям, и формирование резерва управленческих кадров, и возрождение на новом уровне деятельности профессиональных сообществ.

«В настоящее время в школах России трудятся свыше 1 млн учителей. Более 60 тыс. из них — в возрасте до 25 лет (5,6% от общего числа), более 150 тыс. — предпенсионного возраста (14,5%) и более 250 тыс. — пенсионеров (23,6%). Как видим, свыше трети относятся к высоковозрастной категории, и наши действия сейчас во многом направлены на активное привлечение в профессию молодежи», — сообщил заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк.

Первое чтение в Госдуме прошел законопроект, открывающий возможность студентам профильных направлений уже во время обучения работать в школах. Предполагается, что это будут студенты вузов, колледжей и техникумов.

«Безусловно, речь не идет о классном руководстве или о полноценном загруженном рабочем дне. Но очень важно, что ребята, еще будучи студентами, смогут вовлекаться в педагогическую практику, и это упростит и сделает более комфортным для них вход в профессию», — подчеркнул Басюк.


Другая серьезная проблема — дефицит квалифицированных кадров. Согласно итогам последних опросов, в селах и небольших городах наблюдается массовая нехватка учителей. Многие педагоги работают на полторы-две ставки не по специальности, в результате чего качество образования ухудшается. Больше всего сельским школам недостает преподавателей иностранных языков, физики, математики и биологии. 

Зачастую учителя, переезжая в сельскую местность, не могут позволить себе приобрести жилье, а квартира или дом предоставляется лишь на время. Многие педагоги ездят в школу за несколько десятков километров от места своего проживания. При этом в большинстве регионов зарплата преподавателей редко превышает 30 тыс. рублей. 

Решить проблему призвана программа «Земский учитель» по аналогии с программой «Земский доктор», стартующая с 2020 года. Единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн рублей получат педагоги, прибывшие на работу в сельские населенные пункты и малые города. Участниками программы станут преподаватели, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, в возрасте до 55 лет. За три года на село планируется привлечь около 5 тыс. учителей, а в следующем году — заполнить 37% имеющихся там вакансий в общеобразовательных организациях. 


Уменьшение нагрузки. Особое внимание уделяется уменьшению нагрузки на учителей, связанной с составлением ими отчетов и ответов на запросы, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных учреждений. На стадии финальных согласований находятся изменения в федеральный закон «Об образовании». Они определяют исчерпывающий перечень документов для педагогов. В итоге их должно остаться четыре: рабочая программа по предмету, календарно- тематическое планирование, электронный журнал и электронный дневник.

«Назрела необходимость снижения объема бумажной нагрузки на учителей, а также развития системы методических служб, оказывающих им регулярную индивидуальную помощь, в том числе в режиме онлайн. Мероприятия, заложенные в проекте «Учитель будущего», отражают именно эти потребности», — считает директор Центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования РАНХиГС Наталья Тарасова.

Ускорить решение этих и ряда других проблем школьной повестки позволит цифровая трансформация основ образовательного процесса. «С появлением цифровых технологий индивидуализация обучения становится реальностью, о которой предыдущие поколения педагогов не могли мечтать. Вот почему так важно, чтобы учителя не догоняли цифровизацию школы, а находились в центре или даже во главе этих процессов, вовлекая в них и ребят, и родителей», — полагает директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов. 


Контрольные показатели и их мониторинг. Паспорт федерального проекта «Учитель будущего» предусматривает очень жесткие измеряемые показатели как по запланированным мероприятиям, так и по срокам их реализации. «Например, мы имеем утвержденные цифры по количеству педагогических работников, которые должны пройти повышение квалификации в предусмотренных форматах, по числу центров непрерывного повышения профессионального мастерства и центров оценки квалификаций учителей, создаваемых в субъектах  Федерации. Контрольные показатели будут идти с накопительным итогом по каждому из шести лет, в течение которых предстоит реализовать проект полностью, — прокомментировала Марина Ракова. — Но на пилотные регионы возложена еще одна очень ответственная задача. Они — первопроходцы, поэтому их опыт, наработки, возможные корректировки действий должны стать достоянием всей страны. В конце 2019-го или в самом начале 2020 года мы запланировали провести ряд мероприятий, которые призваны решить важнейшую задачу — проанализировать и оценить сделанное в текущем году, разработать рекомендации по итогам исполненного и придать этим регионам уже не статус пилотов, а статус локомотивов проекта».

По оценке министра просвещения РФ Ольги Васильевой, национальный проект «Образование» и входящий в него федеральный проект «Учитель будущего» стартовал успешно и постепенно решает глобальные задачи, стоящие перед профессиональным сообществом. «Мы поможем нашим педагогам пройти качественную переподготовку, и они прекрасно понимают важность и необходимость этой работы. Сегодня уже не материально-техническая база волнует людей, а именно качество подготовки. Вопросы, собственно, к тому, кто учит, чему учит и как учит», — резюмировала Васильева.  ||

 |