— С одной стороны, очень хорошо, что пандемия подтолкнула и университеты, и школы, и колледжи к использованию онлайн-инструментов. Педагоги были вынуждены в экстренном порядке с ними ознакомиться и перейти на удаленную работу. У людей сложилось понимание возможностей инструментария, и это явный плюс. Однако не хватило продуманности методик преподавания, и педагоги перенесли в онлайн традиционную модель ведения занятий. В результате мы получаем сниженную эффективность и некоторый момент отрицания таких форматов. Кроме того, шесть часов перед монитором — серьезная нагрузка на спину, глаза и организм в целом. Работа в аудитории куда более привычна для преподавателя. Да и часть дисциплин в дистанционном режиме преподавать практически невозможно, так как готовых шаблонов, методик и решений нет. Что из этого опыта вырастет, сказать сложно, но многим студентам дистанционка понравилась: никуда не надо ехать, высвобождается время.

Администрации образовательных организаций между тем так и не научились оценивать работу преподавателей в онлайне, начиная с вопроса учета онлайн-часов, хотя попытки предпринимаются. В результате многие пришли к учету согласно расписанию, которое было сформировано для обучения в обычной аудитории, или к сбору дополнительных отчетов с педагогов. Из-за этого теряются гибкость онлайна, плюсы и возможности асинхронного формата, мотивация педагога к поиску новых методик и подходов.
Самая очевидная проблема онлайн-формата — оснащенность необходимой техникой. Смартфона все-таки недостаточно для большинства дисциплин, а оснащенность компьютерной техникой оставляет желать лучшего. Кроме того, в ситуации, когда в семье всем нужно работать в онлайне, компьютеров нужно как минимум столько же, сколько людей, плюс один резервный. Проблема с каналами связи также ощущается — чем дальше от Москвы, тем она острее. Плюс проблема доверия: лектор в аудитории видит студентов, замечает, кто отвлекается, кто недостаточно внимателен. В онлайне обратная связь затруднена: многие видеокамер не включают, так как канала не хватает, и преподавателю понять, что происходит по ту сторону монитора, невозможно. Чтение лекций «в пустоту» — серьезный барьер для преподавателя. 

Еще один важный момент. Многие онлайн-проекты, платформы и инструменты появились изначально как надстройка над классическим форматом, призванные его дополнять. В период пандемии эти проекты вдруг стали основными. Школы и вузы поспешили ими воспользоваться в полной мере, хотя изначально они не проектировались как основные. И контент для них подбирался соответственно — как правило, расширенный, объемный для тех, кто желает углубиться в предмет, сверх базовой программы. Большая часть педагогов оказалась к этому не готова, а своего контента в онлайн-формате просто не было.
Руководители и владельцы образовательных онлайн-платформ рассказывают, что количество пользователей у них неизменно растет. Ректоры региональных вузов сообщают, что число онлайн-заявлений увеличилось в разы. Да, многие оказались не готовы такой массив заявлений переварить, ситуация меняется медленнее, чем хотелось бы. 

Очевидное направление развития на будущее — сети 5G для сотовых операторов, которые смогли бы обеспечить достаточную пропускную способность беспроводного канала. Очень перспективными кажутся технологии дополненной и виртуальной реальности, которые могут создать для обучающихся эффект присутствия, например в химической лаборатории. 
 |