— С одной стороны, все увидели, что цифровые технологии существуют, и даже те, кто до последнего пытался отмахнуться от них, были вынуждены их освоить. С другой стороны, люди ринулись в видео-конференц-связь, часто звучало слово Zoom. На самом деле это далеко не лучшее решение. В качестве образовательной технологии оно вообще малопригодно, если только нам не надо именно обсудить какой-то вопрос совместно. Ведь по сути это система для совещаний, в лучшем случае — семинарского занятия, где важно выслушать каждого.

Для лекций же использовать ВКС-платформы крайне тяжело, и это тоже все увидели, что повлекло за собой волну отторжения — технологии использовались не по назначению. Невозможно через ВКС заместить все виды занятий. И далеко не все учреждения предприняли попытку использовать уже существующие и неплохо себя проявившие в секторе онлайн-образования технологии. К примеру, многие слышали об онлайн-курсах и платформах типа Coursera или Stepik, но в пору, когда они стали действительно востребованы, далеко не все ими воспользовались. А те, кто воспользовался, получили гораздо больше результата, чем от Zoom.
Также стало понятно: не все дисциплины можно полноценно реализовать в онлайн-формате. Теоретическую компоненту, то есть лекции, очень часто можно перевести в онлайн без проблем. Но с практической частью чаще всего возникают проблемы. В гуманитарных предметах, таких как история или философия, проблем практически нет. Очень неплохо идут материалы по программированию, но это связано в том числе и с изобилием приложений, которые учат писать код. Затраты на это ПО или сервисы окупаются ввиду высокого спроса на ИТ-специалистов. А вот в физике, высшей математике, сопромате и др. лекции в онлайн-формате малоприменимы. Это связано с тем, что сложный материал студент воспринимать часто не готов. 

Преподаватели, читая лекцию в очном формате, плотно взаимодействуют с аудиторией, контролируют понимание материала и корректируют подачу. А в онлайне обратной связи практически нет. И, наконец, практические сферы — например, врачи или инженеры. Инженера-эксплуатанта АЭС невозможно обучить в онлайне, как и врача. Если еще год назад находились эксперты, которые считали, что в онлайн можно перенести буквально все, сегодня так никто не считает. Это понимают и в Минобрнауки.
И тем не менее онлайн-формат стал прорывом, достоинства которого оценили как преподаватели, так и студенты. Однако есть вопрос аппаратного обеспечения. Используя лишь смартфон, пускай и качественный, сложно работать даже с Google Docs. Что уж рассуждать о математических и расчетных приложениях, CAD-системах и т.д. — здесь однозначно нужен компьютер, который не каждый студент имеет. Не говоря о лицензионном ПО, которое может стоить и намного дороже ноутбука. Между тем в нашем университете практика часто проводится на наших компьютерах, где установлено, конечно же, лицензионное ПО. Плюс некоторые студенты работают на платформе Macintosh, а ПО, созданное для Windows, часто не имеет Mac-версий. 

Еще один аспект — у многих преподавателей отсутствуют необходимые компетенции для работы онлайн. Многие вузы столкнулись с тем, что уважаемые профессора демонстративно пишут заявления на увольнение, так как им сложно освоить новый формат работы. А значит, обучать онлайн-работе нужно не столько студентов, сколько преподавателей. 
 |