— В начальной школе я был отличником, сейчас — хорошист. Из изучаемых предметов есть четыре любимых: русский язык, литература, история и английский язык. Историю и английский я любил всегда, а вот русский и литературу полюбил только в 9-м классе.

Я всегда старался участвовать в предметных олимпиадах. Но победа в них была второстепенной целью. Прежде всего хотелось посмотреть, на что я способен и что следует подтянуть в будущем. Иногда получалось занимать первые места на уровне школы, и это доставляло мне удовольствие. Но особо рад я был, когда в 9-м классе удалось пройти на муниципальный уровень олимпиады по обществознанию.

Мысли стать учителем возникли у меня в 10-м классе — появилось осознание того, что это может быть увлекательно. Также мне очень нравится обсуждать многие темы и выслушивать разные мнения. На мое решение, скорее всего, повлияли учителя, особенно литературы и истории.

Преподавать хотите один из этих предметов?

— Да, историю. Этот предмет я считаю очень важным, особенно сегодня, в период достаточно напряженных отношений между странами. История может объяснить, из-за чего начинались войны, помочь найти пути решения разных проблем и конфликтов в настоящее время и не повторять ошибок прошлого.

На семейном совете ваш профессиональный выбор обсуждали? Или вы просто поставили родителей перед фактом?

— Узнав о моем намерении стать преподавателем, родители удивились, но никакой критики не последовало, они поддержали меня. Папа с мамой считают, что я сам хозяин своей жизни и должен стремиться к тому, что мне ближе.

Вуз, который вам ближе, тоже выбрали?

— Один из рассматриваемых вариантов дальнейшего обучения — Ярославский государственный педагогический университет имени Ушинского. В нем меня привлекают наличие интересующего профильного образования, высокий рейтинг среди вузов региона, положительные отзывы студентов.

При подготовке к поступлению в университет как расставляете приоритеты?

— Поступление в университет — дело серьезное и ответственное, поэтому приходится тщательно готовиться. Конечно же, бывают дни, когда нужно сесть и усердно позаниматься. Но и в отдыхе себе не надо отказывать, чтобы не перегореть и не начинать все сначала.

Уроки профессионального мастерства у кого-нибудь берете?

— К сожалению, из знакомых мне учителей никто не дает мастер-классы своей профессии. Все «фишки» преподавательской работы я беру на вооружение, наблюдая за работой педагогов со стороны. Например, замечаю, что некоторые учителя обращаются к ученикам на «вы». В результате те чувствуют себя увереннее.

Личный опыт ведения уроков у вас есть?

— Я несколько раз замещал учителей. Мой опыт пока небольшой, но он полезен тем, что учит общаться с разными типами людей и находить подход к каждому из них. Я был доволен собой, когда получалось проводить урок без проблем, весело и сохраняя дисциплину. Ученики тоже оставались довольны.


Из каких еще источников черпаете профессиональную мудрость?

— Мне нравится фильм «Ученик чародея» 2010 года. Главный герой не только научился у чародея магии, но и получил несколько жизненных уроков. Одна из моих самых любимых цитат в фильме: «Мы не знаем, как долго сможем быть рядом с самыми дорогими нам людьми. Наслаждайся».

Окончите педагогический вуз, придете работать в школу. Перед первым уроком будете сильно нервничать? Или, напротив, спокойно ляжете спать?

— Без переживаний никак, поначалу они обязательно будут. Однако перед первым своим уроком я высплюсь, чтобы выглядеть бодрым и полным сил. Познакомлюсь с учениками, выслушаю их пожелания по поводу проведения занятий. И, конечно, не повредит парочка советов старших коллег, профессионалов своего дела.

Каким вы хотите выглядеть в глазах своих учеников?

— Я постараюсь быть в первую очередь справедливым учителем, оценивать знания каждого учащегося без придирок. Если у кого-то возникнут вопросы и трудности, буду помогать как во время урока, так и вне его.

А в целом каким, по вашему мнению, должен быть учитель?

— Знающим свое дело, понимающим, умеющим слушать и слышать учеников, находить к ним подход, стараться помогать в преодолении трудностей, при необходимости — давать советы, быть другом. А также человеком, главная задача которого — не проставление оценок, а передача знаний и уверенность в том, что класс их усвоил. В дальнейшем эта информация может пригодиться ученику, и как будет рад учитель, что смог ее донести!

Вы амбициозный человек?

— Мои профессиональные амбиции довольно большие. Я хочу стать отличным учителем, на уроки которого будут бежать, а не идти. На таких уроках найдется время высказаться каждому, а после будет оказана помощь тем, кому она нужна для понимания изучаемого материала.

Во Всероссийском конкурсе «Учитель года» мечтаете принять участие?

— Я думаю, чтобы выйти на уровень конкурса «Учитель года», для начала нужно достичь признания и уважения со стороны своих учеников. Если удастся, то это уже большой успех для учителя. Мне кажется, что возможность поучаствовать в таком конкурсе уже многого стоит для педагога и его подопечных, а результат — еще большего.

Вам наверняка рассказывали, что у учителей большие нагрузки на фоне не слишком больших зарплат. Вас они не пугают? Или рассчитываете на то, что национальный проект «Образование» поможет решить и эту, и другие проблемы?

— Я считаю, что сначала люди выбирают то место, которое им нравится, а уже потом смотрят на зарплату. Также я думаю, что молодые кадры для того и нужны, чтобы помогать старшим учителям справляться с серьезными нагрузками и бумажной работой.

А помочь старшим коллегам повысить престижность профессии молодежь готова?

— На мой взгляд, престиж профессии учителя зависит от позиции учащихся. Чем больше у ребенка мотивации к получению знаний, тем больше востребован педагог. Если учитель видит заинтересованность ученика в учебе, то и процесс обучения становится для обоих эффективнее.

Цель национального документа — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение нашей страны в десятку ведущих государств мира по качеству общего образования. А без ключевой роли учителя это труднодостижимо.

Фото: архив героя.

Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.