— В 9-м классе моими любимыми предметами были химия и биология, так как я хотела стать врачом. Но в школе мне привили любовь к математике и литературе. Я была удивлена, как учитель русского языка и литературы Ирина Николаевна Родионова размышляет о произведениях, разговаривает с учениками, как со взрослыми людьми, относится к ним с пониманием. Также мне понравилось, как учитель математики Любовь Николаевна Кутанова может интересно объяснить решение задачи, найти подход к любому из нас.

Каждый год я принимаю участие в олимпиадах по математике, в 2020-м прошла на региональный уровень. С 8-го по 10-й класс участвовала в олимпиадах по химии и биологии, по биологии проходила на муниципальный этап.

Сегодня я являюсь волонтером школы «Аврора», заместителем президента спортивного клуба «100 школ в команде».

Учителем я решила стать нынешним летом. Моя мама окончила филологический факультет Саратовского государственного университета, несколько лет работала учителем немецкого языка, потом переучилась на учителя начальных классов. Сейчас преподает в нашей школе. Она очень добрая, внимательная, понимающая, ученики ее любят и уважают. Я считаю самым большим достижением мамы то, что она стала профессионалом своего дела.

Помимо мамы я беру пример с моих учителей математики, русского языка и литературы. Мне хочется стать такими же, как и они. Так же понимать своих учеников, так же интересно рассказывать о своем предмете.

А преподавать хотите математику или русский с литературой?

— Я хочу быть учителем математики, потому что мне нравится искать разные пути решения, вычислять. Этот предмет может пригодиться во многих профессиях — например, бухгалтера, программиста.

Когда я рассказала близким про то, что пойду в педагогический, все очень удивились, ведь изначально я хотела поступать в медицинский. Но никто меня не отговаривал: родные уважают мой выбор и поддерживают меня.

Учиться я планирую, как и мама, в Саратовском госуниверситете. Думаю, что учеба в вузе окажется интересной и поможет хорошо подготовиться к профессии учителя. Меня вдохновляет практика. Мы будем ездить в лагеря вожатыми, возможно, проводить уроки в школах. Планирую выйти из университета с богатым жизненным опытом и надеюсь, что стану отличным педагогом.

Какие аргументы в пользу педагогики вы можете привести?

— Первый аргумент — отсутствие рутины. Работая с детьми, никогда не знаешь, что может произойти во время урока. Постоянно решаешь какие-то задачки, размышляешь вместе с учениками о разных вещах.

Второй — живое общение. По статистике, подростки — сложные люди, с которыми приятнее всего проводить время. От многих учеников ловишь новые идеи, заряжаешься энергией. Третий — возможность повлиять на чужую жизнь. Учитель несет ответственность за свои слова на уроке. Также он формирует мировоззрение ребят.

А кто формирует ваше собственное мировоззрение?

— Для меня пример очень сильного человека — Константин Циолковский. Будучи глухим, он смог сдать экзамены на право работать в уездном училище. Константин Эдуардович весьма нестандартно преподавал арифметику, алгебру и геометрию. Я считаю, что он гений в своем роде.

А еще мне очень понравился рассказ про работу учителя в годы войны. Несмотря на боевые действия, он до последнего защищал своих учеников и вел свой предмет. Этот рассказ заставил меня задуматься, насколько сильно можно любить собственную работу и детей.

Какой вы хотите быть для своих будущих учеников?

— В первую очередь я хочу иметь хорошие отношения с учениками и стать квалифицированным специалистом. Вижу себя в меру строгим учителем. Хочу, чтобы ребята меня уважали, подходили и спрашивали совета, рассказывали о своих достижениях. Я люблю детей, поэтому буду относиться к ним с пониманием.

В прошлом году на День самоуправления мне выпала возможность провести у 4-го класса математику, русский язык, литературу и окружающий мир. Мне было очень интересно работать с детьми и видеть, как они меня слушают, понимают, о чем я говорю. Это бесценный опыт. Я могу уже сейчас начинать учиться на собственных ошибках во время ведения уроков.

Трудностей я не боюсь: в каждой профессии имеются свои нюансы. Если педагогика и есть твое любимое дело, то никаких сложностей не будет. Я много читала про работу учителей, поэтому представляю, что меня ждет.

Сегодня работа учителей выстраивается в соответствии с приоритетами, сформулированными в национальном проекте «Образование». Вам этот документ знаком?

— Знаком. По моему мнению, все вопросы, волнующие учителей, в национальном проекте учтены. Но отдельные моменты я бы скорректировала. Например, профильное обучение. Возможность выбрать направление есть только у старшеклассников. А я считаю, что нужно в каждой школе выделить три направления: гуманитарное, естественно-научное и точные науки. В обычных учебных заведениях детям приходится тратить много времени на предметы, которые в дальнейшем им не пригодятся.

Очень хорошо, что в нацпроекте уделено внимание повышению престижа профессии педагога. Мне кажется, что все люди должны увидеть, насколько тяжело работать учителям, а для этого, например, снять документальный фильм про специфику труда преподавателя.

Большую роль играет государство. Если оно продолжит поддерживать молодых учителей, то кадровый вопрос в школах удастся решить.

Фото: архив героя.

Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.