— Мои любимые предметы — татарский и английский языки, химия и обществознание. Мои увлечения — общение с носителями английского языка в разговорном клубе и восточные танцы.

Со 2-го класса я участвую в олимпиадах по татарскому и английскому языкам, математике, физике, технологии. Самые важные и дорогие для меня победы — 2-е место в городском конкурсе чтецов «Поэтический венок Татарстана» и диплом 3-й степени в межрегиональном конкурсе-викторине «Неизведанное наследие», посвященной всемирно известному ученому, просветителю, педагогу, историку Ризаэтдину Фахретдину.

С 5-го класса я с огромным удовольствием начала углубленно изучать английский язык. Родители отдали меня на дополнительные курсы, которые принесли большую пользу для моего развития. Мы пели народные песни, разговаривали с носителями языка, играли в интеллектуальные игры на английском. Все это очень помогло мне. Летая за границу, я легко общалась с местными жителями. При этом знала, что нужно доводить свой уровень до совершенства, и начала участвовать в конференциях и олимпиадах по темам английского языка. Все, что было связано с ними, притягивало меня все больше и больше.

Несложно догадаться, что вы хотите стать учителем английского языка…

— Вы правы. Я хочу преподавать английский язык, потому что это международный язык. А вообще чем больше языков знает человек, тем свободнее он себя чувствует. Владение иностранным языком позволяет читать в оригинале книги, улучшает память, помогая держать мозг в тонусе. Также язык увеличивает шансы получить хорошую работу в солидной компании. Для меня английский — это пропуск в мир знаний.

С выбором профессии определились давно?

— Давно, в детстве. Уже в средних классах я была уверена, что стану учителем английского языка. После уроков дома играла в школу с младшей сестрой. Попросила папу изготовить мне специальную доску. Сестре очень нравились мои уроки, задания и контрольные работы, которые я составляла сама. Тогда я сделала вывод, что могу преподносить учебный материал. Сестра меня понимала и с успехом применила полученные от меня знания позже, в начальной школе.

Наверняка у вас самой были хорошие преподаватели…

— Да, мне очень повезло со школьным учителем английского языка. Благодаря Илизе Забировне Кашаповой я твердо шла к своей цели. Смотря на нее, я часто хотела встать на ее место, открывать детям новые знания и видеть в их глазах интерес, радость, которую я сама когда-то испытала. А сейчас мне очень льстит, когда Илиза Забировна советуется со мной по некоторым темам и заданиям.

Родители сразу одобрили ваше решение?

— С моим решением родители уже смирились, хотя долгое время уговаривали пойти учиться на врача-стоматолога. Теперь папа и мама поддерживают меня и мой выбор. Они прилагают все усилия, чтобы я окончила школу на отлично и поступила в педагогический университет.

А почему, как думаете, родители хотели для вас другой судьбы?

— Мои родители постоянно твердят о том, что сейчас учителям тяжело работать с учениками. Однако я хочу стать педагогом и нисколько не боюсь этого. Труд преподавателя очень ответственный и важный. Учителю нужно готовиться к урокам каждый день. Чтобы детям было нескучно, он придумывает оригинальные задания, демонстрирует презентации.

Я считаю, что работа педагога не только трудная, но и интересная. Когда позднее учитель видит, что благодаря его знаниям ребята становятся самостоятельными и образованными, поступают в высшие учебные заведения, то радуется этому.

Можете нарисовать портрет современного учителя?

— Прежде чем стать учителем, нужно иметь не только базовые знания о своем предмете, но и уметь заинтересовать ученика исходя из его характера. То есть учитель — это специалист, деятельность которого направлена не только на обучение будущего поколения, но и на его воспитание. Хороший педагог должен быть для ребят другом, который, имея собственный опыт, всегда выслушает, разделит их горе и радости, поймет и даст совет.

Вам лично знакомы такие педагоги?

— Хадича Ахмадулловна Ахмадуллина — отличник образования РСФСР, отличник народного просвещения РФ, первая учительница первого президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева и моей бабушки, преподававшая в селе Поисево Актанышского района республики. Хадича Ахмадулловна — учитель с большой буквы и с большим сердцем. Всю свою жизнь она посвятила детям, вкладывала в них душу, обсуждала неудачи и разделяла радости. Хадича Ахмадулловна прививала ребятам любовь к родной земле, учила уважать старшее поколение. С ее помощью школьники учились добиваться поставленных целей, находить и исправлять свои ошибки.

Общаясь со своими нынешними учителями, изучая опыт старых педагогов, вы уже составили мнение о том, каким будете преподавателем?

— У меня нет цели стать строгим учителем. Я вижу себя требовательным педагогом и, конечно же, понимающим. В моем представлении важно быть не только преподавателем, но и психологом, другом для своих учеников.

Безусловно, работать с современными детьми тяжело. Однако, считаю, к каждому ребенку учитель должен находить подход, интересоваться его жизнью, давать советы. Порой ребята боятся рассказывать о своих проблемах родителям и предпочитают делиться с педагогом. Поэтому я всегда выслушаю своих учеников и протяну им руку помощи.

К карьерному росту будете стремиться? Многие молодые педагоги, например, мечтают не только поучаствовать, но и победить во Всероссийском конкурсе «Учитель года»…

— Каждый раз в конкурсе «Учитель года» я голосую за свою учительницу английского языка. Считаю, что дети отдают предпочтение тому педагогу, который нравится им по методике преподавания предмета, по отношению к ученикам. Я также хотела бы принять участие в конкурсе «Учитель года». Для этого буду много работать над собой. Лично для меня самое главное — участие, но если мне присудят победу, я очень обрадуюсь.

Как вы относитесь к разговорам о том, что работа учителей сопряжена с большими нагрузками и низкими зарплатами?

— Я считаю, что такое положение вещей не совсем справедливо. Очень надеюсь, что ситуация улучшится благодаря реализации национального проекта «Образование». Наряду с разгрузкой учителей и увеличением размера оплаты их труда важно добиться того, чтобы во всех школах был проведен ремонт и обновлена мебель, чтобы все учебные заведения были подключены к высокоскоростному интернету, чтобы каждый ученик в классе имел компьютер или планшет. И, конечно же, чтобы авторитет педагога вернулся на прежнюю высоту.

Фото: архив героя.

Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.