И если тогда главным мотивом был не совсем устраивающий бизнес уровень подготовки студентов, то сегодня в условиях тотального дефицита кадров это возможность привязать к себе будущего сотрудника едва ли не в тот момент, когда он только-только переступил порог учебного заведения. За годы, которые студент проведет под крышей своей альма-матер, его можно не только подготовить с профессиональной точки зрения, но и пропитать корпоративным духом.

Ситуация в экономике, а соответственно, и образовании, которое для этой экономики готовит кадры, меняется стремительно. И те компании, которые охотятся за выпускниками, сильно проигрывают в гонке за лучших специалистов, ведь наиболее продвинутые вузы апробировали и успешно реализуют концепцию замкнутого цикла образования — от дошкольного учреждения до аспирантуры и докторантуры. Конечно, говорить о том, чтобы подбирать под себя кадры еще с детского сада, наверное, пока не приходится: хотя на сегодня проводится огромная профориентационная работа, слишком большой временной лаг пройдет до момента, когда ребенок сможет приступить к работе. А вот в школе, в основном, крупные, технологически продвинутые корпорации «орудуют» вовсю: это деловые игры, олимпиады, хакатоны и прочие активности, через которые дети в игровой форме получают представление о компаниях и о том, чем они занимаются. Что уж говорить о вузах, куда молодые люди приходят вполне сформировавшимися личностями и имеют вполне внятное представление о том, чем хотят заниматься.

Профессии молодеют, и это факт, с которым работодателям нужно работать. Сегодня, как отмечают эксперты рекрутинга, требования к специалистам настолько обширны, что за 4-6 лет учебы в университете их можно просто не успеть освоить. Например, врач, профильная подготовка которого сама по себе занимает многие годы, должен также обладать навыками программирования, знать иностранный язык, уметь настраивать высокоточное оборудование и пользоваться им, понимать принципы работы искусственного интеллекта и применять его в работе. Сам принцип обучения смещается в сторону мультидисциплинарности, когда специалист на высоком уровне владеет не одной, а несколькими профессиями и умеет применять знания из разных областей. Достигнуть этого эффекта можно только в тесной спайке вузов и реального сектора.

ВЕРТ!.jpg

Не работа, а мечта. Конечно, эта спайка — изобретение далеко не последних лет. Многие вузы сами по себе были образованы как базовые для крупнейших предприятий. Можно, например, вспомнить историю Северо-Кавказского института сельхозмашиностроения, основанного для кадрового обеспечения гранда советской промышленности — завода «Ростсельмаш». Сегодня этот институт уже как один из крупнейших технических вузов юга России ДГТУ остается кадровой кузницей «РСМ», который в свою очередь все эти годы не терял статуса одного из флагманов сельхозмашиностроения не только России, но и всего мира.

Собственно, именно c ДГТУ «Ростсельмаш» реализует одну из самых емких и эффективных связок предприятие — вуз, а почти половина сотрудников конструкторско-технологических служб завода — выпускники именно этого университета. Так, с 2020 года в составе агропромышленного факультета начала работу корпоративная кафедра «Ростсельмаша» — «Технологии проектирования и производства сельскохозяйственной техники», в нынешнем году она выпустила первый набор специалистов.

«Деятельность кафедры нацелена на перспективные потребности компании в специалистах необходимого уровня. А для этого надо еще на этапе подготовки обеспечить их актуальными для нас знаниями, передать передовой опыт, обеспечить предварительную адаптацию перед дальнейшим трудоустройством на предприятие, — комментирует директор по персоналу «Ростсельмаша» Денис Радионов. — Студенты проходят практику в различных подразделениях, видят специфику работы и осознанно выбирают дальнейший путь. Они получают хороший образовательно-прикладной задел перед поступлением в магистратуру Института перспективного машиностроения «РСМ».

Передовая инженерная школа — еще один совместный проект «Ростсельмаша» и ДГТУ, реализованный на средства правительственного гранта в размере 1,1 млрд рублей. Основная задача — подготовка инженеров, которые могут решать сложные технические задачи, такие как разработка единой модульной масштабируемой платформы зерноуборочных комбайнов, развитие линейки тракторов, создание дорожно-строительной техники.

В процессе обучения на самой кафедре студентов активно подключают к решению стоящих перед «Ростсельмашем» задач, многие официально трудоустроены на заводе. Денис Радионов подчеркивает, что студенты, обучающиеся на корпоративной кафедре, на выходе получают хорошие компетенции, что обеспечивает трудоустройство на должности более высоких категорий и соответствующий достойный уровень заработной платы. «Любая корпоративная кафедра создается в университете, чтобы сконцентрировать усилия на разработке образовательных программ, заточенных конкретно под наших партнеров либо группу партнеров. Вторая задача — создать наиболее комфортные условия для работы представителей партнерских предприятий. Им зачастую сложно сориентироваться на больших кафедрах, встроиться в сложный механизм преподавания. А если кафедра корпоративная и тесно взаимодействует с предприятием, то формируется многосоставный коллектив, в котором взаимодействуют сотрудники предприятия, университета, внешние участники процесса», — отмечают в вузе.

Для ДГТУ сотрудничество с заводом — это не только актуализация учебных программ, но и модернизация материально-технической части. Предприятия достаточно часто передают вузам-партнерам устаревшую или выведенную из эксплуатации технику, чтобы студенты могли изучить ее, разобрать, посмотреть, как работают узлы и агрегаты. А «Ростсельмаш» передал в 2016 году ДГТУ совершенно новый комбайн ACROS 580. «У нас есть модификации комбайнов разных годов выпуска. Но этот комбайн особенно дорог, потому что это та современная техника, которая не уступает машинам, выпускаемым в других странах», — отметил ректор университета Бесарион Месхи.

Создавать совместные с предприятиями кафедры в ДГТУ стали еще в начале 2000-х годов. Именно тогда на производственной базе «Роствертола» была открыта кафедра авиастроения, которая более чем 20 лет позволяет заводу в значительной мере закрывать потребности в инженерных кадрах. Связать свое будущее с «Роствертолом» — мечта почти всех студентов, которых выпускает кафедра. В этом еще одна причина, по которой предприятия вкладываются в отношения с вузами. Зарплаты регулярно растут, и постоянно перекупать кадры у конкурентов — слишком дорогой и, по сути, тупиковый путь. Другое дело, когда молодой специалист целенаправленно готовится связать свою жизнь с предприятием, пропитывается его историей, духом, достижениями, и здесь его держат не только материальные стимулы.

ИНВ.jpg

Студенты — для абонентов. Профессор департамента компьютерной инженерии МИЭМ НИУ ВШЭ Светлана Мальцева отмечает, что как структурные образования базовые кафедры стали аналогами зарубежных индустриальных департаментов, но те, как правило, работают сразу со многими компаниями в определенной отрасли. «Индустриальные департаменты организуют обучение и стажировки студентов в компаниях, привлекают преподавателей из бизнеса, помогают компаниям подобрать студентов для участия в проектах. В отличие от индустриальных департаментов базовая кафедра — это площадка, иногда находящаяся не в вузе, а на предприятии для сотрудничества вуза с одной конкретной компанией или научным институтом, причем рамки сотрудничества в каждом случае формируются индивидуально», — комментирует Светлана Мальцева.

Вузы в таком партнерстве решают задачи по совершенствованию учебного процесса, включению в него лучших практик ведущих компаний, а в конечном счете стремятся к тому, чтобы образование лучше соответствовало потребностям экономики и общества. «Бизнес и научные организации тоже в них заинтересованы: благодаря работе базовых кафедр они получают выпускников вузов с теми компетенциями, которые сейчас нужны. Чем теснее сотрудничество, тем выше отдача», — отмечает эксперт.

Одна из недавно открытых базовых кафедр в Высшей школе экономики — совместная с мобильным оператором МТС. Этому предшествовала долгая история сотрудничества с вузом. В частности, MTS AI является одним из трех партнеров Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ, но создание кафедры — совсем другой масштаб. Так, в рамках проекта более 500 студентов ежегодно смогут посещать профильные дисциплины, решать реальные кейсы компании МТС, участвовать в различных образовательных мероприятиях, организованных на факультете компьютерных наук.

Базовая кафедра работает по трем направлениям: генеративные модели искусственного интеллекта, big-data и работа с данными, а также создание и поддержка инфраструктуры для больших данных. Возглавляет кафедру один из топ-менеджеров «МТС Диджитал» Павел Воронин, а преподавателями стали сразу несколько сотрудников с опытом работы в big-data и глубинном машинном обучении. «С Высшей школой экономики мы сотрудничаем уже не первый год и с каждым новым проектом стараемся все больше актуализировать и масштабировать учебные программы. Генеративный искусственный интеллект — важнейший тренд современных технологий, который радикально поменяет жизнь людей в ближайшие несколько лет. Очень важно освоить работу с сетями-трансформерами и сверточными нейросетями сейчас, чтобы уверенно себя чувствовать в будущем», — подчеркнул Павел Воронин.

РСМ !!.jpg

Национальное достояние. Одна из крупнейших программ сотрудничества с вузами у «Газпрома». Ежегодно компания пополняет свои ряды тысячами новых сотрудников. В 2023 году коллектив увеличился почти на 6 тыс. специалистов, и значительная их часть — бывшие студенты, обучавшиеся по корпоративным программам газового гиганта. Сразу 18 отечественных вузов ранее получили статус опорных для «Газпрома», еще пять — статус специальных партнеров. Это дает возможность участия в научных исследованиях и разработках в интересах компании, открытия совместных кафедр и филиалов, стажировки, развития материально-технической и учебно-лабораторной базы.

Современные технологии добычи, транспортировки и переработки углеводородов — крайне сложные и дорогие, без поддержки крупных предприятий вузам было бы крайне проблематично обеспечить адекватное материально-техническое обеспечение учебного процесса, отмечают в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Здесь при участии «Газпрома» в 2023 году открылась учебная лаборатория органического и нефтехимического синтеза, еженедельно в ней занимаются более 350 студентов-химиков.

На геологоразведочном факультете Северо-Восточного федерального университета уже три года работает учебная лаборатория «Газпрома». В ней есть полный комплект мультимедийного оборудования, макетный кабинет для ознакомления студентов с принципами работы магистрального трубопровода, компрессорной станции, нефтеперерабатывающего завода, буровой установки. Все это позволяет вести учебный процесс значительно более эффективно, подчеркивают в СВФУ.

Среди вузов, активно развивающих связи с предприятиями и бизнесом, особенно выделяется Московский физико-технический институт, где базовые кафедры имеют практически все технологические гиганты российской экономики. На совместной с «Яндексом» кафедре анализа данных студенты осваивают актуальные методы хранения, обработки и анализа данных, а также получают опыт работы над реальными задачами в разных областях: от голосовых помощников до беспилотных автомобилей. «Сильная теоретическая подготовка в сочетании с большим количеством практики позволяет магистрантам не только пользоваться самыми продвинутыми методами и инструментами Data Science, но и создавать собственные», — говорится в описании программы. Всего в вузе 120 базовых кафедр, предприятия не только помогают учить студентов и закрывают вопрос трудоустройства, но и поддерживают их повышенными стипендиями, персональными грантами, доступом к вычислительным мощностям.

Такая коллаборация выходит далеко за пределы интересов конкретного вуза и предприятия. К примеру, открытая нынешним летом МФТИ и ООО «Наука-Связь» (NAUKA) совместная лаборатория отечественных IТ-решений будет способствовать национальной задаче по переходу на российское программное обеспечение. «Переход на отечественные решения — задача государственного уровня. Сотрудничество NAUKA LAB с производителями российского программного обеспечения и IТ-оборудования откроет широкие возможности для успешного перехода на отечественные решения государственных и коммерческих заказчиков. У производителей появляется возможность получать обратную связь от лаборатории. Сотрудничество с таким партнером, как МФТИ, делает исследование непредвзятым, способствует повышению доверия к результатам исследований и укреплению отношений с крупными заказчиками», — пояснил IТ-директор ООО «Наука-Связь» Кирилл Драгушин.

В лаборатории NAUKA LAB сотрудники компании и вуза с помощью студентов будут проводить исследовательскую работу по двум ключевым направлениям: оборудование (серверы, СХД, АРМ, тонкие клиенты, коммутаторы, маршрутизаторы, беспроводной доступ, ВКС, оргтехника, телефония) и ПО (виртуализация, серверные ОС, настольные ОС, служба каталогов, СУБД, мессенджеры, офисные приложения, ВКС, почта, телефония, мониторинг, информационная безопасность, система резервного копирования). Заместитель директора по исследованиям и разработкам физтех-школы прикладной математики и информатики (входит в МФТИ) Михаил Матвеев отметил, что институт уделяет большое внимание подготовке лучших кадров, готовых создавать современные решения на отечественном программном обеспечении. «Для нас создание совместной лаборатории с «Наука-Связью» — один из важных шагов в этом направлении», — признался он.

Текст: Сергей Семенов, Елена Бузун

ТОП-5 крупнейших вузов России по работе с предприятиями-партнерами

Наименование (описание) Количество кафедр
1 Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
Mail.ru Group, ВНИИ испытательной медицинской техники, Первый медицинский университет им. И. М. Сеченова
130
2 Московский физико-технический институт
«Яндекс», «Сбербанк-Технологии»
121
3 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
ИМП РАН, ТЕСИС, МСЦ РАН, «Ростех»
116
4 Высшая школа экономики
1C, ФАС, ВЦИОМ, фонд «Общественное мнение», Центр политических технологий, Аналитический центр Юрия Левады, РАН, «Информационные бизнес-системы», ОАО «РКК «Энергия»
29
5 Донской государственный технический университет
«Ростсельмаш», «Росвертол», НТП «Авиатест», ТКЗ «Красный котельщик», НПП КП «Квант»
19
Итого: 415

20 крупнейших вузов России по работе с предприятиями-партнерами

Название
вуза

Количество кафедр

Ключевые
предприятия-
партнеры

1

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

130

Mail.ru Group, ВНИИ испытательной медицинской техники,
Первый медицинский университет им. И. М. Сеченова

2

Московский физико-технический институт

121

«Яндекс», «Сбербанк-Технологии»

3

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

116

ИМП РАН, ТЕСИС, МСЦ РАН, «Ростех»

4

Высшая школа экономики

29

1C, ФАС, ВЦИОМ, фонд «Общественное мнение», Центр политических технологий, Аналитический центр Юрия Левады, РАН, «Информационные бизнес-системы», ОАО «РКК «Энергия»

5

Донской государственный технический университет

19

«Ростсельмаш», «Росвертол», НТП «Авиатест», ТКЗ «Красный котельщик», НПП КП «Квант»

6

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

19

1С, ФАС, ГК «Ростех», Главное контрольное управление г. Москвы, Торгово-промышленная палата России, «Почта России», «Деловая Россия»

7

Национальный исследовательский университет ИТМО

18

Mail.Ru Group, Центр речевых технологий, Кластер высоких технологий и инжиниринга

8

Технологический университет (Королев)

18

АО «Композит», ПАО «Сбербанк», администрация г. о. Королев

9

Российский государственный университет                                                      нефти и газа им. И. М. Губкина

16

«Газпром нефть», «Лукойл-Инжиниринг», «Роснефть»

10

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

15

«Росатом», НИИ НПО «Луч»

11

Финансовый университет при Правительстве РФ

14

Внешэкономбанк, НПП «Пульсар», «1С»

12

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

14

ООО «УГМК-холдинг», ООО «Газпром трансгаз Югорск», Чусовской металлургический завод

13

Казанский национальный исследовательский университет

14

ООО «Медтехника», АО «Лента», ИПЛ «Нанодизайн»

14

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ им. В. И. Ульянова Ленина

11

ИПА РАН, АО «НПП «Радар ММС», ПАО «Интеллектуальные телекоммуникационные технологии»

15

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

10

ОАО «ЦКБ «Дейтон», ЗАО «НТЦ «Элис»

16

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

9

РК «Крымтеплокоммунэнерго», ООО «Крымтеплица», АО «Завод «Фиолент»,

17

Омский государственный технический университет

9

ПАО «Омскнефтехимпроект», ОАО «Омское мотостроительное конструкторское бюро», ОАО «Газпромнефть»

18

Московский государственный институт международных отношений МИД РФ

7

«Газпромбанк», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Центр международной торговли»

19

Дальневосточный федеральный университет

5

«Роснефть», Сбербанк, «СИБУР», «РусГидро», «Газпром»

20

Тюменский государственный университет

5

«Сибинформбюро», ООО «ТННЦ», Управление ФАС по Тюменской области