И решение проблемы будет зависеть даже не столько от ведущих вузов, которые десятилетиями оттачивали подготовку высококлассных айтишников, сколько от выстроенной системы обучения кадров, в том числе с привлечением людей из других сфер. Именно они должны насытить экономику дефицитными специалистами, готовыми трудиться на рядовых позициях и решать задачи отнюдь не звездного уровня.
Нехватка IT-кадров в российской экономике ощущается уже довольно давно, и тревожные заявления на сей счет в какой-то момент зазвучали с самых высоких трибун. Пожалуй, наиболее емко по этой теме высказался заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, озвучивший на ПМЭФ-2021 конкретную цифру — дефицит в 700 тыс., а по некоторым оценкам, и до 1 млн специалистов в области информационных технологий и искусственного интеллекта. При этом, согласно оценке вице-премьера, опережающие потребности различных сфер жизнеобеспечения уже к 2024 году составят еще до 300 тыс. работников данного направления.
Поменять тренд. Дефицит вырастет? В правительстве полагают, что нет, и обеспечить страну необходимыми кадрами все же получится. В первую очередь решение этой задачи возложено на профильные вузы. Так, власти РФ реализуют федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», в рамках которого увеличено количество бюджетных мест в институтах и университетах по IT-специальностям. Как отмечает Дмитрий Чернышенко, число бюджетных мест по цифровым профессиям постоянно растет: если три года назад их было менее 40 тыс., то к 2024-му цифра достигнет 120 тыс. в год. Всего, по информации вице-премьера, учиться на IT-специальности в вузы пойдут 240 тыс. школьников, более 385 тыс. выпускников, обученных на «цифровых кафедрах», выйдут на рынок в сферу IT после завершения обучения. Чернышенко также сообщил, что в 2022 году в 106 вузах на «цифровые кафедры», где изучают IT-компетенции, будут зачислены более 80 тыс. студентов, к 2024 году — более 385 тыс.
Активно ведется профориентационная работа в школах. В прошлом году в 10 регионах РФ запущен пилотный проект «Обучение школьников 8–11-х классов современным языкам программирования». В нынешнем году на обучение будут зачислены не менее 100 тыс. человек, а к 2024-му — свыше 240 тыс. «К 2030 году мы должны обучить более 1,2 млн школьников, которые будут создавать программные продукты», — заявил Дмитрий Чернышенко.
В рамках национального проекта «Образование» по всей России открываются IT-кубы. На этих площадках дети учатся программировать по методикам, разработанным совместно с лидерами IT-рынка. Всего к 2024 году в стране планируется открыть не менее 340 таких центров.
Есть и региональные проекты, направленные на подготовку IT-кадров со школьной скамьи. К примеру, стартовал проект столичного департамента образования «IT-классы в московских школах», который поддерживает внушительное количество коммерческих структур. Также существуют школьные образовательные проекты отдельных компаний, в большинстве своем бесплатные, например «Яндекс.Лицей», где детей учат программировать на Python. Как подчеркивают в «Яндексе», проект особенно важен для ребят из регионов — это шанс получить знания и навыки, с которыми они не останутся без работы.
Вузы готовятся к жатве. Российское (а когда-то советское) техническое образование традиционно считалось одним из сильнейших в мире, технарей из ведущих отечественных вузов охотно брали на работу крупные IT-компании, считающиеся лидерами в своих сегментах. Выходцы из России занимают топ-позиции во многих технологических стартапах, ставших бестселлерами в мировом масштабе. Например, мессенджер Telegram, веб-сервер NGINX, мобильное приложение Prisma, социальная сеть знакомств Badoo, международный микросток Depositphotos, система управления проектами Wrike. Наши корни есть у таких крупных международных IT-компаний, как Google, Yandex, Kaspersky Lab, Game Insight, Wargaming, Zeptolab и многие другие.
Российское IT-образование иногда критикуют за устаревшие подходы к обучению, и было бы несправедливо отрицать, что в некоторых вузах программы не подстроены под запросы рынка. При этом на протяжении многих лет сохраняется и актуализируется главное преимущество отечественной школы — сильнейшая фундаментальная, в первую очередь математическая, подготовка.
«В целом в России довольно сильное IT-образование, а наши специалисты востребованы во всем мире», — подчеркивает директор департамента координации программ и проектов Министерства цифрового развития РФ Татьяна Трубникова. Российские программисты стабильно входят в тройку лидеров — это данные независимой международной платформы HackerRank, где айтишники из разных стран выполняют прикладные задания и проходят тесты. В состязаниях ежегодно участвуют около 1,5 млн человек. Выпускники вузов РФ получают 99,5–99,9 из 100 максимально возможных общекомандных зачетных баллов по заданиям на алгоритмы, динамическое программирование, Big Data и в других дисциплинах.
Российские вузы входят во все престижные мировые рейтинги университетов. Например, в ежегодный QS World University Rankings в 2022 году попали МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Томский государственный университет, МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Казанский федеральный университет...
Согласно данным Министерства науки и высшего образования РФ, на 2022/2023 учебный год вузами по укрупненным группам специальностей и направлений (УГСН) подготовки кадров для цифровой экономики установлено без малого 160,5 тыс. бюджетных мест — больше, чем годом ранее. Из распределенных мест 71% передан в региональные университеты. В числе самых популярных профильных специальностей среди абитуриентов, подавших заявления на бюджетные места в прошлом году, — информатика и вычислительная техника, информационные системы и технологии, прикладная информатика, информационная безопасность, программная инженерия, автоматизация технологических процессов и производств. В общей сложности вузы готовят специалистов по 63 направлениям подготовки в 19 УГСН.
Лучшие из лучших. Один из ведущих вузов России по подготовке на IT-направлениях (как по качеству, так и по количеству) — знаменитый на весь мир Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н. Э. Баумана. Ежегодно он выпускает около тысячи квалифицированных IT-специалистов и несколько тысяч инженеров, обладающих цифровыми компетенциями. К примеру, на самом большом и популярном факультете вуза «Информатика, искусственный интеллект и системы управления» готовят прикладных программистов, профессионалов в сфере защиты информации, программной инженерии, специалистов компьютерных систем и сетей, разработчиков программных продуктов. В прошлом году факультет в очередной раз стал лидером рейтинга лучших факультетов в области информационных технологий, составленного порталом hh.ru. А в декабре 2021-го объединение компаний — разработчиков программного обеспечения России «РУССОФТ» вручило МГТУ награду за лучшее IT-образование в стране.
«Когда мы говорим об эффективности подготовки кадров, в первую очередь речь идет о востребованности наших выпускников на рынке труда. Обеспечить учебный процесс актуальными кейсами, заложить основу для проектной работы, сформировать специалиста, готового завтра включиться в экономику России, нашему вузу помогает тесное взаимодействие с промышленностью и бизнесом из IТ-сферы. При этом работа с реальным сектором, совместные образовательные программы, практики, объединение усилий не только на этапе выпуска и трудоустройства студентов, но и в течение всего процесса обучения дают качественный результат. Среди наших партнеров такие IT-гиганты, как VK, 1С, Сбер, предприятия государственных корпораций «Роскосмос» и «Ростех» и многие другие», — отмечает и. о. ректора МГТУ Михаил Гордин.
В рамках поручения президента о форсировании импортозамещения и наращивании кадрового и интеллектуального потенциала в области искусственного интеллекта МГТУ создает новый современный образовательный трек. В новом учебном году университет откроет кафедру «Искусственный интеллект в киберфизических системах». А уже в конце следующего года в рамках проекта расширения кампуса вуза будет создан новый кластер Bauman Digital World, который объединит научную, исследовательскую, прикладную и образовательные инфраструктуры по IT-направлению.
Еще один лидер в подготовке IT-специалистов — Уральский федеральный университет (УрФУ) им. Б. Н. Ельцина — в последние годы также улучшает материальную базу, привлекает лучших преподавателей, активно сотрудничает с работодателями и реализует с ними совместные проекты и образовательные программы в сфере информационных технологий. В числе партнеров вуза — СКБ «Контур», Сбер, Уральский центр систем безопасности (УЦСБ) и другие компании. Недавно УСЦБ вместе с УрФУ открыл лабораторию кибербезопасности для внедрения новейших технологий в процесс обучения и исследовательской деятельности студентов и аспирантов. Кроме того, лаборатория позволит сформировать инфраструктурную основу для коммерциализации результатов научной деятельности университета в области кибербезопасности совместно с его бизнес-партнерами.
«Работодатели сами заинтересованы в том, чтобы к ним после окончания вуза приходили максимально квалифицированные специалисты, они создают с нами партнерские программы. Совместно с бизнесом мы реализуем ряд образовательных программ и продолжаем продвигать важные проекты.
Например, «Пик IT» и «Инженерная реконструкция» знакомят наших студентов и выпускников с предприятиями, студенты получают очень важные для себя компетенции. Это взаимовыгодный процесс для всех участников рынка труда», — рассказал проректор УрФУ Николай Хлебников.
Как и МГТУ, УрФУ — участник первого потока программы по созданию университетских кампусов мирового уровня. Проект уральского кампуса включает и инфраструктуру для обучения в проектном ключе студентов в области IТ. Новые площади дадут возможность реализовывать интересные учебные проекты, углублять индивидуализацию, открывать дополнительные лаборатории, заниматься подготовкой команд к соревнованиям в форматах RuCTF, WorldSkills, ACM ICPC.
В топе ведущих университетов по подготовке IT-кадров и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ). Он реализует более 20 программ бакалавриата и магистратуры по профилям информационных технологий. Одно из преимуществ вуза — наличие суперкомпьютерного центра (СКЦ), ресурсы которого предоставляются для проведения фундаментальных и прикладных исследований, а также образовательных проектов в области высокопроизводительных вычислений и машинного обучения.
При этом мощности СКЦ могут использоваться как учеными СПбПУ, так и научными коллективами других организаций, ведущих научные исследования и разработки, которые требуют применения высокопроизводительных вычислительных систем.
Все — за парту! Между тем вполне очевидно, что силами только вузов проблему IT-кадров не решить: потребность экономики слишком велика, и хорошие специалисты по информационным технологиям нужны в каждой ее отрасли.
«IT-специалисты сегодня востребованы как никогда, в том числе на фоне новой экономической ситуации и тренда на импортозамещение иностранного софта. В связи с увеличением объема грантов и кредитов на разработку и внедрение отечественных программных платформ, которые должны заменить зарубежные решения, с февраля по март 2022 года значительно выросло число вакансий в IT среди госкомпаний: их стало вдвое больше на позиции системного администратора, специалиста по технической поддержке и веб-инженера.
В условиях санкций для нас стало еще важнее не допустить снижения темпов развития отрасли. Среди мер поддержки IT-сферы есть и льготная ипотека, и отсрочка от армии», — рассказывала ранее порталу Национальныепроекты.рф Татьяна Трубникова.
При этом в правительстве подчеркивают, что одной вузовской подготовки мало — нужно выстроить вертикаль, при которой как минимум попробовать себя в IT-профессии должна значительная часть населения страны. Так, в рамках проекта «Цифровые профессии» существует возможность получить дополнительное IT-образование от ведущих организаций со скидкой 50%.
В перечне аккредитованных государством IT-школ есть как частные компании «Нетология», GeekBrains, «Яндекс», «Сбер», Skyeng, так и университеты — МГТУ им. Н. Э. Баумана, РЭУ им. Г. В. Плеханова и др.
«Основной причиной появления проекта стала нарастающая проблема нехватки квалифицированных работников для отечественной IT-отрасли. Министерство цифрового развития уделяет большое внимание вопросу достаточности подготовки IT-кадров и качеству их компетенций.
По поручению президента Минцифры совместно с Минобрнауки ежегодно увеличивается объем бюджетных мест для IT-специалистов в вузах, при этом в расчет берется реальная потребность регионов в таких специалистах на перспективу. Вместе с тем мы фиксируем потребность в более оперативной подготовке IT-кадров, их переквалификации. Сегодня уже очевидно: чтобы сменить профессию, не надо идти в вуз на 4–5 лет —существует достаточное количество качественных программ от лидеров рынка IT-образования», — объяснила Татьяна Трубникова.