Ведущие ссузы — участники нашего рейтинга — ежегодно поставляют на рынок десятки тысяч специалистов, которые не испытывают проблем ни с трудоустройством, ни с зарплатой.
Рынок труда России испытывает существенную нереализованную потребность в профессиональных кадрах, особенно молодых — в возрасте до 40 лет, которые традиционно являются источником инноваций, проводниками технологических изменений. В докладе Высшей школы экономики отмечается, что если в 2017-2019 годах молодых работников в реальном секторе насчитывалось 32-34 млн человек, то, по прогнозам, к началу 2030-х их количество сократится, как минимум, до 25-26 млн. «На этом фоне и с учетом определенной инерционности структуры российской экономики нарастающий поток выпускников СПО, выходящих на рынок труда, будет иметь все большее значение. От их стартовой квалификации, общих и профессиональных навыков, способности строить профессиональную карьеру будет в значительной степени зависеть квалификационный потенциал российской промышленности и социальной сферы», — говорится в докладе ВШЭ.
Где найти рабочего? Эксперты «вышки» указывают на структурные, региональные, отраслевые и квалификационные диспропорции во взаимодействии спроса и предложения труда выпускников ссузов. С 2000-го по 2022 год наблюдалось катастрофическое сокращение выпуска квалифицированных рабочих: за 22 года этот показатель упал с 762,3 тыс. до 161,2 тыс. человек. Различные опросы, которые проводят СМИ, отраслевые союзы и профессиональные ассоциации, показывают, что квалифицированных рабочих кадров не хватает в 75% промышленных производств по всей России. Среди наиболее дефицитных специальностей — фрезеровщики, сварщики, токари. Так, в ходе исследования Академии роботизации Technored (входит в группу Technored, ведущей в РФ компании в области промышленной робототехники) были опрошены 100 промышленных предприятий по всей стране, работающих в металлургии, машиностроении, производстве медоборудования и других отраслях. 94,7% респондентов сообщили, что за последний год дефицит кадров стал заметнее. 90% отметили нехватку квалифицированных рабочих специальностей, 30% — недостаток низкоквалифицированных рабочих. 15% испытывают сложности в поиске руководящего состава — менеджмента компании. 10% не могут заполнить вакансии финансистов и столько же нанять специалистов отдела продаж. Наиболее дефицитными на рынке труда оказались позиции фрезеровщика, токаря, слесаря, оператора автоматизированной производственной линии — нехватку этих специальностей констатировали более трети опрошенных.
Эксперты отмечают, что нехватка квалифицированных рабочих стала настоящей проблемой в 2024 году, когда в России стартовал активный процесс импортозамещения, начали восстанавливаться простаивавшие производства, а действующие — расширяться и увеличивать номенклатуру продукции. Система профессионального образования оперативно откликнулась на новые запросы экономики.
Сделать отечественное СПО соответствующим требованиям реального сектора и запросам рынка труда помог национальный проект «Образование». Работа по совершенствованию системы СПО ведется с 2019 года. За пять лет, к концу 2024-го, несколько тысяч ссузов России обновили инфраструктуру, внедрили гибкие практико-ориентированные программы по наиболее востребованным и перспективным профессиям. На их базе открыто 100 центров опережающей профподготовки и более 5 тыс. мастерских с современным оборудованием.
Следующий этап развития системы СПО — флагманский проект «Профессионалитет». «Особенность и уникальность этого федерального проекта, который наш институт реализует по поручению Минпросвещения России, в том, что он объединяет государство, бизнес и образование. Создаются кластеры, где колледжи работают в тесной связке с работодателями. Образовательные программы отвечают запросам предприятий реального сектора экономики, социальной сферы и сферы услуг. Теория сокращается, акцент — на получение практических навыков. Студенты и преподаватели работают на современном оборудовании, аналогичном тому, на котором выпускникам предстоит трудиться на производстве. Студенты проходят практику. Происходит бесшовный переход от учебы к работе», — рассказал ректор Института развития профессионального образования Сергей Кожевников.
По его данным, сегодня кластеры «Профессионалитета» охватывают 24 ключевые отрасли экономики, включая машиностроение, сельское хозяйство, металлургию, транспорт, химию, атомную промышленность, IT. В проекте участвуют около 1,5 тыс. образовательных организаций, а также более 2,3 тыс. опорных предприятий-партнеров в 81 регионе России. А к 2026 году кластеры «Профессионалитета» будут открыты во всех субъектах.
Среди партнеров — лучшие работодатели региона. Участники рейтинга крупнейших образовательных учреждений СПО, составленного аналитическим центром холдинга «ЕвроМедиа», активно задействованы во всех федеральных проектах. За минувшее десятилетие они значительно обновили материально-техническую базу и учебные программы, в том числе используя ресурсы предприятий-партнеров.
Крупнейший в России Петровский колледж (г. Санкт-Петербург) задействован в двух кластерах — «Машиностроение» и «Судостроительная промышленность». В рамках последнего он взаимодействует с предприятиями Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и Корпорацией морского приборостроения (КМП), студенты проходят производственную практику на Адмиралтейских верфях, Балтийском заводе, Северной верфи, СНСЗ, в концерне «НПО «Аврора» и «Океанприборе». Уже со 2-3-го курсов ребята активно участвуют в производственном процессе, общая продолжительность практической подготовки на предприятии в зависимости от специальности достигает 60%.
В рамках основных образовательных программ студенты колледжа изучают инженерную графику, электротехнику и электронику, материаловедение, метрологию и стандартизацию, информационные технологии в профессиональной деятельности. А также проходят углубленную подготовку в соответствии со специальностью.
«На старших курсах руководители структурных подразделений предприятий отбирают студентов для целевой подготовки и трудоустройства по окончании учебного заведения. Ведущие специалисты предприятий выступают руководителями дипломных проектов наших выпускников, принимают участие в работе государственных аттестационных комиссий, демонстрационных экзаменах», — рассказала в интервью отраслевому изданию Korabel.ru директор Петровского колледжа Елена Васина.