Вузам это помогает зарабатывать, а государству — налаживать межгосударственное сотрудничество, используя важный инструмент мягкой силы.
Российский образовательный продукт является сегодня одним из самых привлекательных в мире. Исследовательский проект Project Atlas по итогам 2022 года поставил РФ на шестое место в мире по количеству иностранных студентов: в нашей стране высшее образование получали 6% человек, решивших делать это за границами своих государств. Больше «мобильных студентов» принимают только США, Великобритания, Канада, Франция и Австралия. Согласно оценке исследователей, количество зарубежных студентов в России составило порядка 350 тыс. человек, а в Соединенных Штатах — почти 1 млн. Что касается стран, граждане которых едут учиться в Россию, то здесь, очевидно преобладают представители дружественных государств. В первой тройке сразу две республики СНГ — Казахстан и Узбекистан, а также Китай. Много за нашими учебными партами и представителей Туркменистана, Таджикистана, Индии, Украины, Египта, Беларуси. Самыми популярными для иностранных обучающихся направлениями являются медицина и биотехнологии, инженерное дело, бизнес и управление, образовательные технологии. Значительно менее интересны им гуманитарные специальности.
Больше студентов — больше денег. Высшие учебные заведения нашей страны привлекают иностранцев прежде всего ценой за обучение. Как отмечают эксперты, уровень российского медицинского образования сопоставим с европейским, при этом стоимость полного курса в московских профильных вузах может составить 25-30 тыс. долларов, тогда как в государствах ЕС — не меньше 100 тыс. долларов. Индия, например, поставила подготовку своих врачей на поток, в 2023 году в России на различных программах подготовки находятся около 10 тыс. студентов из этой страны.
Для вузов есть тоже стабильный плюс. Экспорт образовательных услуг — важная часть экономики, и даже в том случае, когда студенты обучаются в рамках установленной правительством квоты, они тратят в регионе пребывания деньги на одежду, еду, жилье, отмечает директор Высшей школы международного образования Кабардино-Балкарского государственного университета Владимир Афаунов. При этом он подчеркивает, что большинство обучающихся в вузе платят за получаемое образование, то есть приносят прямую финансовую пользу своей альма-матер. Традиционно в университетах Северного Кавказа много студентов из Ближнего Востока и Северной Африки. В КБГУ, к примеру, обучаются выходцы из Сирии, Иордании, Египта, Йемена, есть индийские и турецкие студенты.
«В КБГУ 11% от общего числа студентов — иностранцы. ВШМО КБГУ осуществляет образовательную, воспитательную, культурно-просветительскую, научно-исследовательскую работу, а также стратегию в сфере международного сотрудничества, международной академической мобильности. Вуз оказывает зарубежным студентам визовую поддержку и миграционный учет в рамках своих полномочий. Для комфортной адаптации в КБГУ иностранцев привлекают к участию в различных проектах и мероприятиях кураторы землячеств», — рассказал Владимир Афаунов.
Активное привлечение иностранцев через учебу в Россию также в определенной степени позволяет преодолевать демографические проблемы, поскольку после получения диплома часть из этих специалистов остаются жить и работать в нашей стране. Согласно результатам соцопроса, проведенного факультетом иностранных студентов Уральского государственного медуниверситета, каждый второй учащийся, получив диплом доктора, хотел бы остаться работать в России. Среди причин, которые называют молодые люди, — возможность профессионального роста. Немаловажны и такие факторы, как уровень заработной платы и комфортность нахождения в стране в целом.
Китайская шкатулка. В своем исследовании специалисты из Project Atlas отмечают: количество зарубежных студентов в России достигло в 2021 году (395 тыс. человек), а затем заметно уменьшилось. Руководители вузов отмечают, что, несмотря на преобладание среди иностранцев граждан из стран ближнего зарубежья, представителей так называемого западного мира тоже было немало, особенно на магистерских программах.
Ректор МГИМО Анатолий Торкунов признался, что совместные магистерские программы с европейскими государствами свернуты полностью. «Было почти 40 совместных магистерских программ с европейскими странами, но сегодня они не работают, хотя обмены сохраняются», — сообщил Торкунов.
Вместе с тем количество иностранных студентов в МГИМО в целом не изменилось и составляет 15-17% от общего количества. Это характерная картина для российских вузов в целом: на место выбывших европейцев, которым теперь в силу ряда причин очень сложно оказаться в России, приходят студенты из других государств. Приемная кампания 2023 года во многих вузах не завершена и может продлиться вплоть до декабря в связи с допнабором, в том числе зарубежных студентов. Что касается цифр приема в 2022 году, то абсолютное большинство вузов говорит о незначительных изменениях как в географическом происхождении иностранцев, так и в их количестве, а также о специальностях, которыми они интересуются.
Изменения в составе поступающих зарубежных студентов не являются значительными, подтвердили в пресс-службе Московского авиационного института: порядка 95% обучающихся приезжают в вуз из дружественных стран. «Традиционно большинство иностранных студентов поступают в МАИ из Китая, Малайзии, Вьетнама, государств СНГ. Ежегодно растет число китайских студентов, которые обучаются по программам двойных дипломов на английском языке», — пояснили в вузе. В прошлом учебном году МАИ поставил абсолютный рекорд по приему иностранцев: на очное обучение было зачислено 580 человек. Наибольшей популярностью пользуются такие направления, как авиационная техника, авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки, информационные технологии, системы управления, информатика и электроэнергетика, компьютерные науки и прикладная математика.
А ведущие высшие учебные заведения Сибири, к примеру, активно привлекают студентов из СНГ и Азиатско-Тихо-
океанского региона и почти не работают на европейском рынке. В местных вузах отмечают растущий интерес со стороны Китая, Туркмении, Монголии, стабилен интерес абитуриентов из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана.
С КНР у многих вузов в последние годы налажен не просто обмен студентами, а работают полноценные сетевые образовательные программы. Так, Дальневосточный федеральный университет и Народный университет Китая в нынешнем году объявили о запуске совместной магистерской программы госуправления. Основные задачи будущих выпускников — укрепление сотрудничества России и КНР, наращивание товарооборота. Программа будет двудипломная — с углубленным изучением международной экономики и торговли. Предполагается, что специалисты будут готовиться по заказу госсектора РФ и КНР и будут разбираться в культурных особенностях и специфике международных рынков. В перспективе вузы также планируют запустить совместные проекты в сфере журналистики и гуманитарных исследований.