После безвременья 1990-2000-х, когда в учителя шли от безысходности, сегодня в обществе возвращается осознание, что без квалифицированного педагога нет сильного государства и нации. Возвращение в профессию лучшей молодежи в средне- и долгосрочной перспективе сыграет большую роль в развитии страны.
Педагогическое образование и подготовка кадров в нашей стране всегда были приоритетными направлениями, которые внимательно курировались государственными руководителями самого высокого ранга. Столетиями учителями для других выступали просто умные образованные люди, передававшие свои знания по наитию. Можно сказать, что целенаправленная и системная подготовка учительских кадров началась, как и многие в нашей стране, с Петра I, который отправлял молодых талантливых соотечественников в Европу, чтобы, обучившись, они передавали свои знания более широкому кругу будущих специалистов. Уже при дочери и наследнице великого государя Елизавете Петровне была введена обязательная аттестация домашних учителей, а позже, в основанном именно ею Московском университете, открылась первая учительская семинария.
И все же вплоть до Октябрьской революции учителей было катастрофически мало, да и то значительная часть из них являлась иностранцами. Провозглашенный большевиками курс на ликвидацию безграмотности и всеобщее образование, который диктовался не только идеологическими соображениями, но и элементарной необходимостью развития страны, ускоренно переходившей на индустриальные рельсы, потребовал огромного количества педагогов. Если посмотреть анамнез практически всех ведущих педагогических вузов России, то их основание, вероятнее всего, будет относиться к 30-м годам прошлого века, когда во всех регионах стала выстраиваться вертикаль учительского образования: училище, вуз, институт повышения квалификации и т.д.
Учитель — один из главных столпов советского государства, проводник его идеологии, окруженный почетом и уважением, а также гарантированными социальными благами (надбавки, ранний выход на пенсию, увеличенный отпуск и т.д.). Неудивительно, что конкурсы в педвузы всегда были одними из самых высоких — до 7 человек на место.
Я б в учителя пошел... Наши дни с полной уверенностью можно назвать возвращением этой тенденции — после долгого периода, когда в педагогические вузы шли, не поступив на более престижные направления, а после их окончания старались держаться от школы подальше. Так, по словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, который в сентябре подводил итоги приемной кампании 2022/2023, годом ранее педагогические направления вышли на третье место по популярности у абитуриентов — сразу после сверхмодных информационных технологий и медицины. «В этом году тенденция такая же: в педвузы идет все больше молодых ребят», — сказал Кравцов.
Как сообщили в Минпросвещения РФ, за последние два года прием по направлению «Образование и педагогические науки» вырос почти на 10 тыс. человек. В 2022 году для потенциальных педагогов выделено более 75 тыс. мест в вузах. «Слово «педагог» у нынешней молодежи все больше ассоциируется со словом «престиж». Нам важно, чтобы все ребята, которые выбирают этот путь, были уверены в своем завтрашнем дне, в своем месте работы, чтобы у них был комфортный вход в профессию», — отметил министр.
Как отмечают аналитики Высшей школы экономики, выпускающие регулярные исследования по итогам приемных кампаний в вузы, растет и качество приема. Научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов утверждает, что рост репутации направления «Педагогическое образование» за прошедшие 10 лет — одно из самых значительных изменений как в российском высшем образовании, так и на рынке труда.
Среди причин, повлиявших на возрастающую популярность учительской профессии, Сергей Кравцов выделил улучшение денежного вознаграждения и другие меры материального стимулирования. Например, классным руководителям обеспечиваются выплаты в размере 5 тыс. рублей, в сельских школах педагоги получают дополнительно 25% к зарплате. «В следующем году мы делаем такую систему оплаты труда, в которой будут понятны базовая часть, компенсационные и стимулирующие выплаты, чтобы никаких вопросов у учителей не возникало», — подчеркнул глава Минпросвещения.
По мнению председателя Комитета Государственной думы России по просвещению Ольги Казаковой, тот факт, что в последние два года зафиксирован рост числа молодых людей, выбирающих профессию педагога, говорит о том, что меры господдержки работают. «Все программы, которые реализует Министерство просвещения для популяризации профессии и повышения ее значимости, не просто востребованы работающими учителями, но и заметны тем, кто стоит перед выбором своего дальнейшего жизненного пути».
Работают и региональные программы поддержки выпускников педвузов, уверена депутат. «Я полагаю, молодые ребята исходят из того, что, выбрав педагогическую профессию, они наверняка обеспечивают себе стабильность и гарантированное рабочее место. А еще для молодежи важно иметь возможности повышения квалификации, роста в профессии — здесь все это есть. Люди стали очень хорошо понимать: учитель — та профессия, которая точно будет востребована всегда», — говорит Ольга Казакова.
Учат со школы. Сергей Кравцов также сделал особый акцент на важность профориентационной работы и похвалил педагогические вузы за то, что те активно пошли в школы. «В России продолжают открываться профильные педагогические классы. Сейчас их количество достигло 2 тысяч, в планах — создать еще 3 тысячи», — сообщил министр.
К примеру, в Амурской области за последний год число профильных педклассов увеличилось с 12 до 58. В СОШ № 4 г. Белогорска рассказали, что в прошлом году набрали в такой класс рекордное количество детей — 25 человек, хотя обычно число желающих не превышает 15-20. У школы заключено соглашение с Благовещенским государственным педагогическим университетом, согласно которому ребятам добавляются баллы к результатам ЕГЭ (от 2 до 5) при поступлении. У университета — сразу несколько профориентационных программ. Так, с 2016 года здесь функционирует Детский научно-образовательный центр, в котором школьников обучают основам робототехники, 3D-моделирования и программирования. Воспитанники центра являются победителями и призерами ежегодных региональных соревнований «РобоАрена», «РобоСумо», JuniorSkills, успешно выступают на Всероссийской олимпиаде НТИ. Многие из них впоследствии становятся студентами БГПУ.
Высокий престиж профессии учителя укоренен в сознании российского народа, и то, что долгое время молодежь не сильно рвалась работать в школах, было временным явлением, полагает председатель Кабардино-Балкарского рескома профсоюза работников образования и науки Сергей Карныш. Он говорит, что как только государство озаботилось проблемой и стало выделять значительные средства на ее решение, удалось добиться перелома. «Для сельской молодежи, например, пойти в педагоги — это отличная карьерная траектория, которая к тому же подкреплена возможностью получения своего жилья по программе «Земский учитель». Кроме того, сейчас со всеми надбавками зарплата учителя может быть значительно выше, чем в среднем по региону, и есть определенные гарантии со стороны государства, чего нет, скажем, в частном секторе», — делится мнением Сергей Карныш.
Первый раз — в цифровой класс. Особенностью системы высшего педагогического образования является то, что, находясь в ведении Минпросвещения России, вузы чутко реагируют на запрос прямого учредителя и при этом являются частью всей системы высшего образования, тесно соприкасаясь с отраслью: интегрируя научные достижения и новые педагогические решения в образовательный процесс, откликаясь на такие тенденции, как цифровизация, персонализация обучения, непрерывное образование.
«В этом году у нас появились новые педагогические специальности, востребованные у абитуриентов. Назову несколько, например по бакалавриату: этнографическое образование, образовательный инжиниринг и английский язык, робототехника и технология. В магистратуре открыты бизнес-педагогика, инновационное предпринимательство, госпитальная педагогика. Все это сегодня приходит в школу, а чтобы робототехника в школе могла прижиться, развиваться, работать, то должны быть учителя», — рассказывала в сентябре 2022 года замглавы Минпросвещения РФ Татьяна Васильева.
Основной же трансформационный аспект работы педагогического вуза связан с личностью ученика и той средой, в которой он развивается, отмечает ректор Уральского государственного педуниверситета Светлана Минюрова. По ее словам, сегодня, в век широкого распространения информационных технологий, учитель из носителя знаний превращается больше в наставника и тьютора. Современный учитель должен виртуозно обращаться с высокотехнологичным оборудованием, уметь донести основные акценты с учетом особенностей медиапотребления детей ХХI века. «Постоянное повышение профессионального мастерства преподавателей — одна из приоритетных задач нашего университета. Важно, отвечая вызовам времени, обучаться новым практикам и, транслируя новые практики, владеть ими, перенимать лучший опыт», — подчеркивает Светлана Минюрова.
Так, на базе университета функционирует Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педработников, открыты Педагогический кванториум и Технопарк универсальных педагогических компетенций. «Таким образом, УрГПУ обладает кадровым потенциалом и современным высокотехнологичным оборудованием для обучения информационным технологиям и будущих, и действующих учителей», — рассказывает ректор. Она также отмечает, что в образовании будущих педагогов делается особый акцент на разработке онлайн-курсов и технологии работы в удаленном формате — эту тенденцию во многом подчеркнула пандемия COVID-19. Многие учебные курсы в самом вузе также проходят в онлайн-формате, при этом преподаватель сопровождает студентов в освоении дисциплины, консультирует их, помогает в организации научно-исследовательской работы по дисциплине.