Однако именно в 2022 году в этом направлении сделан важнейший шаг, подкрепленный солидными денежными средствами из бюджета: на создание передовых инженерных школ государство потратит 90 млрд рублей.

В России продолжается процесс трансформации инженерного образования, который вызван глобальными мировыми трендами, задаваемыми как крупнейшими индустриальными компаниями, так и запросами общества. В частности, как отмечают эксперты в области образовательных технологий, ведущие технические вузы давно отказались от идеи вырастить узкозаточенного на какую-то отрасль знаний специалиста и стараются привить студентам в процессе обучения проектный подход. Один из важнейших треков, по которому развивается современная инженерная школа в России, — тесная кооперация с бизнесом, который кровно заинтересован в подготовке высококвалифицированных кадров, которые можно сразу с колес бросать в бой — без переучивания и переподготовки.

До недавнего времени одним из ключевых форматов, в которых предприятия заходили в вузы, были базовые кафедры и специализированные лаборатории. Наиболее активные в этом плане вузы имеют десятки таких кафедр. Что важно, они создаются и оборудуются при полном или частичном софинансировании предприятия-патрона, от вуза, как правило, требуется предоставить помещение и подготовить учебную программу. Еще одно важнейшее преимущество для вуза состоит в том, что подготовленный под требования определенного предприятия выпускник не будет испытывать проблем с трудоустройством.

Лекции у станков. Базовая кафедра АО «Тяжмаш» в Сызранском филиале Самарского техуниверситета является главным источником кадрового пополнения для этого предприятия, с 2007 года работать сюда пришли более 200 ее выпускников, а каждый пятый из них сегодня занимает руководящую должность. Как объяснили в вузе, принцип обучения на базовой кафедре подразумевает совмещение теоретической подготовки и получения практического опыта по системе «без отрыва от производства». Первую половину дня студент проводит на производстве, вторую — слушает лекции в специальной лаборатории, которую завод оборудовал на собственной территории. Со студентами сразу же заключается трудовой договор, они также получают различные виды стипендий — как от государства, так и от самого предприятия, к примеру за хорошую успеваемость и производственные показатели. В итоге к моменту выпуска их общий доход может составлять порядка 80 тыс. рублей. Срок обучения составляет 4 года, а впоследствии еще на 4 года за выпускником закрепляется рабочее место.

В одном из ведущих опорных вузов страны — Донском государственном техническом университете — создано два десятка кафедр совместно с ведущими предприятиями региона: ФГУП РНИИРС, ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш», ПАО «Роствертол», ГК «Турбулентность-Дон». «Сейчас, если работодатель приходит за выпускником в момент получения им диплома, то опаздывает на несколько лет, — отмечает ректор ДГТУ Бесарион Месхи. — Скорее всего, ему придется потратить значительное время и средства для адаптации бывшего студента к рабочему месту. Да и выбор у такого работодателя будет невелик: все способные студенты уже к 3-4-му курсу примерно представляют себе, где станут работать по окончании вуза».

Южно-Российский государственный политехнический университет имени М. И. Платова развивает кафедру транспортного машиностроения с Новочеркасским электровозостроительным заводом. Председатель совета директоров предприятия Сергей Подуст является заведующим этой кафедры, ряд сотрудников — штатными преподавателями, выпускные экзамены, как правило, проходят прямо в цехах завода, а дипломы пишутся по насущным для предприятия проблемам. Неудивительно, что порядка 95% выпускников приходят работать именно на НЭВЗ, а в результате, как подчеркивает сам Сергей Подуст, предприятие не испытывает дефицита в высококвалифицированных специалистах конкретного технологического профиля.

Аналогичную схему в работе с ДГТУ использует еще один промышленный флагман региона — «Роствертол», его базовая кафедра «Авиастроение» располагается в помещениях завода, а теоретическую подготовку студенты получают в самом вузе.

студенты инженеры1.jpg

Инженеров обучат лидеры. Новый уровень интеграции вузов и предприятий, но на этот раз под патронажем государства — проект создания сети «Передовых инженерных школ», которые, как отметил премьер-министр России Михаил Мишустин, помогут в кратчайшие сроки достичь технологической независимости, «которая базируется на крепкой и диверсифицированной промышленности». «У нас в стране всегда была самая сильная инженерная школа. И сейчас особенно нужно, чтобы современные специалисты владели прогрессивными технологиями», — заявил Мишустин. Он сообщил, что на эти задачи в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие» в течение трех лет планируется потратить более 36 млрд рублей.

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко уточнил, что работу школ планируется сфокусировать на областях, которые испытывают потребность в кадрах, при поддержке ведущих российских предприятий. «Это микроэлектроника, фармацевтика, генетика, агроинженерия и многие другие критически важные для нас направления», — перечислил Чернышенко, отметив, что развитие в этих сферах будет «работать на экономический суверенитет» страны.

В создании школ примут участие «Яндекс», «Ростех», РЖД, КамАЗ, «Синара». Часть обучения будет проходить на производственных площадках предприятий. На внебюджетное финансирование от партнеров заявлено около 1,5 млрд рублей — по словам замглавы правительства, компании сейчас заинтересованы в развитии проекта еще больше, чем власти.

На сайте проекта отмечается, что тесное партнерство ведущих инженерных вузов с высокотехнологичными компаниями при содействии государства обеспечит условия для нового типа инженерной подготовки, прорывные разработки и обеспечивающие их исследования, направленные на решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости в области технологического развития России.

Согласно задумке авторов проекта, новые инженерные кадры будут способны отвечать на глобальные вызовы, владеть наукоемкими и мультидисциплинарными технологиями, понимать и обосновывать стоимость каждого действия, учитывать запросы клиентов и требования экологии, работать в кросс-функциональных командах в быстрых форматах (работа с цифровыми технологиями, платформенные решения, спринты, agile).

Подготовка будет вестись по сквозным технологиям цифровой экономики и приоритетным направлениям развития техники и технологий, таким как цифровое проектирование и моделирование, разработка и применение цифровых двойников, передовые производственные технологии, новые материалы и аддитивные технологии, робототехника и мехатроника, технологии беспроводной связи и «интернета вещей», киберфизические системы, искусственный интеллект и большие данные, электротранспорт, возобновляемая и водородная энергетика, интеллектуальные и беспилотные транспортные системы, управление свойствами биологических объектов, квантовые технологии и т.д.

Всего, как сообщил директор департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки РФ Виталий Гришкин, на базе российских вузов будет создано порядка 100 передовых инженерных школ, общие затраты составят около 90 млрд рублей.


Школы определились с продуктом. В 2022 году сформирован первый поток вузов, которые вместе со своими технологическими партнерами начали формировать такие школы. К примеру, в созданной при Новосибирском государственном университете передовой инженерной школе совместно с индустриальными партнерами («Газпромнефть-НТЦ», ОДК, «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева, Медико-биологический союз, «Норильск-Телеком», «Биолинк», НПФ «СИАНТ») будут развивать аэрокосмическое приборостроение, биотехнологии, нефтегазовый сектор. По каждому из них уже определены конкретные проекты. Спектр задач и партнерств будет расширяться по мере отработки модели передовых инженерных школ и накопления компетенций.

«Раньше взаимодействие индустриального партнера с университетами в отношении конкретных прикладных задач было факультативным. В передовой инженерной школе должен быть более четкий, формализованный акцент на результат. Если связка «партнер — университет» обещает не просто построить школу для подготовки специалистов, но и попутно решить прикладную задачу, должны быть обозначены точные сроки, затраты, ожидаемый результат», — отметил губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

Как рассказали в Московском авиационном институте, созданная передовая инженерная школа вуза развивает целый ряд проектов, в их числе — интеграция систем авионики с применением новых технологий (машинного обучения, искусственного интеллекта, нейронных сетей, технического зрения, AR/VR) для создания «прозрачной кабины» для различных модификаций вертолетов и самолетов, а также перспективной кабины сверхзвукового пассажирского самолета, системы объективного контроля деятельности членов экипажа и других решений для повышения эффективности летательных аппаратов.

ДГТУ в рамках школы развивает Институт передового машиностроения агротехники, целевым ориентиром которого является подготовка не отдельных специалистов, а инженерных команд, нацеленных на решение комплексных технологических задач. Технологический партнер вуза — лидер отечественного сельхозмашиностроения «Ростсельмаш».

«Интеграция компетенций высокотехнологичного производства и научной базы вуза на платформе ПИШ позволит подготовить новое поколение инженеров, способных решать самые сложные технические задачи. В числе таких задач — разработка единой модульной масштабируемой платформы зерноуборочных комбайнов, развитие линейки тракторов и создание дорожно-строительной техники. В рамках взаимодействия с ДГТУ «Ростсельмаш» обеспечит студентам и преподавателям эффективные стажировки на своих промышленных площадках, предоставит возможность участия в актуальных проектах, реализует другие совместные активности. Благодаря этому будущие специалисты приобретут необходимые практические навыки и станут востребованными в профессии еще до окончания обучения», — прокомментировал генеральный директор «Ростсельмаша» Валерий Мальцев. Создание передовой инженерной школы, по замыслу авторов проекта, закрепит за донским регионом позицию центра притяжения высококвалифицированных специалистов со всей России, а также обеспечит значительный рост его научно-технологического потенциала.

Студенты передовой инженерной школы Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева примут участие в разработке высокотемпературного газового ядерного реактора, который будет установлен на одном из предприятий технологического партнера и позволит повысить КПД, снизить количество выбросов углекислого газа в атмосферу. По оценке вуза, такое взаимодействие позволит сократить сроки проектирования объектов использования атомной энергии на 15-20%.

В Сеченовском университете в рамках передовой инженерной школы планируется реализовать восемь проектов. В их числе — разработка интеллектуальной лазерной системы для реконструкции поврежденных кожных покровов с использованием биоорганических материалов, а также мультимодального лазерного комплекса для ранней диагностики широкого спектра дерматологических патологий и злокачественных новообразований кожи. 

ТОП-5 ведущих вузов России по подготовке специалистов инженерного профиля

Наименование (описание) Количество студентов
1 МГУ им. М. В. Ломоносова
37 181
2 Приволжский федеральный университет
36 112
3 Высшая школа экономики
35 393
4 Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
34 908
5 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
29 607
Итого: 173 201


25 ведущих вузов России по подготовке специалистов инженерного профиля


Название

Количество
студентов

1

МГУ им. М. В. Ломоносова

37 181

2

Приволжский федеральный университет

36 112

3

Высшая школа экономики

35 393

4

Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина

34 908

5

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

29 607

6

Донской государственный технический университет

29 031

7

Сибирский федеральный университет

24 030

8

Южный федеральный университет

22 763

9

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

22 349

10

Санкт-Петербургский государственный университет

21 569

11

Казанский национальный исследовательский технологический университет

16 506

12

Самарский государственный технический университет

16 642

13

Сибирский государственный университет науки и технологий
им. М. Ф. Решетнева

15 383

14

Самарский национальный исследовательский университет
им. С. П. Королева

14 871

15

Новосибирский государственный технический университет

14 037

16

Волгоградский государственный технический университет

13 529

17

Национальный исследовательский университет ИТМО

13 443

18

Кубанский государственный технологический университет

11 800

19

Московский политехнический университет

11 144

20

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

10 664

21

Нижегородский государственный технический университет
им. Р. Е. Алексеева

9 503

22

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича

9 305

23

Новосибирский национальный государственный университет

8 114

24

Московский физико-технический институт

7 178

25

Московский технический университет связи и информатики

6 228

В топ-25 вошли крупнейшие учреждения высшего образования, готовящие инженерные кадры. Участники рейтинга проранжированы по количеству студентов всех форм по данным мониторинга Минобрнауки за 2021 год. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.

Источник: Аналитический центр МИД «ЕвроМедиа»
 |