Качественное и доступное среднее образование — один из главных приоритетов внутренней политики правительства РФ, об этом не раз говорилось с самых высоких трибун. Так, в своем недавнем выступлении на Президиуме Госсовета Владимир Путин подчеркнул, что образование, его развитие, совершенствование – это вопросы общенациональной повестки, они крайне важны для всего российского общества, для каждой семьи, каждого человека.

«Без современного, качественного, доступного образования, причём во всех регионах страны, невозможно добиться ничего в сфере развития, и нам нужно прежде всего обеспечить справедливость, равные стартовые возможности для каждого ребёнка, для раскрытия его талантов, для его будущих успехов в профессии, да и в целом потом в жизни», - отметил президент. Дмитрий Медведев, будучи премьером, также значительное внимание уделял строительству новых школ, особо подчеркивая что у каждого ребенка в нашей стране была возможность учиться в нормальной, современной школе, желательно – в одну смену. Масштабный процесс возведения объектов школьной инфраструктуры он называет Большой стройкой. И действительно — масштаб строительства новых школ колоссальный и это должно уже если и не в краткосрочной, то в среднесрочной перспективе самым серьезным образом повлиять на качество образовательного процесса и в целом сильно изменить саму концепцию российской системы образования.


Собираем камни

Внимательное отношение к возведению новых образовательных обьектов неслучайно — в этой сфере долгое время шли процессы, вызывающие справедливые вопросы у общественности. Так, в период с 2001 по 2019 год, согласно информации Счетной палаты количество сельских школ сократилось с 46 до 24 тыс, городских – с 23 до 18 тыс. С этим, в том числе связано такое явление как учеба во вторую и даже третью смену. Так, количество школьников, которые обучаются во вторую смену, выросло с 1,9 млн в 2018 году до 2,5 млн в 2020 году. В 2020/21 учебном году численность обучающихся в одну смену составила около 13,9 млн человек, во вторую смену — 2,5 млн человек, 18,1 тыс. детей учатся в третью смену,— говорится в в докладе правительства о реализации государственной политики в сфере образования. «У нас, к сожалению, до сих пор еще в некоторых местах в три смены дети в школу ходят, а во многих местах – в две смены. И у нас стоит задача – она совершенно практическая, конкретная – к 2025 году нам нужно избавиться от второй смены в школах и закрыть эту проблему", — говорил Путин на встрече с доверенными лицами. Закрывать проблему будут, в том числе, путем масштабного строительства новых школ.

По мнению министра просвещения Сергея Кривцова, на сегодняшний день в России реализуется беспрецедентный проект строительства новых школ. «В стране развернута беспрецедентная программа строительства: мы уже построили 270 новых школ, а до конца 2024 года построим еще 1,3 тыс», – заявил министр. Он также рассказал о том, что в России также запущена новая программа капитального ремонта школьных зданий. «До 2026 года в России отремонтируют 7,3 тыс. школ. Каждая из них пройдет обязательные проверки, в том числе и обновление средств антитеррористической безопасности», – рассказал Кравцов.

«За последние три года контингент школьников увеличился почти на 750 тысяч детей. Существующие темпы ввода новых ученических мест позволяют нам обеспечивать доступность школьного образования, удалось ликвидировать третью смену для более чем 9 тысяч школьников», – отмечает заместитель председателя правительства Российской Федерации Татьяна Голикова. - На эти цели из федерального бюджета предоставляются субсидии регионам в рамках государственной программы «Развитие образования». В 2019–2024 годах на эти цели предусмотрено 464 миллиарда рублей.

Новые школы, прежде всего, строятся в рамках нацпроекта «Образование», на реализацию которого из федерального бюджета планируется потратить 723,3 млрд руб. до 2024 г., и ее подпрограмме «Современная школа» (стоимостью 295,1 млрд руб.), которая предполагает создание 230 тыс новых школьных мест к 2024 г.

Но есть более масштабная программа, посвященная содействию созданию в регионах новых мест в школах и рассчитанная на 2016–2025 гг. Она предполагает создание 6,6 млн новых мест, ее бюджет – 2,8 трлн руб., почти 2 трлн из которых – федеральные.


Концессионер спешит на помощь

За последние несколько лет значительно расширилось участие в строительстве новых школ со стороны частного бизнеса и застройщиков жилья. В этом году в Сургуте была введена первая в России школа, построенная в рамках концессионного соглашения - средняя общеобразовательная школа №9 общей площадью почти 13 тысяч квадратных метров расположилась в 39 микрорайоне Сургута, рассчитана на 550 учебных мест и состоит из пяти блоков. Форма концессионного соглашения была разработана региональным департаментом образования совместно с Фондом развития Югры и другими профильными ведомствами. Как сообщил заместитель губернатора Югры — директор департамента экономического развития Роман Генкель, стоимость объекта составила 903,8 миллиона рублей, построено здание было за три года. На ближайшие 5 лет обязательства по технической эксплуатации объекта и оказанию услуг по дополнительному образованию закреплены за инвестором.

От схемы государственно-частного партнерства выигрывают все: бизнес взамен на льготы дает финансирование, опыт, управление, инновационные подходы, а государство получает готовую инфраструктуру, писала управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова в своей колонке в Forbes. Частный партнер берет на себя проектные риски и затраты на эксплуатацию уже построенных школ. Один из ключевых инвесторов в школьную инфраструктуру - группа компаний «Просвещение», которая ранее объявила о готовности в 2019-2026 гг построить около 100 школ, если сложатся благоприятные условия. Флагманский проект «Просвещения» - самая большая школа в России, которая возводится в Нижегородской области. Впрочем, пока в России классчиеских концессионеров, умеющих эффективно управлять образовательными учреждениями и извлекать из этого прибыль, очень немного. Частные деньги в эту сферу, как правило, заводят крупные застройщики многоквартирного жилья — в рамках обеспечения строящихся микрорайонов необходимой социальной инфраструктурой.


Что нужно школьнику

«Современная школа — это не просто классы и парты. Это и хорошее оборудование, и выход в Сеть, и доступ к электронным ресурсам. Такие школы должны появляться по всей стране. Существенно увеличим темпы их строительства», - пообещал в ходе отчета перед депутатами Госдумы РФ Михаил Мишустин. Председатель совета директоров Градостроительного института пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект» Андрей Шишкин отмечает, что современная школа очень сильно изменилась, особенно когда речь идет не о типовых проектах. Это касается как возводящихся за государственные деньги объектов, так школ, которые строятся за средства застройщика. Последние кстати, особенно в крупных городах, сейчас перестали воспринимать строительство социальной инфраструктуры как обременение, а стремятся за счет нее повысить статус жилищного комплекса и, соответственно, стоимость продающихся там квартир. Этот подход уже подарил такие интересные проекты как московские «Летово» и «Хорошкола», школы в Казани, Иркутске и ряде других городов. Эксперт указывает, что современная школа – это социальный хаб, в котором ученики активно общаются с учителями и друг с другом, имеют потребность в быстром и эффективном перемещении, нуждаются в инфраструктуре эффективного поиска и передачи больших объемов информации.

Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков. «Многофункциональные и трансформируемые просторные помещения — главный принцип в проектировании современных зданий школы. Одно и то же помещение должно быть использовано для разных целей. Каждый класс — предполагать размещение в классическом образовательном процессе и для разнообразной групповой работы, а коридоры должны иметь не только пространство для прохода между помещениями, но и места, где можно провести индивидуальные или дополнительные занятия или просто отдохнуть», - говорит директор компании «ИнтерПроект» Ирина Гартвих.

Эти принципы, как правило, строители стараются претворить в жизнь, получается, в общем-то, неплохо. Так, к примеру, сданная к началу прошлого учебного года школа в поселке Коммунарка Новой Москвы, как утверждает застройщик, возведена с учетом лучших мировых практик и соответствует самым высоким стандартам. Четырехэтажное здание спроектировано на основе так называемой системы крыльев, расположенных вокруг центрального ядра. Потоки учащихся разведены, много отдельных выходов на улицу, учебные классы хорошо освещаются. В самом ядре размещается общественное пространство – столовая, актовый зал по типу амфитеатра, хореографический и спортивные залы, медиатека, библиотека, рекреационные зоны с возможностью отдыха и общения детей. В целом 40% площади занимают учебные классы, 30% – инфраструктура, еще 30% – функциональные рекреационные площадки. Конечно, нельзя сказать, что архитектура, планирование и «начинка» школы оказывают решающее влияние на качество учебного процесса — все же уровень учителей и администрации, а также грамотно составленные учебные планы гораздо важнее. Однако техническая сторона вопроса, как отмечают эксперты, также напрямую влияют на уровень подготовки учеников.


Мега-размах

Особенно потрясают воображения крупнейшие школы, которые представляют собой высокотехнологичную экосистему, заточенную на максимально эффективное и всестороннее развитие школьников всех возрастов. Крупнейшая в стране школа возводится в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в Нижегородской области. «Школа 800» — это уникальный образовательный объект на 4600 учащихся (3 корпуса на 4550 мест в Нижнем Новгороде и центр дополнительного образования в г. Бор на 450 мест). Этот проект реализуется Министерством просвещения в рамках ликвидации двухсменного режима обучения, здесь внедряются передовые архитектурные решения и ведущие разработки отечественной педагогики. Консультантом по проекту выступил выдающийся педагог, один из лучших учителей России Леонид Наумов, который помогает правильно организовать ученические потоки, спланировать все помещения, перегородки, вплоть до каждого конкретного рабочего места для детей и работников. Аудитории будут оснащены по самому последнему слову науки и техники, можно с уверенностью говорить, что в распоряжении детей появится оборудование, которого до последнего времени не имели даже специализированные вузы. «Так, например, для обучения партнером проекта ГК «Просвещение» разработан специальный мультимедийный стол Пирогова, где можно изучить строение внутренних органов и даже провести виртуальную операцию. Конечно, благодаря таким наглядным пособиям образовательный процесс будет интересным и увлекательным для учеников, а значит, его эффективность повысится в разы», — рассказывали ранее «Российскому образованию» в АО «Специализированный застройщик Нижегородской области «Дирекция по строительству», реализующем проект.

По замыслу архитекторов, строящаяся мега-школа в Воронеже станет настоящим образовательным кластером, который будет состоять из нескольких корпусов с единым общешкольным центром. Центральную часть здания построят в форме большого круга, напоминающего «планету знаний». От нее будут исходить «лучи», в которых разместятся специализированные учебные блоки: естественные, гуманитарные науки, технологии (в том числе информационные), спорт и т. д.

По словам гендиректора ПИ «Гипрокоммундортранс» (компания-проектировщик) Екатерины Алексеевой, «школа будущего» призвана реализовывать новую парадигму – индивидуализацию образования. У каждого учащегося будет формироваться цель получать новые знания в течение всей жизни, для того чтобы увеличивать свою востребованность на рынке труда. Школа в этом случае станет единым пространством, и ученики будут находиться в нем по принципу своей занятости, объединяясь по мере надобности, чтобы решать разные образовательные задачи на стыке школьных предметов.

В центральном ядре школы архитекторы запроектировали единое общественное и культурное пространство. Это будет четырехэтажный атриум. В нем разместят большие трансформирующиеся рекреации и 700-местный амфитеатр. По сути, это будет масштабный актовый зал с возможностью проводить не только школьные мероприятия, но и фестивали, концерты, выставки. Также на первом этаже появятся коворкинги, медиазона, центр школьного самоуправления и литературный клуб с медиакафе. Вместо обычной столовой в мегашколе будет ресторан, причем несколько его залов расположат на разных этажах. У учеников на планшетах установят специальные приложения, через которые они смогут заказывать понравившиеся блюда к определенной перемене в любом удобном обеденном зале. Смарт-технологии планируется применять и в других сферах повседневной жизни учащихся. «Умные браслеты и гаджеты будут помогать в наблюдении за индивидуальной активностью каждого ребенка, чтобы оценивать его заинтересованность учебным процессом», – подчеркнула главный инженер проектов «Гипрокоммундортранса» Елена Колтакова. Также система сможет удаленно мониторить пульс, давление и температуру учеников, чтобы вовремя оказать помощь тем, кто заболеет. К тому же в умных устройствах будут установлены внутришкольные навигаторы, чтобы быстро ориентироваться в огромном здании. Третья школа в рейтинге — типовая, но от того не менее масштабная и размашистая мега-школа в Троицке, крупнейший на сегодняшний день образовательный проект в обоих столицах. Как уточнили в пресс-службе ТиНАО г.Москвы, «в новой школе будут просторные классы с современным оборудованием, методические кабинеты и специальные мастерские. Дети смогут углубленно изучать гуманитарные и точные науки».

ТОП-5 общей площадь зданий

Наименование (описание) тыс кв метров
1 Школа 800 в Нижнем Новгороде и Бору
Нижегородская область
80
2 Московский пр-т, г.Воронеж
Воронежская область
60
3 г.Троицк
Московская область
38
4 Пос.Шушары, г.Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
36,5
5 г.Спутник
Пензенская область
34
Итого: 248,5

Локация школы

Регион

Общая площадь здания(-й), в тыс кв метров

Количество мест

Москва и Санкт-Петербург

1

Пос.Шушары, г.Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

36,5

1650

2

д.Рассказовка, Новомосковский административный округ г.Москвы

Москва

30,7

2100

3

ЖК Славянка, ул.Промышленная

Санкт-Петербург

30,1

1375

4

Колпинское шоссе, г.Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

26,3

1 375

5

г.Мурино, г.Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

21,8

1175

6

ул.Люблинская, г.Москва

Москва

20

1150

7

Деревня Ватутинки (Новая Москва)

Москва

19,4

1200

8

Пос.Коммунарка, г.Москва

Москва

17,9

1325

9

17-м квартал Некрасовки, г.Москва

Москва

15

1150

10

Волоколамское шоссе, г.Москва

Москва

14,2

1100

Центр и Северо-Запад

1

Московский пр-т, г.Воронеж

Воронежская область

60

2860

2

г.Троицк

Московская область

38

2100

3

окрг. Майская Горка, г.Архангельск

Архангельская область

33

1600

4

Пер.Рассветный, г.Калининград

Калининградская область

31

1925

5

МКР Бывалово, г.Вологда

Вологодская область

26

1224

6

ГО Балашиха

Московская область

25

1775

7

г.Кудрово

Ленинградская область

22

1000

8

Дзержинский р-н, г.Ярославль

Ярославская область

20,4

1100

9

МКР Таврово-2, г.Белгород

Белгородская область

19

1100

10

г.Красногорск

Московская область

15,9

1250

Урал и и Поволжье

1

Школа 800 в Нижнем Новгороде и Бору

Нижегородская область

80

4100

2

г.Спутник

Пензенская область

34

2425

3

Автозаводской р-н, г.Тольятти

Самарская область

30

1600

4

Набережный Челны

Республика Татарстан

29,3

1501

5

Р-н Плеханово, г.Тюмень

Тюменская область

27,11

1500

6

МКР Инорс, Уфа

Республика Башкортостан

25,5

1650

7

ул.Академика Вавилова, г.Екатеринбург

Свердловская область

25

1200

8

г.Нижнекамск

Республика Татарстан

24,6

1224

9

Мотовилихинский р-н, г.Пермь

Пермский край

23

1626

10

ул.Весенняя, г.Оренбург

Оренбургская область

21,8


Сибирь и Дальний Восток

1

Игнатьевское шоссе, г.Благовещенск

Амурская область

33

1500

2

МКР Бугач, г.Красноярск

Красноярский край

28,6

1550

3

ЖР Патрокл, Владивосток

Приморский край

24,7

1275

4

Пр-т Ермакова, г.Новокузнецк

Кемеровская область

24

1225

5

МКР Строитель, Хабаровск

Хабаровский край

23,6

1100

6

МКР Юбилейный, г.Иркутск

Иркутская область

23,3

1275

7

ул.Демьяна Бедного, г.Томск

Томская область

22

1100

8

Пос.Восход

Новосибирская область

18

1100

9

Притомский пр-т, г.Кемерово

Кемеровская область

17,5

1050

10

МКР Прометей, г.Якутск

Республика Якутия

14,8

990

Юг и Северный Кавказ

3

Прикубанский округ, г.Краснодар

Краснодарский край

31,1

1875

5

МКР Гидростроителей, г.Краснодар

Краснодарский край

27,3

1550

10

МКР Северная Бытха, г.Сочи

Краснодарский край

26,8

1100

7

Дзержинский район, г.Волгоград

Волгоградская область

25

1000

2

МКР Западный, г.Ростов-на-Дону

Ростовская область

24,6

1650

8

п.Семендер

Республика Дагестан

24,1

1224

4

ул.Колхозная, г.Краснодар

Краснодарский край

23,7

1100

1

г.Урус-Мартан

Чеченская республика

23,2

1224

9

г.Баксан

Кабардино-Балкария

22,5

1500

6

Красноармейский район, г.Волгоград

Волгоградская область

20

1000

Как мы считали | В рейтинг вошли общеобразовательные школы, строительство которых находилось в активной стадии в 2022 году. Основанием для ранжирования послужила общая площадь здания (либо зданий) в квадратных метрах. Информация для составления топ-листа предоставлена региональными органами исполнительной власти и подрядными организациями, а также получена из открытых источников — публичных выступлений чиновников, проектной документации, с сайта госзакупок. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.

 |