По мнению кураторов сферы образования, этому способствовал ряд факторов, в том числе мероприятия по популяризации труда учителя, запущенные в 2023-м в Год педагога и наставника. На федеральном уровне предпринимаются серьезные усилия для того, чтобы молодежь не только выбирала учительскую профессию по окончании школы, но и продолжала работать по специальности после получения диплома.
Большой интерес к профессии. В 2024 году педуниверситетам, подведомственным Министерству просвещения России, было выделено 38 634 бюджетных места. По итогам приемной кампании по направлениям бакалавриата и специалитета «Образование и педагогические науки» подано свыше 370 тыс. заявлений.
«Мы сохранили высокие показатели, достигнутые в Год педагога и наставника, когда количество поданных заявлений выросло почти на треть по сравнению с предыдущим годом. Большой интерес к педагогическим специальностям связан с развитием мер поддержки учителей. Абитуриенты видят, что повышается статус профессии педагога, строятся новые школы, учителям доступно современное оборудование, создаются условия для того, чтобы они могли раскрыть свой потенциал», — прокомментировал глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов.
Значительная работа проведена по популяризации механизма целевого обучения. Абитуриенты нынешнего года могли подать заявку на поступление на целевые места через единую цифровую платформу «Работа в России». Организации и предприятия, приглашающие ребят на целевое обучение, размещали на ней предложения о заключении соответствующих договоров и требования к кандидатам. Каждое третье предложение работодателей на заключение договоров о целевом обучении, опубликованное на портале «Работа в России», было по педагогическим специальностям.
Педвузы Минпросвещения включили в приказ на зачисление в рамках целевой квоты 2253 студента. К началу обучения они подписали договоры с работодателями.Оценка компетенций студентов. 1 сентября педагогические университеты присоединились к проекту «Центры компетенций». Они начали внедрять этап тестирования в программу адаптационной недели для студентов-первокурсников, чтобы охватить диагностикой 80% от общего количества. Сегодня центры компетенций охватывают почти 200 университетов в каждом федеральном округе России, в том числе педагогические вузы. Они становятся инструментом для развития кадрового потенциала системы образования.
Сетевой центр компетенций педобразования создан в апреле 2024 года для развития надпрофессиональных компетенций обучающихся. Головной организацией центра назначен Государственный университет просвещения. По итогам учебного года в проект были вовлечены свыше 23 тыс. студентов педвузов. Из них 15 тыс. полностью завершили диагностику по всем оцениваемым компетенциям.
В ходе тестирования у обучающихся оценивают следующие компетенции: партнерство и сотрудничество, клиентоориентированность, планирование и организация, ориентация на результат, анализ информации и выработка решений, следование правилам и процедурам, коммуникативная грамотность, саморазвитие, лидерство, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект. После завершения теста у ребят в личных кабинетах появляется персональный отчет с результатами и рекомендациями по развитию.
Именные стипендии для будущих педагогов. Правительство России учредило для студентов педагогических вузов ряд именных стипендий. С 1 сентября 2025 года лучшие из них начнут получать стипендии имени А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, Н. М. Карамзина.
Десять ежемесячных стипендий имени А. С. Макаренко по 15 тыс. рублей каждая предназначены для студентов, имеющих достижения в области изучения педагогических программ по русскому языку, литературе, иностранному языку и программ начального образования. Аналогичные по числу и размеру стипендии имени В. А. Сухомлинского будут назначаться студентам-педагогам, добившимся успехов в освоении программ по математике, информатике, физике и экономике.
Стипендии имени К. Д. Ушинского предназначены для десяти лучших студентов, изучающих программы по биологии, химии и географии. Их размер также составит 15 тыс. рублей в месяц. Десять стипендий имени Л. С. Выготского получат студенты, успешно осваивающие педагогические программы по музыке, изобразительному искусству, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности и технологии. Лучшие студенты по педагогическим программам в области истории, права и общество-
знания получат десять стипендий имени Н. М. Карамзина.
«Именные стипендии будут присуждаться студентам, наиболее ярко проявившим себя в области педагогического образования. Рассчитываю, что это позволит привлечь еще больше внимания молодых людей к такой благородной профессии», — отметил премьер-министр России Михаил Мишустин.
Ольга Михайленко: «Работа педагогов стала достойно оплачиваться, и в педвузы пошли сильные абитуриенты»
Кадровые проблемы в образовании решаются разными способами, в том числе через инновационный проект «Профильные психолого-педагогические классы». О его реализации рассказала директор Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова Ольга Михайленко — один из ключевых спикеров онлайн-конференции, прошедшей на площадке журнала «Российское образование»:
— Популярность педагогического образования в последние годы растет. Ключевая причина — рост престижности профессии учителя в обществе. В самом педагогическом образовании происходят масштабные процессы, направленные на серьезное повышение его качества. Увеличивается количество программ подготовки. Современная модель подготовки педагога возникла не на пустом месте. Она является продолжением лучших традиций российского и советского педагогического образования.
Педагогической деятельностью нужно заниматься по призванию, душевному порыву, осознавая степень ответственности работы с детьми, а не из-за желания получить особый статус и социальные гарантии. Все эти факторы обуславливают предъявление более высоких требований к молодым специалистам, которые приходят на работу в школу, и к вузам, которые таких специалистов выпускают. Это прочное знание школьного предмета и способность выходить за его пределы, владение методикой обучения, индивидуальным подходом к каждому ребенку в условиях массовой школы, способность постоянно учиться самому, общая культура. Учитель должен быть примером для ребенка во всем, будь то культурная и гражданская идентичность или умение строить отношения с другими людьми.
Кадровые проблемы в сфере образования решаются разными способами, в том числе через инновационный проект «Профильные психолого-педагогические классы». Этот проект реализуется в КБР с 2022 года, сегодня им охвачены 11 муниципальных и три городских района. За последний год количество профильных классов в республике увеличилось с 19 до 40 (более 700 школьников). Получается, что интерес у детей к профессии педагога, возможно, был и раньше, но работа по его развитию велась непродуктивно или отсутствовала совсем. Психолого-педагогический компонент содержания образовательных программ выстраивается с опорой на практику. За счет этого формируется целостное представление студента о ребенке, процессе его учения и взросления, формирования личности.
Работа педагогов стала достойно оплачиваться, и в педагогические вузы пошли сильные абитуриенты, причем не ради диплома, а ради того, чтобы трудиться в школе. Отработана система сопровождения каждого студента. Это психологическая служба, система наставничества и двойного наставничества. Многие студенты с третьего-четвертого курсов начинают работать в школе и организациях допобразования. А старшеклассники с удовольствием участвуют в различных вузовских мероприятиях. У нас проходит много творческих конкурсов, конференций и олимпиад. У старшеклассников-победителей есть возможность заработать дополнительные баллы при поступлении.
Трудоустройство выпускников — это не только один из важнейших показателей эффективности работы нашего института, но и основная задача, которую успешно решают его сотрудники. Мониторинг трудоустройства выпускников КБГУ за 2023 год показал, что наиболее востребованными в республике являются студенты, окончившие направление подготовки «Педагогическое образование» (доля трудоустройства — свыше 85%).