Концепция развития международной деятельности

— С момента создания в МГТУ высшее образование получили более 30 тыс. человек. Каждый второй выпускник университета остается работать в регионе. Еще более 20 тыс. прошли обу­чение в рамках системы дополнительного профессионального образования. Но для современного вуза международная деятельность была и остается одним из ключевых направлений его деятельности.

Реализация Концепции развития международной деятельности МГТУ за последние пять лет привела к значительному увеличению числа участников международных обменов, расширению границ академической мобильности. Процессы интернационализации университета и экспорт образовательных услуг — важные аспекты международной деятельности МГТУ. Сегодня в вузе обучаются свыше 1000 студентов из более чем 40 стран, в том числе из Африки, Азии, Ближнего Востока, СНГ.

Интернационализация высшего образования

— Откликаясь на вызовы нового времени, МГТУ проводит интенсивную работу по вхождению в мировое образовательное пространство. Эффективным инструментом работы в данном направлении является академическая мобильность. Обучение за рубежом считается неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалиста высокого класса. Именно поэтому содействие академической мобильности — одно из важнейших направлений международной деятельности МГТУ. С этой целью в 2014 году в структуре Центра международного образования университета создан сектор академической мобильности.

Задачи программ академической мобильности — интернационализация высшего образования и культурная интеграция студентов и преподавателей разных стран в научно-образовательную и социальную среду университета. У МГТУ накоплен положительный опыт обеспечения академической мобильности преподавателей и студентов. Университет участвовал в совместных программах по интеграции систем высшего образования, сотрудничая с несколькими зарубежными вузами в рамках проектов ЕС Темпус «Образование — основа устойчивого развития природопользования» и Тасис «Муниципальный менеджмент» при содействии руководства Республики Адыгея и Евросоюза. В рамках проекта Темпус студенты МГТУ проходили учебную практику по инженерной биологии в Эрфурте (Эрфуртский университет прикладных наук, Германия), на острове Лангеог (Германия), Вене (Австрия) и в Южном Тироле (Северная Италия).

Плодотворно развивается сотрудничество с Берлинским техническим университетом, Ганноверским университетом, Эрфуртским техническим институтом (Германия), Венским университетом агрокультуры и прикладных наук (Австрия). Во время визита делегации МГТУ в Венский университет агрокультуры и прикладных наук подписано соглашение о межуниверситетском сотрудничестве. Цель — развитие академического взаимодействия в рамках широкого спектра направлений, включая академическую мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава, разработку совместных исследовательских проектов, подготовку и проведение совместных семинаров, тренингов и конференций.

По окончании реализации проектов ученые МГТУ и РАН издали учебники с грифом Минобрнауки России при совместном участии перечисленных университетов: «Учебник по инженерной биологии с элементами ландшафтного планирования» и «Учебник по ландшафтному планированию с элементами инженерной биологии». Таким образом, МГТУ стал первым российским вузом — инициатором и лидером в продвижении инженерной биологии как современного научного направления, актуальность которого растет в связи с усложнением взаимодействия природы и человека, значимостью проблем сохранения экологической чистоты среды его обитания, биоразнообразия.

Возможность перенять опыт у лучших врачей Европы

— Сотрудничество с одним из ведущих вузов Европы — Фрайбургским университетом им. Альберта и Людвига — у МГТУ сложилось 7 лет назад. Благодаря налаженным контактам за последние 5 лет 32 студента лечебного факультета Медицинского института МГТУ прошли стажировки во Фрайбургской университетской клинике. Это дает возможность нашим студентам пообщаться с уникальными специалистами, перенять опыт у лучших врачей Европы.

Ежегодно в рамках академической мобильности в МГТУ читают лекции и проводят практические занятия профессора из ведущих университетов Австрии, Германии, Италии, Индии, Ливана и т.д. С сентября 2014 года мы участвуем в проекте Европейского Союза — программе Erasmus Mundus, которая охватывает практически все страны и создана с целью повышения мобильности европейских студентов и качества высшего образования за счет финансирования академической кооперации между Европой и остальным миром. Сейчас осуществляется поиск контактов с вузами Германии, Нидерландов, Македонии, Кубы, США.

Приобщение к передовым научным исследованиям и открытиям

— МГТУ приобрел уникальный опыт организации и проведения международных научных школ для молодых ученых, предлагаемый сегодня к тиражированию. Цель таких школ — развитие творческих связей поколений российских и иностранных ученых, налаживание делового сотрудничества между научными коллективами отечественных и зарубежных вузов. Благодаря этому научная общественность получает возможность приобщиться к передовым научным исследованиям и открытиям.

Хорошим примером может служить формирование международных научных школ в области физики атмосферы и смежных с ней науках — математике, биологии, химии, медицине. С 2011 года МГТУ является организатором Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные аспекты геологии, геофизики и геоэкологии с использованием современных информационных технологий», в которой участвуют ведущие профессора из Китая, Абхазии, Москвы.

Впервые ученые МГТУ подготовили фундаментальное комплексное исследование «The Republic of Adygea Environment» («Окружающая среда Республики Адыгея») на английском языке, опубликованное издательством Springer, в котором содержатся результаты естественно-научных исследований природы Адыгеи и дано исчерпывающее представление о ее состоянии. За эту работу авторскому коллективу МГТУ присуждена Госпремия РА в области науки.

Участие в программах академической мобильности открывает студентам и аспирантам исключительные возможности для получения элитного образования, проведения исследований или прохождения практики. Студенты могут не только испытать себя в другой системе высшего образования и стать обладателями диплома зарубежного вуза, но и получить дополнительные знания в смежных областях, развить ряд востребованных надпрофессиональных компетенций (softskills), совершенствовать свой уровень владения иностранными языками, ознакомиться с зарубежной культурой, историей, традициями и обычаями страны пребывания. Опыт обучения в зарубежном вузе повышает конкурентоспособность выпускника на рынке труда: он может использовать полученные за рубежом знания и опыт в будущей профессиональной деятельности в организациях и на предприятиях России, а владение особенностями межкультурного общения является важнейшей составляющей профессиональной компетенции конкурентоспособного специалиста.

 |