Сегодня аграрный университет — коллаборация образования и науки, в которую вовлечены высокотехнологичные компании отрасли. При этом образовательная и научная деятельность, имея исторические корни, актуализируется в соответствии с запросами современного АПК, внешними угрозами и рисками. В настоящий момент в России сложилась уникальная ситуация — требуется рост объемов производства и улучшение качества агрокультур, видов сельхозживотных и птицы при снижении себестоимости производства, что формирует реальный запрос на качественный отечественный семенной генетический материал.
Университет имеет сложившееся научное направление в области селекции и генетики сельскохозяйственных растений и животных. Однако сегодня селекционно-генетический процесс требует существенного ускорения получения результатов и их реализации в аграрном секторе экономики. Для этого нужны кадры с опережающими компетенциями, способные решать задачи в области биотехнологии, молекулярной биологии, биоинформатики как в разрезе фундаментальных основ, так и применительно к прикладным задачам аграрной селекции и генетики. Для решения этих задач в университете создана инженерная школа «Агроген», которая вошла в число победителей конкурсного отбора федерального проекта Минобрнауки РФ. В ПИШ ведется работа по запуску новых программ высшего дополнительного, профессионального образования в области селекции, генетики и биотехнологии сельскохозяйственных растений и животных. Разрабатываются и реализуются образовательные проекты для привлечения талантливой молодежи в эту перспективную и необходимую для развития страны отрасль. Среди последних — предпрофессиональный проект «Агрокласс», новое направление Всероссийской олимпиады для студентов «Я — профессионал» «Селекция и генетика сельскохозяйственных растений и животных».Партнерами ПИШ «Агроген» стала 21 высокотехнологичная компания аграрной отрасли: ГК «ЭкоНива», «Иннопрактика», ЗАО «Агрофирма «Павловская Нива», ООО «Мираторг-Генетика» и другие. Представители высокотехнологичных компаний в качестве членов консультационного совета участвуют в формировании структуры и содержания образовательных программ, определяют уникальный профиль выпускника в соответствии с опережающим запросом отрасли, формируют R&D повестку школы и ее сопряжение с индивидуальными образовательными траекториями.
Отличительной особенностью организации образовательного процесса в передовой инженерной школе является введение института наставничества. Наставники помогают обучающимся в выборе R&D проекта, который предстоит реализовать в период освоения программы, стажировок вне образовательного процесса. Соответственно, сформировать индивидуальную образовательную траекторию для приобретения необходимых компетенций. Для прохождения стажировок в школе реализован механизм грантовой поддержки обучающихся. Создается инфраструктура ПИШ — образовательные пространства, зоны коворкинга. Модернизируется центр биотехнологических исследований. Это позволяет использовать инновационные образовательные технологии и добиваться прорывов в исследованиях. Коллектив университета нацелен на реализацию миссии ПИШ — образование через науку в сфере селекции и генетики животных и растений для достижения технологической независимости и обеспечения продовольственной безопасности страны.