Два приоритета. Две задачи, которые определил национальный проект «Образование», — вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармоничной, социально ответственной личности. На реализацию нацпроекта запланировано 785 млрд рублей.

Эффект будет заключаться в повышении качества образования через его обновление и содержание инфраструктуры. Но главное — без духовного проводника, которым является учитель, ничего не получится.


Мотивация и снижение нагрузки. Сегодня очень мало молодежи идет в учительскую профессию после вузов. 39% учителей — старше 50 лет. Только 70% поступающих получают диплом, только половина выпускников доходит непосредственно до школьного класса. Это большие цифры. Молодые педагоги просто боятся идти в школу. 

Важнейшими задачами являются повышение престижа учительской профессии и вовлечение в педагогическую деятельность талантливой молодежи. Также необходимо решить проблему нагрузки на учителей. В некоторых регионах преподаватели работают на 1,78 ставки, совмещая несколько предметов. В сельской местности совмещение практикуют 21,5% учителей, в городе — 12,8%.

Нужно обеспечить баланс между городскими, сельскими и малокомплектными школами. Если на селе закрывается школа — там прекращается жизнь. Школа — это социокультурный центр. 


Стимулирующие инициативы. Нехватка учителей в России — 10%. Но это в том случае, если они будут и дальше загружены так, как сейчас. Нормальная ставка, при которой у педагога остается время на развитие своих профессиональных навыков, — 1,2. А это уже требует более чем на 20% увеличить численность преподавателей, и в первую очередь за счет привлечения молодых кадров.

Первый шаг в данном направлении сделан. Минпросвещения выступило с инициативой внести изменения в закон «Об образовании в РФ», в соответствии с которыми студенты третьего курса вузов и четвертого курса колледжей смогут работать в школах и вести кружки. Также предлагается возвратить в школы институт наставничества. Решению кадрового вопроса будет содействовать и запуск с 2020 года в стране программы «Земский учитель».

В рамках нацпроекта «Образование» реализуется федеральный проект «Учитель будущего». С его помощью в регионах будут организованы система непрерывного образования для педагогов, повышение престижа профессии и вовлечение талантливой молодежи. 


Исчерпывающий перечень документов. Главной проблемой системы образования остается забюрократизированность школьного дня. Множественные инстанции, социальные службы, налоговые, МЧС обращаются в образовательные учреждения с настоятельными рекомендациями проводить определенные мероприятия, и все — с требованием обязательных отчетов. 

Минпросвещения пришло к выводу, что в школе должно остаться и останется четыре документа: рабочая программа по предмету, календарно-тематическое планирование, электронный журнал, электронный дневник. В рамках цифровой образовательной среды уже в текущем году подготовлен исчерпывающий перечень документов, который вносится только один раз. 


Новые «Точки роста». Ключевая задача как федерального центра, так и регионов — любой ребенок, вне зависимости от места проживания, должен получать качественное образование. В связи с этим в 2019 году на обновление материально-технической базы сельских школ в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» направлено 3 млрд рублей. 

Это позволит создать в 50 субъектах РФ более 2 тыс. центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Также на открытие новых мест в сельских школах в рамках государственной программы «Развитие образования» в ближайшие три года будет выделено 9 млрд рублей.

Обновленные стандарты. Сейчас на стадии согласования находятся обновленные федеральные государственные образовательные стандарты. После их утверждения до конца текущего года также начнется работа по обновлению основных образовательных программ. Этот процесс должен завершиться ко второму кварталу 2020 года. 

Кроме того, Минпросвещения подготовило новый порядок формирования федерального перечня учебников, в котором отражены требования, предъявляемые к экспертам, и их права. Новый порядок конкретизирует перечень критериев проведения экспертизы, что существенно снизит риски попадания некачественных учебников в школу. ||

 |