Активно участвуя в процессе обновления российского образования, институт обеспечивает развитие кадрового потенциала образовательных учреждений региона.
Диапазон важнейших задач. Институт развития образования Краснодарского края — одна из самых значимых составляющих образовательного пространства региона. В фокусе внимания ИРО такие важнейшие задачи, как создание условий для непрерывного повышения и развития профессиональных компетенций управленческих и педагогических кадров образовательных организаций края в соответствии с целями и задачами национального проекта «Образование», переход на проектный метод управления научно-методическим сопровождением развития краевой системы образования, реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, в том числе в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда», организация общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики. Пристальное внимание уделяется созданию и развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, техническому сопровождению и эксплуатации, выводу из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, ведению информационных ресурсов и баз данных.
В структуре института 7 центров, 11 кафедр, филиал в городе Армавире. Сотрудники ИРО — это единая сплоченная команда. В коллективе трудится 221 человек, в числе которых 4 профессора, 2 доктора педагогических наук, 28 кандидатов педагогических наук, 33 доцента, 2 почетных работника высшего профессионального образования РФ, 22 почетных работника воспитания и просвещения РФ, 4 заслуженных учителя Кубани. Кроме того, 25 сотрудников института являются экспертами федерального уровня с широким диапазоном деятельности — от экспертизы учебников и дополнительных программ до экспертизы федеральных конкурсов и членства в государственных экзаменационных комиссиях.
У руля ИРО стоит кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ, заслуженный учитель Кубани Татьяна Гайдук. Под ее чутким, грамотным руководством полностью переосмыслена деятельность педагогических сообществ — сегодня 21 объединение работает в том числе на тьюторское и наставническое сопровождение учителя и объединяет более 20 тыс. педагогов края.
Благодаря высокому профессионализму сотрудников ИРО создается единое региональное научно-методическое пространство, которое включает в себя школьный, муниципальный, межмуниципальный и региональный уровни и работает на развитие педагога и устранение его профессиональных дефицитов.
Нет предела совершенству. Качество подготовки институтом высококвалифицированных педагогических кадров не раз подтверждалось наградами. Совсем недавно Институт развития образования Краснодарского края возглавил рейтинг Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны — 2022» в номинации «Лидер в реализации практико-ориентированного подхода в образовательном процессе».
В 2021 году институт был признан лауреатом Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны — 2021», лауреатом Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров — 2021», номинантом «Лидер в разработке и реализации стратегии образования и повышения качества образования» (V Невская образовательная ассамблея).
В этом году прошел очередной сезон проекта «ТелеШкола Кубани», который местный телеканал создавал совместно с Министерством образования и Институтом развития образования как подведомством министерства. Трансляция видеоконсультации в помощь учащимся 9-х и 11-х классов, безусловно, стала серьезной помощью в их подготовке к выпускным экзаменам. В проекте участвовали 92 самых опытных преподавателя, которые разбирали наиболее сложные задания, анализировали наиболее частые и типичные вопросы выпускников. «ТелеШкола» охватила 10 предметных дисциплин, поэтому каждый мог найти ответы на свои вопросы в 150 записанных лекциях. Нужно сказать, что, судя по отзывам с мест — преподавателей, родителей и самих детей, проект из краткосрочного превращается в настоящий цикл ежегодных видеоконсультаций. Совместно с телеканалом «Кубань24» уже отработано три сезона, и педагоги института выражают готовность к дальнейшей совместной работе. Кроме того, в 2020 году институту присвоен статус федеральной инновационной площадки по теме «Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя».
С 2020 года ИРО осуществляет участие в региональных проектах «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Современная школа». В целях реализации мероприятия по развитию кадрового потенциала педагогов в вопросах изучения русского языка государственной программы Краснодарского края «Развитие образования» институтом заключены соглашения о сотрудничестве с Республикой Дагестан, Республикой Северная Осетия — Алания, Донецкой Народной Республикой. Также были подписаны соглашения с Хабаровским краем о полиэтническом и межкультурном взаимодействии, с Ярославским государственным педагогическим университетом о партнерстве в части формирования и совершенствования функциональной грамотности.
В рамках регионального проекта «Учитель будущего» в 2020 году на базе института создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, который стал точкой роста, профессиональным лифтом педагогов. Центр использует принципиально новые подходы, в первую очередь к системе повышения квалификации. Кафедры Института развития образования Краснодарского края разработали короткие вариативные программы, обеспечивающие предметные и методические компетенции учителя, которые позволяют выстроить индивидуальную траекторию развития каждому педагогу, в том числе и молодому. За три неполных года 8093 педагога повышают самообразование по индивидуальному образовательному маршруту.
Разработан и реализуется план мероприятий, направленных на поддержку престижа педагогической профессии. Пересмотрены содержательные основы проведения краевых конкурсов «Учитель года Кубани», «Директор года Кубани», «Педагог-психолог Кубани», «Воспитатель года Кубани», «Учитель-дефектолог Кубани», «Учитель здоровья». Сейчас они наполнены смыслообразующими новациями. Как результат — увеличилось число победителей, финалистов и лауреатов всероссийских конкурсов на региональном и федеральном уровне. Так, педагог Сергей Карелин победил в региональном этапе II Всероссийской профессиональной олимпиады «ПРО-IT» в 2022 году, педагоги Наталья Анищенко и Дарья Инанишвили стали лидерами в региональном этапе II Всероссийской профессиональной олимпиады «ДНК-науки», а Елена Андреева — призером всероссийского этапа этой олимпиады. Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2021» — краснодарский преподаватель русского языка Полина Пятакова, а воспитатель детского сада Тимашевского района Анастасия Быстрюкова победила во всероссийском конкурсе «Воспитатель года России — 2020». Потенциал у образовательной системы Краснодарского края, и в частности у института, огромен и реализуется в полной мере.