В рамках мероприятия была представлена экспозиция «Образование города Ростова. Современный этап», рассказывающая о результатах проделанной за прошедший год масштабной работы в данной сфере, в частности, о том, как развивается городская система образования, строится фактически новая образовательная инфраструктура, современные школы и дошкольные учреждения, как решается важный кадровый вопрос.
Педагогу могут быть присущи разные качества, кроме одного — равнодушия. И главное для него — найти нужные слова для каждого ребенка, собственным примером вселить в детей веру в сказанное и помочь им найти свое место в жизни, в чем по большому счету и заключается призвание педагога и наставника. С детского сада, с начальных классов малыши постигают секреты окружающего мира, учатся любить Родину, получают первые навыки общения в коллективе и преодоления трудностей, раскрывают свои способности, таланты. На реализацию этих значимых постулатов и нацелено воспитание настоящего человека, гражданина, патриота своей страны.
Приоритетные вопросы. В ставшей уже традиционной августовской педагогической конференции приняли участие председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр Ищенко, глава администрации Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко, начальник Управления образования города Виктория Чернышова, представители сферы предпринимательства, общественных организаций, и, конечно, педагогического сообщества Ростова-на-Дону.
Символично, что нынешняя педагогическая конференция состоялась в объявленный президентом России Владимиром Путиным Год педагога и наставника.
Ростов-на-Дону — город со славными педагогическими традициями. А сегодня в донской столице активное развитие получила инфраструктура системы образования, фактически формируется новое образовательное пространство, строятся современные школы, детские сады, проводится капитальный ремонт образовательных учреждений, вместе с тем решаются вопросы по укреплению материально-технической базы. А также сегодня сложно представить образовательный процесс без квалифицированного преподавательского состава, поэтому теме подготовки молодых педагогов, поддержке учителей уделяется пристальное внимание. И, конечно, важнейшим вопросом является воспитание подрастающего поколения. Этот вопрос всегда был и остается главным на повестке дня и в городском преподавательском сообществе, и у руководства администрации донской столицы.
«Школа — это территория детства, в которой должно быть комфортно учиться, развиваться духовно и физически, вести интересный и насыщенный событиями образ жизни, — подчеркнул в своем выступлении на педагогической конференции глава администрации Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко. 168 советников директоров по воспитанию сегодня сопровождают обучающихся и организовывают работу так, чтобы главный приоритет образования — воспитание — стал эффективнее и качественнее. У нас много одаренных детей и креативных педагогов, которые учат ребенка видеть и создавать красоту. Это те люди, которые передают свои знания и опыт подрастающему поколению, воспитывают и наставляют наших ребят. Их опыт и знания трудно переоценить. В Ростове-на-Дону сегодня более 180 тыс. детей и подростков посещают детские сады и школы. А это значит, что сотни тысяч родителей доверяют педагогам самое ценное в их жизни. Успех в обучении достигается посредством партнерства учителя с учеником и родителями, а успех этого партнерства — образовательные результаты наших учащихся. В текущем году 77 старшеклассников достигли наивысших результатов ЕГЭ, 11 набрали максимальные баллы по двум экзаменам, трое получили по 100 баллов сразу по трем предметам. Высокие результаты работы демонстрируют школы во всех районах города. Главное — не останавливаться на достигнутом, ставить перед собой новые цели и достигать их».
Наградили лучших. В воспитательном процессе современных школьников ключевую роль играет формирование патриотизма у детей. Поэтому одним из важных моментов августовской педагогической конференции стало подписание соглашения о сотрудничестве между Управлением образования Ростова-на-Дону и Всероссийским союзом ветеранов специальной военной операции по Ростовской области и городу. Теперь участники СВО будут вести регулярную работу в школах: принимать участие в воспитании детей, где сегодня ключевая роль отводится формированию патриотизма у подрастающего поколения.
«В свете стремительного развития общества появляются новые тенденции развития сферы образования, в силу чего необходимо формировать у молодежи новые функциональные способности, умение на практике применять полученные знания, продолжил Алексей Логвиненко. — В образовательных учреждениях необходимо развивать профильные классы, привлекать в качестве партнеров ведущие предприятия и вузы города. Сегодня более 90 тыс. ростовских школьников являются членами общественных организаций, около 9 тыс. ребят состоят в молодежных объединениях.
Важен индивидуальный подход к каждому ребенку, создание всех условий для самореализации учащихся, что мы и видим сегодня. Современная школа не только обучает, но и воспитывает подрастающее поколение, укрепляет институт семьи. Учителя разъясняют ребятам цели и задачи ведения специальной военной операции. Школьники должны знать правдивую информацию о СВО. Убежден, что школе, родителям и общественным организациям необходимо единение, чтобы формировать у ребят ответственность за могущество, честь и независимость нашего государства. В современных реалиях педагоги не просто передают детям знания, а вкладывают в их души и умы истинные ценности. Поэтому мы продолжаем поощрять лучших работников сферы образования».
В рамках педагогической конференции наиболее активные и успешные школы получили грантовую поддержку. Высокая оценка дана самым опытным педагогам. Знаками отличия «За заслуги в области образования» отмечены член Общественной палаты города Валентина Бут, специалист Управления образования города Марина Васильева, начальник отдела образования Кировского района Ростова Антонина Воронцова. Кроме того, трем педагогам были вручены ключи от новых квартир: директору школы № 96 Зинаиде Гринько, учителю русского языка и литературы лицея № 11 Ольге Перченко, заведующей детским садом № 268 Татьяне Сагирян. Глава города выразил благодарность за активную жизненную позицию молодым специалистам. А начинающие педагоги предложили ряд инициатив для развития образовательной среды. В их числе: зачисление сразу на третий курс вузов выпускников педагогических колледжей для продолжения образования по своей специальности, создание коворкинга «городская учительская» и социальная поддержка учителей. Все эти предложения будут учтены и приняты в работу.
Крепкая база. В городской системе образования за последние годы была значительно укреплена материально-техническая база, что позволяет обеспечить комфортные и безопасные условия в дошкольных и средних общеобразовательных организациях.
В 2022 году Управление образования города Ростова-на-Дону среди всех муниципалитетов Ростовской области заняло I место в рейтинге мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по реализации задач государственной политики в сфере образования. Деятельность Управления образования города оценивалась по 38 показателям, касающимся воспитания и образования детей, профессионального уровня педагогических кадров, эффективного исполнения выделяемых финансовых средств.
«Хочется сказать много теплых слов в адрес работников отрасли образования, а полученные сертификаты, грамоты и гранты — это результат огромной работы, которая была проделана педагогическими коллективами в прошедшем учебном году, — подчеркнула в своем выступлении начальник Управления образования города Ростова-на-Дону Виктория Чернышова. — Сегодня перед системой образования Ростова-на-Дону стоят важнейшие задачи. Ежегодно в донской столице отмечается рост количества детей в муниципальных образовательных учреждениях. В нынешнем году этот показатель увеличился на 4,4%. В ближайшей перспективе контингент в школах вырастет до 137 тыс. учащихся. Поэтому так важно, чтобы в городе строились новые образовательные объекты, обновлялась инфраструктура действующих школ и детских садов. 2023/2024 учебный год для нас — это время строительного бума в сфере образования. В 2023 году завершена модернизации 5 общеобразовательных организаций, открыты вновь построенные здания 4 детских садов на 740 мест, модуль начальной школы № 75 на 400 мест и школа на 1650 учащихся. Администрацией города взяты в аренду три корпуса детских садов на 520 мест. За два ближайших года будет открыто шесть новых средних школ, пять организаций дошкольного образования, капитально отремонтировано три. По сути сегодня формируется новый инфраструктурный стандарт в городском образовании, который сможет стать примером для других муниципалитетов. Но нужно не просто строить школы и детские сады, важно, чтобы учреждения активно работали над решением поставленных перед ними образовательных задач. Соответственно, необходимо загодя формировать грамотные педагогические коллективы. Причем, если школа имеет определенный уклон или профиль, нужно еще на этапе начала строительства позаботиться о педагогах, которые являются специалистами в той или иной области».
За новые парты. 1 сентября 2023 года в Советском районе города Ростова-на-Дону открылась самая большая на юге России школа. Школа имеет поистине космические размеры, рассчитана на 1650 мест, а столовая — на 600 мест, здесь есть актовый зал с концертным оборудованием на 910 мест, хореографический зал, 4 спортивных зала, стадион, 2 спортивные площадки и др. Школа имеет особенную направленность, здесь созданы «космические классы», лаборатории, кабинеты робототехники с современным оснащением. Обучение ведется в сотрудничестве с госкорпорацией «Роскосмос». У школы установлен уникальный знак отличия — модель ракеты знаний, которую совместно запустили ученики школы № 60, губернатор Ростовской области Василий Голубев и глава администрации Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко.
Знания в приоритете. Понимая, что практически 50% способностей человека в обучении развиваются в первые четыре года жизни, сегодня все детские сады в городе имеют экспериментальные лаборатории, роботоцентры, арт-студии, гончарные мастерские. Современная материальная база детских дошкольных и средних образовательных учреждений позволяет педагогам на практике реализовывать интересные формы работы.
Ключевым приоритетом нового учебного года является создание единого образовательного пространства. «Сегодня школы города, как и вся наша страна, работают в соответствии с обновленными федеральными образовательными стандартами по единым федеральным программам и учебникам, — отметила Виктория Чернышова. — Образовательная программа, учебный план, программа воспитания являются по сути руководством к действию. Немаловажный вопрос — качество обучения. В прошлом учебном году практически 100% учащихся города, которые претендовали на медали, подтвердили свои знания на ЕГЭ. Это 722 медалиста. Целенаправленная работа, объективность в оценке качества обучения позволили нам выйти на такой показатель. И в нынешнем учебном году нам предстоит более рационально подходить к вопросу повышения квалификации педагогов, на постоянной основе проводить диагностику способности учащихся, чтобы верно ориентировать ученика на то направление, в котором он чувствует себя более уверенно. Причем эту работу нужно начинать еще на уровне начальной школы и максимально усиливать в 6-11-х классах, особенно уделяя внимание в 10-11-х классах, когда определяется профиль дальнейшего обучения. Качественное обучение должно быть на всех этапах школьного образования. Сегодня при формировании программ в образовательных учреждениях важно находить такие решения, которые будут создавать для ребенка различные ситуации успеха, порождать желание идти в школу, мотивировать обучение. В этом и состоит профессионализм педагогической команды образовательных учреждений. В прошедшем учебном году 250 юных ростовчан стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. За два года количество участников олимпиадного движения в Ростове увеличилось с 16 тыс. до 43 тыс. человек, почти в два раза возросло количество победителей и призеров олимпиады школьников. Мы работаем над концепцией Центра одаренных детей, который будет открыт весной 2024 года и обеспечит методическое сопровождение школ города в данном направлении. В каждой школе должен быть координатор, отвечающий за развитие олимпиадного движения и его высокий результат».
Главный ориентир. С нового учебного года в школах Ростова-на-Дону усилена профориентационная деятельность. Это усовершенствованная модель работы, которая позволяет задействовать школьников с 6-го по 11-й класс. Организованы профессиональные группы на самом высоком уровне. Школьники знакомятся с особенностями различных профессий, развитием рынка труда в среднесрочной перспективе. Данная модель хорошо соотносится со сложившейся в Ростове практикой по профориентации. На протяжении пяти лет в городе реализуется масштабный проект «Профильные классы». За последние годы их количество выросло почти в 1,5 раза. Расширилась линейка профилей: медицинские, инженерные, педагогические — всего 11 направлений. И это не предел. Главное — в этой работе должны участвовать все: родители, педагоги, предприятия и администрация города, а также средние специальные и высшие учебные заведения.
Также важно, чтобы с ребятами работали подготовленные профессионалы, хорошо знающие свой предмет. «Сегодня все в городе, донском регионе и стране в целом должны обратить внимание на качество подготовки молодых специалистов-преподавателей, — подчеркивает ректор ФГБОУ ВО «ДГТУ» Бесарион Месхи. — Особенно если это преподаватели точных наук: математики, физики, химии, биологии — тех областей, которые остро нуждаются в квалифицированных кадрах. Технические специальности всегда были востребованы в нашей стране, и чтобы обучить хорошие технические кадры, нужен соответствующий уровень подготовки преподавательского состава. Но нельзя забывать и о воспитании подрастающего поколения. В нашем университете на первом месте стоит патриотическое воспитание и культура поведения. Образование через воспитание очень важно, и эти две взаимосвязанные составляющие должны работать вместе, а роль учителя в этой работе колоссальна».