История становления института началась вместе с образованием Сахалинской области — в 1946 году. За более чем 75-летнюю историю учреждение от первоначального муниципального статуса «Институт усовершенствования учителей в г. Тоехара» (сейчас г. Южно-Сахалинск) прошло путь до образовательного учреждения регионального уровня, а в 2022 году Институту развития образования Сахалинской области было присвоено имя Заслуженного учителя Российской Федерации Виктора Гуревича. Институт сегодня — один из современных столпов образовательной системы региона, многопрофильное учреждение, оснащенное по всем направлениям деятельности высокотехнологичным оборудованием. Институт реализует не только дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, но и дополнительные общеобразовательные программы для детей. В его ведении находятся организация и проведение методических, проблемно-теоретических и практико-ориентированных семинаров и вебинаров для руководителей и педагогических работников образовательных организаций и иных учреждений, работающих с детьми. Ежегодно специалисты института проводят более 160 различных курсов, а охват слушателей составляет не менее 4 тыс. человек.
Повышению эффективности научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров Сахалинской области способствует деятельность Центра непрерывного повышения профессионального мастерства как одного из структурных подразделений института, занимающегося разработкой индивидуальных образовательных маршрутов по результатам выявленных профессиональных дефицитов педагогов.
Региональные инновационные площадки (РИП) являются важнейшим элементом инновационной инфраструктуры системы образования Сахалинской области. Институт активно перезагружает работу методического сопровождения РИП. А именно, отмечает ректор ГАОУ ДПО ИРОСО Андрей Химиченко, разработана разноуровневая модель комплексного сопровождения региональной инновационной структуры образования Сахалинской области. Работники ИРОСО — научные консультанты проводят анализ реализации инновационных проектов/программ, направляют усилия на методическую составляющую деятельности РИП, на изменение подходов к формулировке инновационного результата — продукта, более полную диагностику и мониторинг мероприятий, связанных с достижением инновационных результатов в образовательных организациях.
Институт не остается безучастным к вызовам в современном обществе. Активно ведутся подготовка педагогических кадров и методическое сопровождение по направлениям «Бережливое производство», «Основы начальной военной подготовки», «Обучение управлением БПЛА», «Профильные психолого-педагогические классы/группы», «Казачество».
Структурные подразделения института ежегодно организуют проведение более 50 мероприятий различной тематической направленности, в которых принимают участие до 60% работников образования региона и 20% обучающихся образовательных организаций 18 муниципальных образований Сахалинской области.
«Институт развития образования Сахалинской области имени Заслуженного учителя Российской Федерации В. Д. Гуревича — это флагман региональной образовательной системы», — отмечает ректор Андрей Химиченко.