Подробнее об этом нашему журналу рассказала и.о. директора Департамента образования и науки города-героя Лариса Сулима.
— С начальных классов в школьных центрах развития одаренных детей и до окончания школы в рамках работы Центра развития одаренных детей «Альтаир» мотивированные ученики проходят свой образовательный маршрут в соответствии с персональной картой развития. 80 детских садов интегрируются на уровне основных образовательных программ с 65 школами. В Севастополе внедрена целевая модель дополнительного образования детей, включающая в себя навигатор допобразования, персонифицированный учет и персонифицированное финансирование. Поэтому 8 учреждений дополнительного образования дополняют палитру школьных программ. Сегодня в реестре навигатора — более 1600 дополнительных общеразвивающих программ. Ими охвачено порядка 60 тыс. детей от 5 до 18 лет — 73% от общего количества детей этого возраста.
Важным шагом является развитие сети образовательных организаций города. Именно сети организаций, а не перечня! В узлах сети — не учреждения, а образовательные программы.
За последние годы в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя», а также за счет средств бюджета Севастополя введены в эксплуатацию 7 детских садов и 3 школы. Совсем недавно введена в эксплуатацию школа «ЭКОТЕХ+» на 825 мест. До 2025 года планируется сдать еще 8 детских садов на 1830 мест и 6 школ на 2900 мест. Мы будем строить новые современные образовательные пространства для всех уровней и форм образования и воспитания детей — пространства, а не здания! Одновременно, уже с этого учебного года, мы активно включаем школы в городскую среду, инфраструктуру, экономику. Учителя могут выходить в город для проведения уроков — мы будем развивать и поощрять такие формы.
Правительством Севастополя создана межведомственная комиссия, которая определяет вектор развития профессионального образования. В Стратегии развития города определены приоритетные направления: образование, судостроение, туризм, автодело (транспорт), строительство, информационно-коммуникационные технологии, сфера услуг, обслуживания и торговли, сфера городского и жилищно-коммунального хозяйства. Несомненно, что подготовка по профессиональным образовательным программам колледжей и вузов закрывает потребности именно в этих отраслях, хотя востребованными остаются рабочие профессии, ощущается дефицит в квалифицированных кадрах по направлениям «Транспорт», «ИТ-технологии», «Туризм», «Строительство».
Говорить об успехах высшей школы города-героя можно долго. Приведу лишь один пример: Правительством Севастополя и Правительством Республики Крым создан Межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня «МореАгроБиоТех». Посмотрите на перечень направлений деятельности этого центра, и станет понятен масштаб идеи синтеза научной мысли и высоких технологий: развитие и трансфер технологий инновационного судостроения, цифровой навигации и освоения ресурсов Мирового океана, агробиотехнологий, биомедицинских технологий, развитие человеческого капитала высокой добавленной стоимости для рынков «Маринет», «Фуднет», «Хелснет» и смежных высокотехнологичных рынков.
Таким образом, система образования города-героя Севастополь уникальна: она пронизана невидимыми нитями сетевого взаимодействия образовательных учреждений, но лейтмотивом выступает патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодого поколения севастопольцев.