— В 2020 году наш бюджет превысил 72 млрд рублей, а за пять лет вырос почти на 12 млрд. Этот объем позволяет обеспечить реализацию образовательных программ, содержание объектов образования, строительство новых детских садов и школ, выполнение указов президента, развитие системы. Расходы министерства составляют четверть областного бюджета. При этом освоение бюджетных средств ежегодно превышает 99%.
Конечно, и нас, и родителей беспокоят состояние зданий и условия обучения детей в садах, школах и колледжах. Наряду с комплексным капитальным ремонтом ведется ремонт кровель, отопления, ограждений, замена окон. За пять лет 1200 зданий стали более комфортными.
Теперь надо говорить о наличии возможностей. О том, как мы их создаем, в том числе участвуем в национальном проекте «Образование». Задача нового учебного года — на 200% использовать возможности новой инфраструктуры для сохранения интереса к учебе, мотивации детей, профориентации, для повышения качества образования, обучения педагогов.
Цифровые возможности для изменения содержания образования
— Переформатирование части направлений нацпроекта Министерством просвещения России нас радует. Мы поддерживаем смещение акцентов на внимание к оснащению школ, лабораторий естественнонаучного, физико-математического направления, а также на оборудование кабинетов информатики и робототехники.
Один из ориентиров построения современной инфраструктуры — цифровая образовательная среда, повышающая доступность персонифицированного обучения, и не только в школе. Модель ЦОС обеспечит учителя, ученика и родителя новыми технологичными образовательными ресурсами.
Скоростной интернет, новая техника, технологии, цифровые платформы, центр опережающей профпереподготовки в СПО обеспечат условия для изменения содержания образования и профессиональное становление юных жителей области. В новых условиях продолжат обучение почти 85 тыс. студентов СПО. Для получения профессии также важны новые оснащение и технологии. Новые мастерские, подготовка по стандартам «Ворлдскиллс» обеспечивают востребованность наших выпускников и развитие донской экономики.
Ростовская область — уникальный регион России в сфере АПК. 19 учреждений готовят кадры для сельского хозяйства. В рекордном урожае хлеба 2020 года есть частица труда наших ребят и педагогов. Но прежде чем сесть за штурвал современной техники, необходимо закончить школу. Базовая основа для получения профессии — качественное школьное образование всех и каждого из 440 тысяч учащихся.
Под лозунгом «Важен каждый ученик»
— Качественным можно считать образование, если достижения имеют не только ученики, но и учителя. Первая и главная составляющая, на мой взгляд, это квалификация педагогических работников. Также не обойтись без использования возможностей учебного плана ФГОС, индивидуальных образовательных программ, педагогических техник и понятных учебников, по которым бы хотелось учиться. И, наконец, третья составляющая — результаты самих учащихся и оценочных процедур для принятия управленческих решений повышения качества обучения.
Для достижения успеха не обойтись и без секретов «педагогической кухни», которые есть у каждого мастера своего дела. В 2022 году мы участвуем в исследовании оценки качества образования по модели PISA, ключевые особенности которого — выполнение участниками исследования заданий на компьютере, возможность использования банка заданий PISA.
Чтобы войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, нужно как минимум достойно пройти международные исследования. «Важен каждый ученик» — именно под таким лозунгом министерство просвещения запускает проект «500+». Школам с низкими образовательными результатами окажут адресную поддержку. Усилия властей всех уровней по повышению качества общего образования дают положительный результат. Чтобы его объективно оценить, мы используем систему оценки качества, главные звенья которой — государственная итоговая аттестация, проверочные работы, российские и международные исследования.
Анализ достижений для определения болевых точек
— Анализ достижений обучающихся, полученных объективными методами, необходимо использовать для определения болевых точек, принятия шагов к исправлению ситуации, оценки эффекта принятых мер. Это и есть управление повышением качества на основе результатов. Нам предстоит провести ВПР для всех школьников и студентов СПО. Это будет входной контроль знаний без отметок и без оценки педагогов и рейтинга школ.
ВПР перенесены с весны на осень. Мы сделаем все, чтобы они прошли для учителей и детей максимально спокойно и комфортно. Выпускники 9-х классов, не сдававших ГИА в этом году, напишут работы в форме ОГЭ. А итоги ЕГЭ-2020 мы уже подвели. Значительно вырос процент участников ЕГЭ, набравших 80 и более баллов, в том числе по химии, истории, обществознанию, информатике и физике.
Порадовали 100-балльники. 109 работ по десяти предметам получили наивысший балл. А восемь выпускников получили 200 баллов по двум предметам. Средний балл сопоставим с результатами прошлого года.
Реальную учебу не заменить виртуальной
— Завершение учебного года было сложным. Пришлось быстро осваивать новые технологии, иначе готовиться к урокам, постоянно находиться на связи с учениками и родителями, учить не только детей, но и взрослых, осваивать новые формы обучения, менять учебные планы и объем домашних заданий. Все единодушны в том, что опыт электронного обучения получили и будем применять его при необходимости.
Но реальную учебу не заменить виртуальной. В сентябре дети вернулись за ученические и студенческие парты, учителя — к доске. Задача руководителей, органов управления — создать безопасные и комфортные условия для очного обучения, сохраняя здоровье детей и педагогов.