— В последние годы профессиональные педагогические конкурсы стали неотъемлемой частью российского образования. К таковым, разумеется, можно отнести лишь те из них, которые, имея за своими плечами богатую историю, ценностно-смысловую концепцию, традиции, признаны и авторитетны в педагогическом сообществе и стране в целом. Речь поэтому пойдет о конкурсе «Учитель года»: мы вспомним о том, как он рождался, какие первые шаги делал в начале своего пути — в первом десятилетии, в непростую эпоху 90-х, расскажем, как он развивался, какие ставил цели и задачи. Верно сказано: «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» (Козьма Прутков). Полагаю, что экскурс в историю конкурса позволит новому поколению участников и организаторов, а также тем, кому интересна эта тема, не только прикоснуться к его истокам, но и осмыслить уроки конкурсного прошлого и настоящего, устремиться в его будущее.    

0107_Димова.jpg

Не испортить хороший замысел

— Первому и самому авторитетному, продолжительному по времени проведения конкурсу «Учитель года» в нынешнем году исполняется 36 лет. Он рождался в особый, исторически сложный для нашего народа период: уходила в прошлое одна страна, рождалась новая. Инициатором и первым организатором конкурса стала «Учительская газета», которая начала с того, что призвала читателей к обсуждению самой идеи. Публикация «Выбираем «Учителя года», появившаяся 6 июня 1989 года, определила векторы развития прогнозируемого конкурса, его философию и модель. Кратко и емко были сформулированы основные идеи и подходы, с которыми журналисты обратились к учительству России, а также поставили вопросы, ответы на которые могли бы помочь выработать правильную стратегию и тактику проведения конкурса. Эту важную, знаковую в истории конкурса статью можно назвать документом номер один, определившим его цели и сверхзадачи.

Редакция написала: «Учительство всегда разделяло судьбу общества — и болело, и выздоравливало вместе с ним. Нынешнее время настойчиво призывает нового учителя — более открытого, динамичного, восприимчивого к позитивным социальным процессам... Все мы хотим видеть в сегодняшнем педагоге личность с собственной гражданской, профессиональной позицией, носителя интеллектуальной, духовной культуры. Хочется верить, что время личностей в педагогике не за горами... Не упустить бы появления на свет новых учительских талантов, новых идей, адресов новаторского опыта эпохи перестройки, вовремя сделать их общим достоянием. С этой целью редакция выносит на суд читателей идею конкурса «Учитель года».

Дискуссия была активной, письма приходили из разных республик Советского Союза, из зарубежных стран. Читатели присылали предложения о процедуре судейства, отбора экспертов, членов жюри, дискутировали о том, как «не испортить хороший замысел», «помочь непризнанным талантам», как отразить в конкурсных заданиях урочную и внеурочную деятельность учителя, поднимали вопросы воспитания и обучения… Состоялось реальное, никем не ангажированное, по-настоящему профессиональное общественное обсуждение.

Газета получила одобрение от Госкомитета СССР по народному образованию. Руководитель ведомства в 1989-1991 годах Геннадий Ягодин (1927-2015 гг.), ученый, член-корреспондент РАН, доктор химических наук, известный своим неутомимым интересом ко всему новому, передовому и новаторскому в образовании, поддержал идею проведения в стране профессионального конкурса среди педагогов. Было принято решение о создании республиканских оргкомитетов по подготовке и проведению конкурса «Учитель года». Идею также поддержали ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, ЦК ВЛКСМ, Советский фонд культуры, творческий Союз учителей СССР, другие общественные организации.


0001.jpgЗадать правильные эталоны

— Редакция «Учительской газеты», которую в те годы возглавлял Геннадий Селезнев (позже он был председателем Государственной думы России двух созывов) взялась за разработку концепции конкурса, начала кропотливую организационную работу по его запуску. Предстояло увидеть и открыть не только учителя — профессионала в своем предмете, но и личность с неординарным педагогическим мышлением, человека высокой культуры, гуманного, интеллектуального, демократичного, коммуникабельного, думающего, с широким кругозором, способного расти в профессии и вдохновлять на развитие коллег.

Эти концептуальные идеи журналисты «Учительской газеты» заложили в первое Положение о конкурсе «Учитель года», в котором сформулировали цели, задачи, механизм проведения, систему отбора и оценивания конкурсных испытаний. Этот документ был опубликован 30 декабря 1989 года и стал фундаментом, на основе которого происходили становление и развитие конкурса. Возрастающий со временем интерес к «Учителю года» со стороны государства, общества, всех участников образовательного процесса послужил мотивом для проведения других профессиональных состязаний, таких как «Воспитатель года», «Педагогический дебют», «Директор года», «Мастер года», «Первый учитель» и других.

ннн1.jpg

Старт дан: два конкурса «Учитель года» в СССР

— В переломные в истории страны 1990-1991 годы прошли два общесоюзных конкурса «Учитель года СССР». Весной 1990-го на финал самого первого конкурса в Москву приехали 19 педагогов. В 1991-м, последнем году существования Советского Союза, участниками суперфинала стали, в основном, педагоги из разных республик.

Первых двух победителей конкурса «Учитель года СССР» Александра Сутормина, филолога из сельской школы Тульской области (1990 год), и Валерия Гербутова, физика из Минска (1991 год), в Кремле принимал Михаил Горбачев. Заложенная тогда традиция встреч первых лиц государства с лауреатами и победителями конкурса «Учитель года России» продолжилась в середине 90-х, когда в Екатерининском зале Кремля с ними встретился Борис Ельцин. Первое общение Владимира Путина с лучшими педагогами страны состоялось весной 2000-го. С тех пор после подведения итогов конкурса такие встречи с президентом РФ проходят ежегодно.

Членами жюри на первом всесоюзном конкурсе «Учитель года СССР» стали известные педагоги, ученые, деятели науки и культуры. Среди них — педагог-новатор Шалва Амонашвили, народные учителя СССР Виктор Шаталов, Владимир Караковский и Софья Лысенкова, два года возглавлявшая жюри на финалах общесоюзных конкурсов, Александр Асмолов, в то время главный психолог Госкомитета СССР по народному образованию, председатель президиума Педагогического общества РСФСР, профессор-социолог Игорь Бестужев-Лада, ректор Полтавского государственного педагогического университета, академик АПН СССР Иван Зязюн, писатель Анатолий Маркуша, народный художник РСФСР Борис Неменский, народный артист СССР Ролан Быков и другие известные личности.

С 1992 года начался российский этап в конкурсе. Он открыл новые, яркие имена: Артура Зарубу из Подмосковья, Олега Парамонова из Брянска, Михаила Нянковского из Ярославля, Екатерину Филиппову из Рязани и многих других звезд на образовательном небосклоне. «Учительская газета» продолжала подробно и с любовью рассказывать о лауреатах и победителях теперь уже конкурса с названием «Учитель года России», постепенно становясь летописью конкурсного движения.

Безимени-4.jpg

Итоги первого десятилетия

— С первых лет, начиная с 1990 года, интерес и внимание к этому профессиональному педагогическому состязанию возрастали. И не только в педагогической среде, но и в обществе, государстве, средствах массовой информации. Далеко на второй план ушли сомнения, которые часто возникали в начале пути: нужен конкурс или нет? Вектор вопросов изменился в направлении решения других задач: как его улучшать и совершенствовать?

Конкурс становился частью истории российского образования, его новейшего этапа — политически и экономически сложного и противоречивого, в определенной мере драматического и судьбоносного для России. Менялись властные структуры. Приходили и уходили премьеры и министры. Многое менялось и в нашей стране, и в нас самих. Происходили трансформации и в конкурсе. Но неизменным остался главный его приз, классический символ самопожертвования и любви к детям — Хрустальный пеликан, а также прочная доминанта педагогического состязания: открытые уроки, публичные выступления учителей, мастер-классы, демонстрирующие профессиональную позицию, уровень компетентности и глубину мышления, эрудицию, мастерство, кругозор, любовь к профессии. И главное — укоренилась сверхзадача конкурса, сформулированная еще в 1989 году: поиск звезд в учительской среде, открытие новых, ярких имен в педагогике, утверждение принципов гуманистической педагогики, отстаивающей достоинство и свободу личности учителя и ученика.

Все эти годы конкурс набирал силу. Не навязанный сверху, он постепенно расширял свои границы. Первый всероссийский конкурс «Учитель года России» в 1992 году прошел в 17 регионах страны. Цифра росла: в 1993-м — 45, в 1994-м — 56, в 1995-м — уже 63. В последующие два года 58 регионов представили своих победителей. В 1998-м 73 участника приехали в столицу на финал. В 1999-м за победу боролись 69 претендентов — значит, в конкурсе принимали участие 69 субъектов. А последние несколько лет в конкурсе участвуют абсолютно все регионы.

photo_2025-05-06_14-57-09.jpg

«Болезнь» роста и эпоха критики

— Не сразу и не все признали «Учителя года». Конкурс пережил «болезнь» роста и эпоху критики. Сложившийся образ авторитарного учителя в безликом костюме контрастировал с новым обликом: приоритет на конкурсе был отдан не урокодателю, а личности, наделенной талантом и дарованием. Поиском именно таковых и занимался все годы конкурс.

Кого-то шокировало, что на сцену вышел не только блестящий педагог, но и вполне состоявший актер, музыкант, поэт, исследователь, творец. Вспомним Антона Чехова: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело». Человек, способный общаться с большой аудиторией на понятном для нее языке, остроумный, находчивый, обаятельный. Это шоу, говорили оппоненты, оно противоречит природе учительской профессии.

Но сторонников и друзей оказалось значительно больше. Внешние эффекты театрализованных финалов закрытия (что вполне соответствует жанру праздничных концертов, когда объявляют и чествуют победителей) не помешали им разглядеть более существенное и принципиально важное в конкурсе — общественную, социальную значимость, неоценимые возможности для профессионального и творческого роста учителей России в целом. Все мифы о том, что на конкурсе недостаточно внимания уделено предметной компетентности педагога, не имели под собой реальной почвы.

Основным стержнем «Учителя года», его профессионально-педагогической кухней изначально были и оставались ученики, школа, урок, где решалась судьба конкурсантов. Уровень их квалификации и мастерства оценивали профессионалы: предметное и большое жюри, компетентные специалисты, ученые, известные учителя, а также дети и взрослые, входившие в состав групп ученического и родительского жюри.

Со временем конкурс приобрел более серьезную научную базу, постоянно шел процесс расширения границ участия в нем самых разных специалистов, профессионалов, ученых, методистов, даже академиков. Тот факт, что 30 лет назад в 1995 году предложение стать председателем большого жюри принял ректор Московского государственного университета, академик Российской академии наук Виктор Садовничий, говорит само за себя. По сегодняшний день он остается бессменным его руководителем.

DSC_1688.jpg

Ощутить себя личностью

— За первые десять лет конкурс сделал главное — дал возможность его участнику независимо от того, стал ли он лауреатом или победителем, ощутить себя личностью. Одно дело — профессиональное общение в своей школе, среди коллег, совсем иное, когда ты демонстрируешь мастерство, представляешь собственный имидж в сравнении с другими на всероссийском уровне. Важным итогом первого десятилетия является и тот факт, что в 1990-е годы формировался некий общий портрет, образ учителя-победителя, которого и хотели открыть создатели конкурса.

Можно утверждать, что в истории «Учителя года» этот период стал точкой отсчета для его будущего, для перспектив роста и развития. Закладывалась традиция, «незыблемая скала» («Есть ценностей незыблемая скала», Осип Мандельштам), благодаря которой утверждалась негласная истина: лауреаты, победители должны нести и демонстрировать высокий профессионализм, общую высокую культуру, широту мышления и кругозор, уметь вдохновлять других, талантливо представлять свои опыт и мастерство широкой аудитории. Поколение победителей и лауреатов конкурса первого десятилетия задавало в этом отношении яркие образцы, примеры, эталоны. И в последующие годы — во втором и третьем своем десятилетии — конкурс продолжал открывать ярких учителей. Абсолютными победителями становились именно те педагоги, образ которых был в сознании разработчиков первого Положения о конкурсе, именно таких педагогов они мечтали увидеть на нем. Многие прогнозы сбылись, задуманное стало реальностью.

Пространство общения и популяризации профессии

— Время показало, что конкурс «Учитель года России» (включает в себя подготовку к нему и то, что происходит после него) в самом деле стал живой демонстрацией педагогической практики, инструментом трансляции ее лучших образцов, своеобразной площадкой для продвижения инновационных педагогических идей. Конкурс значительно расширил пространство активного педагогического общения, актуализировал творческий потенциал в учительской профессии.

Кроме того, «Учитель года» оказался мощным кадровым резервом: сегодня многие участники возглавляют образовательные учреждения, руководят органами управления образования разных уровней, входят в образовательную элиту страны. Очень важно и то, что конкурс открыл новые возможности для горизонтального роста педагогов. Можно привести немало примеров, когда именно участие в нем побудило учителей к научным исследованиям, защите диссертаций, написанию статей, пособий, книг, методических рекомендаций...

С момента запуска самого первого конкурса задача популяризации педагогической профессии была в числе важных и приоритетных. В начале 2024 года на канале «Россия» при участии Министерства просвещения РФ при информационной поддержке VK и по поручению президента стартовал первый сезон телешоу «Классная тема». Появление проекта не случайно: у него есть своя предыстория. В 2021 году, традиционно встречаясь с лауреатами «Учителя года России», Владимир Путин предложил проводить конкурс круглогодично и в формате реалити-шоу. Основная мысль, которую тогда несколько раз повторил глава государства, заключалась в следующем: «Конкурс должен быть живым, познавательным, зрелищным и захватывающим действием, поскольку сам по себе он является интересной сферой деятельности».

Всем было понятно, что именно телевидение может сыграть в этом важную роль, обладая особенными ресурсами, огромной зрительской аудиторией, в которую входят практически все участники образовательного процесса: ученики, студенты, мамы, папы, бабушки и дедушки. Первым победителем телешоу «Классная тема» стал лауреат конкурса «Учитель года России»-2022 Аслан Кашежев — физик из Кабардино-Балкарской Республики, что, согласитесь, символично, как и то, что многие педагоги, пройдя через этот телевизионный проект, идут потом в конкурс «Учитель года».

Послесловие

— Конкурс «Учитель года России» изначально рассматривался как пространство распространения и продвижения всего лучшего в образовании, как восхождение к вершинам педагогического мастерства и творчества. Прогнозы о том, что он поможет конкурсантам расширить границы профессионального общения, выведет на иной уровень коммуникацию, сетевое взаимодействие учителей года, поднимет планку и конструктивность диалога между регионами, вполне подтвердились и получили реальные очертания. Практически сразу, после первых двух конкурсов, стали появляться региональные клубы учителей года, инициирующие важные для повышения качества образования проекты, семинары, форумы, слеты. В педагогической лексике появилось новое понятие — послеконкурсное движение, которое способствовало объединению и усиливало взаимодействие педагогов, прошедших через конкурс в разные годы. В 2022 году была официально зарегистрирована общероссийская общественная организация лидеров образования «Учитель года».

Одним словом, богатая история и потенциал конкурса «Учитель года России» позволяют сегодня говорить о нем как дополнительном ресурсе развития системы отечественного образования, эффективном инструменте профессионального роста педагога. Изначально продуманная стратегия, философия, концепция конкурса, а также сформировавшееся вокруг него солидное экспертное, педагогическое сообщество позволили ему занять особое место в образовательном пространстве страны.

Хочется верить, что подобная судьба ожидает и другие профессиональные конкурсы, которые, кстати, в нынешнем 2025 году будут стартовать одновременно и проходить, как и в 2024-м, синхронно: на первом туре — в разных регионах, на родине победителя (традиция), на втором — в гимназии имени Е. М. Примакова в Московской области, где лауреаты всех четырех конкурсов продолжат соревноваться за звание призеров и победителей. И все это будет происходить согласно новому, утвержденному приказом министра просвещения РФ Сергея Кравцова единому документу под названием «Положение о порядке и условиях проведения всероссийского конкурса «Учитель года России» и всероссийских профессиональных конкурсов «Воспитатель года России», «Директор года России», «Первый учитель».

Текст: Ирина Димова