Несмотря на то, что внеурочные занятия уже вошли в программу, а школы получили методические рекомендации, вопросов остается немало. Причем как среди педагогического состава, так и среди школьников и их родителей. Вместе с экспертами «Мобильного Электронного Образования» разбираемся во всех нюансах проекта.
Как педагогу объяснить суть проекта детям и родителям?
Максим Беркович, заместитель генерального директора «Мобильного Электронного Образования»:
Впервые в широкие массы инициативу о введении «исторического образования» вынес в апреле 2022 года глава Министерства просвещения Сергей Кравцов. Тогда не исключалось, что это будет даже новая учебная дисциплина, но затем было решено ограничиться введением одного внеурочного занятия в неделю – в понедельник первым уроком у всех классов. Проводят «Разговоры о важном», как правило, классные руководители.
Какова цель инициативы? Как сказано на официальной странице «Разговоров» на сайте ведомства, эти занятия просвещают школьников относительно «ключевых аспектов жизни человека в современной России».
Сама эта формулировка уже вызвала неоднозначную реакцию. Например – кто будет определять, что является ключевым, а что – не очень? Для упрощения задачи чиновники Минпросвещения уже разработали методические рекомендации и тематические «подсказки» для проведения «Разговоров о важном» на ближайшие месяцы. Темы носят календарную привязку к праздникам и памятным датам:
- Юбилей Циолковского,
- День матери и День отца,
- День музыки,
- День народного единства и другие.
Но есть и общие, идеологические и социальные темы – традиционные семейные ценности, символы России и т.д. Эта методичка носит рекомендательный характер. Использовать её или другие материалы — решает сам педагог, право гарантировано статьей 47 ФЗ «Об образовании». Но из неё становится понятным общий вектор этих занятий.
Может ли педагог отказаться от проведения «Разговоров о важном»?
Александр Трифонов, заместитель генерального директора по методической работе и продвижению «Мобильного Электронного Образования»:
«Согласно действующим образовательным нормам и пояснениям министерства, внеурочная деятельность не может быть навязана педагогу, её можно брать только на добровольной основе. Поэтому отказаться классный руководитель от этой нагрузки может. А вот взять ее и пропускать занятия – нет. Это будет прогул».
Можно ли пропустить занятия ребенку?
Что касается учеников, то их посещение внеурочных занятий регламентируется статьей 43 Закона «Об образовании в РФ»:
Все ученики должны «добросовестно осваивать образовательную программу, <...> в том числе посещать предусмотренные учебным планом <…> учебные занятия».
За прогулы внеурочного занятия в отношении них могут быть применены дисциплинарные меры – разговор с самим учеником, вызов в школу родителей и т.д. В то же время, поскольку занятия эти именно внеурочные, они не предполагают выставления оценок ученикам, а учителям нет необходимости вести по ним дополнительную отчетность.
Можно ли менять материал урока и как проводить занятия?
В рамках «Разговоров о важном» классные руководители могут использовать специальные интенсивы под названием «Классный марафон» от Академии Министерства просвещения. Посмотреть архив уже существующих лекций можно в отдельном плейлисте в группе Академии ВКонтакте. А ознакомиться с анонсами грядущих интенсивов – на странице «Сервиса для классных руководителей».
Что касается выбора тем и методических рекомендаций — учитель выбирает сценарий урока сам. А вот общей тематической канвы придерживаться необходимо, пусть и с некоторыми изменениями сценарного плана. Эти отклонения могут быть вызваны различными аспектами – уровнем технической оснащенности кабинета, личными качествами и опытом педагога и пр.
Вероятно, значительная часть педагогов предпочтет воспользоваться готовыми разработками для сокращения времени подготовки к занятию, которое является внеурочным.
Тем более, что многие учителя до сих пор сомневаются: будет ли им оплачена эта дополнительная нагрузка или она вменяется как обязанность классного руководителя, не требующая дополнительной оплаты. Давайте найдем ответ и на этот вопрос.
Оплачиваются ли эти занятия педагогу?
Александр Трифонов, заместитель генерального директора по методической работе и продвижению «Мобильного Электронного Образования»:
Ответ однозначный: да. «Разговоры» являются внеурочной работой, и за каждый академический час занятий законом предусмотрена дополнительная оплата. И не только законом – данный вопрос был отдельно отмечен в протоколе совещания Минпросвещения от 2 августа (пункт 1.1). Согласно документу, чиновники решили даже «поставить вопрос оплаты “Разговоров о важном” на особый контроль».
Что думают о «Разговорах» известные личности
Своё мнение за время появления инициативы и её реального воплощения в первые занятия уже успели высказать многочисленные педагоги, психологи, чиновники сферы образования и иные авторитетные лица. Приведем некоторые из них.
Руководитель и учитель петербургской школы «Апельсин» Дмитрий Зицер приводит свою точку зрения:
— Само название «Разговоры о важном» звучит круто. Если дети в 8-ом классе станут делиться тем, что им кажется важным, как это важное формируется, как связано моё и общественное важное — это здорово. Другое дело – когда классным руководителям и родителям учеников говорят, что важно, а что не важно. В этот момент процесс образования и познания, основанный на любопытстве, рефлексии и сомнении, завершается.
Психолог Людмила Петрановская порекомендовала родителям быть смелее и не испытывать страха:
— Вы главные люди в жизни ребенка, как минимум до подросткового возраста. Никакие мероприятия не будут для него авторитетнее вас, если у вас хорошие отношения.
Интересным на этом фоне выглядит и мнение самого министра просвещения, которое он озвучил в беседе с корреспондентом ТАСС. По его словам, главная польза в том, что ученики сейчас получают информацию преимущественно из интернета – а это далеко не всегда эталонный источник знаний. А нередко сведения там и вовсе являются ложью и дезинформацией.
По мнению Сергея Сергеевича Кравцова, «Разговоры о важном» не должны быть просто уроками. Дискуссии, споры, конкурсы – что угодно, лишь бы учащиеся были вовлечены в мыслительный процесс и активный диалог.