В рамках программы съезда в формате стратегических и тематических сессий и дискуссионных площадок обсуждались приоритеты государственной политики в сфере дошкольного образования: обеспечение его доступности, укрепление единого образовательного пространства России, содержание и планируемые результаты федеральной программы дошкольного образования, преемственность, формирование развивающей среды, организация программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Эксперты дошкольного образования со всей страны говорили о профессиональной подготовке специалистов, компетентности родителей. Особое внимание уделили современному институту наставничества и созданию актуальных ориентиров в воспитании.

HOW2E94Fi0g.jpeg

На сессии, посвященной билингвальному образованию в поликультурной среде, речь шла о сохранении языковых традиций, а на сессии, посвященной сотрудничеству детского сада и семьи, акцент делался на традиционных семейных ценностях, успешных практиках просветительской деятельности в детском саду и родительской компетентности.

На дискуссионных площадках обсуждались также вопросы профессиональной подготовки педагогов, особое внимание было уделено современному институту наставничества и формированию актуальных ориентиров.

Делегатами мероприятия выступили руководители и специалисты органов управления в сфере образования, педагогические работники дошкольных образовательных организаций, работники дополнительного профессионального образования, представители педагогических учреждений высшего образования и среднего профессионального образования, общественных объединений педагогических работников системы дошкольного образования, а также родительского сообщества.

Депутат Государственной Думы РФ, руководитель ВОО «Воспитатели России» Лариса Тутова приняла участие в торжественном открытии съезда и пленарном заседании, выступив перед коллегами с докладом.
В своем приветствии к делегатам и организаторам съезда Лариса Николаевна Тутова отметила, что цель мероприятия — не столько собрать вместе специалистов дошкольного образования, чтобы они могли обменяться опытом, обсудить актуальные проблемы детских садов, особенно в наше непростое время, и предложить пути их решения, поговорить о вопросах обновления программы образования в детских садах.


u-FEI1Wpxjo.jpeg

Депутат рассказала, что сейчас стоит главная государственная задача — повышение доступности дошкольного образования, и на ее решение в проекте нового бюджета на предстоящие три года предусмотрено достаточно серьезное финансирование.
«Помимо финансовой составляющей государственной поддержки дошкольной сферы важно обеспечить совершенствование федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы качества и доступности дошкольного образования», — отметила Лариса Тутова.

Она подчеркнула особую важность решения данных задач. С увеличением российских территорий будет и увеличение количества учреждений для детей раннего дошкольного возраста, кадровый вопрос, скорее всего, станет еще острее.

YD524GQ2z48.jpeg

«Сейчас проводится огромная работа и в системе подготовки педагогических кадров, и в массовой практике консультирования, чтобы сохранить ценность педагогических приемов и подходов, которые традиционно использовались в работе с детьми, а теперь еще соблюсти единообразие этих подходов во всех российских территориях», — рассказала парламентарий.

Лариса Тутова отметила, что эксперты в области дошкольного мира и коллеги из Минпросвещения пришли к единодушному мнению: проекту новой федеральной образовательной программы дошкольного образования, опубликованной на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, требуется доработка и решение проблем, выявленных в ходе мониторинга качества дошкольного образования.

«Задача здоровьесбережения стоит на последнем месте среди остальных задач. И это недопустимо. Недостаточное внимание, на наш взгляд, уделено моделированию и конструированию. Не увидели с экспертами в перечислении форм деятельности совместной и самостоятельной деятельности, — на этом концентрировала внимание присутствующих Лариса Тутова. — Словом, коллеги, мы знаем, над чем еще надо поработать, чтобы донастроить нашу федеральную образовательную программу дошкольного образования».

Каждый год резолюция съезда является планом для проведения серьезной работы, позволяющей совершенствовать систему дошкольного образования, и результаты этой работы должны быть не только зафиксированы в отчетах, но и видны всем: родителям, сотрудникам образовательных организаций и управленцам.

По итогам работы VII Всероссийского съезда работников дошкольного образования вышел сборник статей, в котором рассмотрены основные направления развития системы дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе вопросы реализации программы воспитания в дошкольной образовательной организации, преемственности уровней дошкольного и начального общего образования, формирования развивающей предметно-пространственной среды современного детства, организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью, организации сотрудничества педагогов и семьи в ДОО, подготовки современного педагога дошкольного образования. Сборник доступен для скачивания по ссылке: Сборник статей.


Справка:

VII Всероссийский съезд работников дошкольного образования прошел в Москве 17-18 ноября 2022 года. В нем приняли участие более 350 делегатов из всех субъектов Российской Федерации, а также из республик Беларусь, Абхазия и Южная Осетия в очном режиме, и около 40 тысяч специалистов присоединились к онлайн-трансляции. Среди участников — представители Совета Федерации, Государственной Думы, Общероссийского Профсоюза образования.

Организаторы съезда: Министерство просвещения РФ, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».